9
 

«ШелонскийАгроИнвест»

В среду, 7 октября, в известном далеко за пределами Порховского района муниципальном предприятии «Совхоз «Шелонский» сменился директор — бывший руководитель, спикер Порховского районного Собрания депутатов Александр Грузд накануне находился в должности последний день и тогда же заявил ПАИ, что уже не уполномочен давать какие-либо комментарии о будущем свинокомплекса. В тот же день коллективу представили нового топ-менеджера Андрея Матвеева, который провел планёрку с руководителями структурных подразделений, где рассказал о ближайших перспективах «Шелонского» - в частности, о том, что комплекс берёт в аренду прямой конкурент — ООО «ПсковАгроИнвест» депутата Псковоблсобрания, председателя парламентского комитета по агропромышленному комплексу и природопользованию Александра Братчикова. Все эти пертурбации происходят на фоне процесса акционирования предприятия, который, согласно весенним прогнозам руководителя областного сельхозуправления Николая Романова, должен завершиться как раз нынешней осенью. Псковское агентство информации решило разобраться, какое будущее ждёт предприятие и знаменитый бренд.

 

Проблемный, но лакомый кусок

«Совхоз «Шелонский» - знаковое предприятие и для Порховского района, и для Псковской области в целом.

Продукцию «Шелонского» знают, любят и покупают многие жители Пскова, Санкт-Петербурга и соседних областей (в том числе — в сети фирменных магазинов предприятия). Достаточно сказать, что знаменитая порховская тушенка при цене в несколько раз выше многих аналогов так и вовсе для многих является «золотым стандартом», поскольку производится в строгом соответствии со старым советским ГОСТом 697-84. В интернете даже есть специальные сайты и группы в соцсетях по продаже конкретно этого продукта в Москве и Санкт-Петербурге: практически гастрономические фан-клубы!

Переводя на экономический язык, не менее, а может быть и более весомым активом компании являются не только её цеха, но и сам бренд с обширной высоколояльной аудиторией.

Кроме того, изделия предприятия не раз получали высшую оценку на престижных агровыставках.

Знаковым «Совхоз...» является ещё и потому, что это одна из последних до последнего времени успешно работавших коммерческих организаций в статусе «муниципального предприятия». Из-за данного статуса по решению муниципального парламента компания половину своей прибыли отчисляет в районный бюджет, что во многих случаях было весомым подспорьем для местных властей. А кроме того, «Шелонский» выполнял своеобразные функции «палочки-выручалочки» главы муниципалитета, принимая на себя всевозможную «социальную нагрузку».

На предприятии ещё в этом году работало практически 500 человек. И хотя сейчас, по некоторым данным, их количество уже сократилось почти на 20%, «Совхоз...» по прежнему является ещё и одним из главных работодателей в районе.

Таким образом, будущее предприятия весьма важно для всей области. Но за последние несколько лет «Совхоз «Шелонский» погряз в долгах и скандалах с задержками выплаты зарплат...

До ВТО и после

Советское хозяйство по разведению свиней появилось неподалёку от Порхова, возле деревни Полоное, в 1987 году. Предприятие динамично развивалось. В 1995 году был построен свой кормоприготовительный цех, производство комбикормов в котором впоследствии было доведено до 50 тонн в сутки, что обеспечивало до 90% потребностей предприятия, а также позволяло контролировать качество мяса.

В 1998 году произошло первое знаковое событие, касающееся организационной формы предприятия — совхоз был преобразован в муниципальное унитарное предприятие.

В 1999 году был построен консервный цех.

В том же году, а затем в 2002 годах в «Шелонский» завезли английских свиней, которые давали помесных ремонтных свинок: уже их потомство позволило получить высокий выход качественного мяса.

Через год, в 2003 году, была предпринята первая попытка акционирования — соответствующий вопрос даже выносился на рассмотрение районного Собрания депутатов, но его рассмотрение провалилось.

Затем в 2005 году в совхоз завезли ещё и хряков из Канады: куплены были племенные животные с высоким генетическим потенциалом. Ведущие специалисты «Шелонского» ездили на обучение и стажировки в страны Европы: Англию, Данию…

В результате с 2004 года порховская продукция начала завоёвывать одну медаль и диплом за другими: диплом 1 степени конкурса «100 лучших товаров России», золотая медаль «Европейское качество»…

Затем в «Совхозе...» начался кризис: с 2006 по 2007 годы поголовье свиней сократилось с 25 до 19,2 тысяч.

Новый виток развития «Шелонский» получил в 2008 году, когда его возглавил остававшийся до 6 октября 2015 года генеральным директором Александр Грузд, сменивший на этом посту Эдуарда Хюннева.

Александр Грузд получает награду «Совхоза «Шелонского», ставшего победителем премии «Народное признание»

Поголовье вскоре восстановилось до прежних показателей, и вплоть до 2012 года предприятие неизменно показывало положительную динамику. В 2010 году совхоз даже запускал строительство агрогородка в Полоное для молодых специалистов, регулярно выводил на рынок новые виды продукции.

Однако затем страна вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) и была вынуждена резко снизить экспортные пошлины - в том числе на свинину. В страну хлынул поток дешевого заграничного мяса, оптовые цены упали почти на 40%. С другой стороны по отрасли бил трёхкратный (с 2009 по 2013 годы) рост цен на используемое для производство комбикормов зерно и бушевавшая в стране африканская чума свиней.

В результате выручка падала, у «Шелонского» начали образовываться долги… В первые декабрьские дни 2012 года на сайте губернатора Андрея Турчака turchak.ru появилось обращение «Спасите совхоз «Шелонский», в котором анонимный посетитель заявлял, что предприятие приближается к неизбежному банкротству.

При этом еще в начале «десятых» годов муссировались слухи о попытках различных интересантов продавить процесс акционирования «Шелонского», однако тогда муниципальные власти отбивались от этих попыток как могли — и не только потому, что совхоз был «дойной коровой» местного бюджета, а также удобным инструментом для финансирования под видом благотворительной или спонсорской деятельности различных проектов, которые через районный бюджет напрямую профинансировать было бы проблематично. Не менее важным был тот факт, что «советское» хозяйство оставалось таким по духу и в рыночных условиях: на предприятии были далеко не самые плохие для района условия оплаты труда, действовал своеобразный «соцпакет» в виде весомых мясных «пайков», а главное — численность персонала достигала пятисот с лишним людей. Между тем, уже тогда было понятно, что частный собственник, который смог бы привлечь инвестиции для модернизации, после этого спокойно обошелся бы гораздо меньшим количеством обслуживающих производство специалистов. А муниципалитет, конечно, не мог допустить резкого скачка безработицы.

На пути к акционированию

В 2013 году разговоры об акционировании разгорелись с новой силой. Директор предприятия Александр Грузд этому всячески противился, так как заявлял, что для государства приватизация в кризис невыгодна — ликвидное имущество уходит с молотка по минимальной цене.

Однако в первом полугодии 2013 года «Шелонский» произвёл продукции в объёме лишь 77% от показателей за аналогичный период предыдущего года, рентабельность производства упала практически до нуля - и тогда же глава района Виктор Степанов начал публично говорить уже не только об акционировании в виде получения 100% акций районом, но и фактически последующей приватизации: «Сейчас мы ведем переговоры с возможными инвесторами. Хотя свиноводство сейчас довольно-таки сложная для инвестирования отрасль. […] Я готов на любое предложение, чтобы сохранить рабочие места на совхозе». Районные чиновники, в свою очередь, ссылались на то, что предприятию стало сложно конкурировать с построившим гигантские свинокоплексы на юге области «Великолукским мясокомбинатом».

В результате в 2014 году г-н Степанов уже заявлял, что муниципалитет не в силах «тянуть» предприятие-должник и объявил, что совхоз может приобрести некий специализирующий на строительстве холдинг из Санкт-Петербурга, которому в окрестностях совхоза принадлежит много земельных наделов. Позже появилась информация, что речь идёт о компании «Дальпитерстрой», которая ранее в агробизнесе не участвовала, однако чуть ли не создала к тому времени для управления будущим активом специальный торговый дом.

В мае 2015 года на сессии Псковского областного Собрания представитель ЛДПР Сергей Макарченко поинтересовался у начальника главного управления селького хозяйства, ветеринарии и гостехнадзора Николая Романова - «Что там с Шелонским?». «Мы оцениваем ситуацию в совхозе как критическую, но банкротства не будет, – заверил руководитель сельхозуправления. – Были переговоры по привлечению инвесторов, предприятие пройдет акционирование. Наша задача – банкротства не допустить».

Параллельно в этой истории и появился руководитель «ПсковАгроИнвеста» г-н Братчиков, который весной получил ещё и председательскую должность в сельхозкомитете регионального парламента.

Александр Братчиков

Первоначально он лишь комментировал новости о «Шелонском». Сначала Александр Николаевич просто положительно оценивал возможный приход петербургского инвестора — дескать, пусть попробуют, раз у нас мало тех, кто потянет объём необходимых инвестиций… При этом тогда же в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» он ответил на вопрос, почему сам не готов заняться порховским совхозом: «Усидеть на двух стульях достаточно тяжело, потому что предприятие «Шелонское» достаточно крупное и находится оно далеко от нас, и лучше меньше, да лучше. Плюс у нас есть свои проекты по развитию своего предприятия с увеличением поголовья, строительством колбасного завода и строительством новой достаточно крупной товарно-молочной фермы. Так дальше шагать, можно штанишки порвать».

Летом 2015-го в публичную плоскость всё чаще начали прорываться сообщения о периодических задержках зарплаты в «Совхозе «Шелонском». К конце лета ситуацией вплотную занимался Псковский областной совет профсоюзов, который возглавляет депутат Псковского областного Собрания Ульяна Михайлова.

И вскоре появились новости о том, что у «проблемного» предприятия нашёлся новый потенциальный покупатель.

«Да придёт спаситель»

Во вторник, 6 октября, когда стало известно, что в «Шелонском» появился новый руководитель Андрей Матвеев [Александр Грузд, по словам главы района г-на Степанова, ушёл «по состоянию здоровья» - ПАИ], он сходу объявил коллективу, что предприятие берёт в аренду «ПсковАгроИнвест».

То есть вдруг выяснилось, что г-н Братчиков всё же рискнул «посидеть на двух стульях» и «штанишки порвать» не испугался. Правда сам он в этот день в беседе с корреспондентом ПАИ какую-либо причастность к ситуации в «Шелонском» отрицал, но на следующий день поспешил скупо сообщить в СМИ о чуть ли не вынужденной аренде: «В связи с тем, что на «Шелонском» сложилась достаточно тяжелая ситуация по задолженности и работе с банками….»

Руководитель «ПсковАгроИнвеста» обозначил ближайшие цели: сохранить трудовой коллектив и производственные мощности, обеспечить поступлений налогов в бюджеты.

При этом первоначально - во вторник - появились сообщения, что новым хозяевам понадобиться только свинарник и бойня — ну и сам бренд «Совхоз «Шелонский». А остальные подразделения будут, якобы, закрыты, так как нет нужды в дублировании — такие же имеются в ферме в Соловьях, что в Псковском районе. Затем, правда, выяснилось, что пока на предприятии всё будет работать по прежнему — с сохранением имеющихся подразделений.

Между тем очевидно, что рано или поздно вопрос об оптимизации производственных процессов в получающейся холдинговой структуре встанет неизбежно — это подсказывает обычная логика бизнеса. Вопрос лишь в том, как скоро это произойдёт.

Самый любопытный здесь вопрос — что будет с брендами? На фоне «спасительной», чуть ли не меценатской риторики со стороны Александра Братчикова о приходе в Порховский район для урегулирования опасной ситуации с градообразующем предприятием ещё более выпуклым начинает казаться тот простой факт, что с этим порховским активом, пусть и проблемным, предприятие областного депутата получает бренд, несопоставимо более известный, раскрученный, объединяющий устойчивую аудиторию постоянных покупателей, чем имелся у него ранее: те же самые определения вообще сложно отнести к марке мясной продукции «Соловьи». Последнее географическое название ассоциируется у многих ещё и с тянущимися ещё с 2012 года экологическими скандалами, вызванными сбросом навоза со свинокомплекса на окрестные поля, которое вскрыло общественное движение «Свободный берег». Так что получение в пользование бренда «Шелонский» может стать здесь поистине «спасительным» - но уже для самого арендатора. Правда, для этого из статуса обычного арендатора необходимо перейти в разряд собственника. 

Таким образом, в простых нанимателях производственных мощностей «ПсковАгроИнвест», очевидно, не задержится. По информации ПАИ, в одном из крупнейших российских банков на данный момент рассматривается заявка предприятия Александра Братчикова на открытие финансирования проекта выкупа «Шелонского». Сам он, правда, отказался отвечать на вопросы Псковского агентства информации.

Сергей Васильев
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...