Ты неси меня, река
Летом многие россияне начинают утро с того, что с мыслями о долгожданном отпуске зачеркивают еще один день в календаре. Для многих летний отдых – это в первую очередь пляж и all inclusive. Однако за яркими впечатлениями необязательно отправляться в экзотические туры. Удивительные места найдутся и на родных просторах. Настоящим первопроходцем можно почувствовать себя, к примеру, в Новоржевском районе Псковской области. Корреспондент Псковского агентства информации проверила это на себе.
По следам подростка
Визитной карточкой Новоржевского района вполне может стать водный маршрут от Михалкино до Михайловского, пролегающий по реке Сороть и её окрестностям. Разработал проект ещё в 2011 году местный школьник Константин Григорьев, по следам которого первыми прошли журналисты и представители туристических фирм.
Подробно о трудностях маршрута, но еще больше об удивительных местах, которые встречаются на пути, рассказала директор Новоржевского Дома детского творчества Татьяна Хвоина. Под её руководством и была проложена тропа для туристов протяженностью 140,5 км, 75 из которых отводится на сплав.
«Нулевой километр» пути находится в Новоржеве, откуда следопытов везут в Барутскую волость, где знакомят с многочисленными местными былинами и сказаниями о крае.
Первый экспонат – стопудовый камень – можно увидеть на окраине деревни Михалкино. На нем кто-то выбил 18 ровных кругов, расположив их в шахматном порядке.
Как гласит легенда, круги – это своего рода пароль, оставленный 18-ю полками Стефана Батория. Во время отступления с псковской земли каждый полк выбивал на огромном камне метку, а рядом с ним закапывал пуд золота.
По преданию, несметные богатства польского короля должны были достаться некоему Ивану из крестьянской семьи, в которой мать родит семерых сыновей. «...И поделить он должен это золото поровну между всеми братьями по совести своей. Иначе беды не миновать. Да будет так!».
Золото парень нашел, но делиться добром с братьями, конечно, не стал. За это и провалился под землю вместе с церковью, в которой молился. «...Не успел он через порог ступить, как страшная стрела молнии ударила в то место, где стояла церковь. Земля разверзлась, и храм вместе с грешниками стал медленно уходить под землю. Остался виден лишь золоченый крест».
В самом же Михалкино живет община старообрядцев. В этой деревне старая вера сохранилась с незапамятных времен. Считается, что еще при патриархе Никоне отстоял право на такой уклад жизни дьякон Савелий, но «с условием не распространения за пределы слободки «Михалкино» раскольничьих учений».
В центре волости – деревне Барута – находится церковь Покрова Божьей Матери 1762 года, которая больше чем за три века ни разу не закрывалась.
Еще больше легенд и преданий старины глубокой можно услышать от местного библиотекаря, которая проводит экскурсии в этом удивительном уголке новоржевской земли.
Путь в три дня
К «водным процедурам» участники маршрута приступают на озере Михалкинское, из которого вытекает река Сороть. Когда-то в его водах проводили обряд крещения староверы из деревни Михалкино, поэтому другое название водоема – Святое.
Со временем озеро сильно заросло, но, как уверяют местные, среди кувшинок и камышей плавает много рыбы и даже «черепахи с гребнем на панцире».
Оттуда путники сразу направляются на ночёвку у заброшенной деревни Судеревье.
Маршрут второго дня пролегает через «китайщину». Так называют земли в северо-восточной части Новоржевского района, одинаково любимые как рыбаками, так и охотниками.
Во второй день команда участников тура сплавляется по Тайловскому озеру, через которое протекает река Сороть. Участники экспедиции сперва добираются до деревни Большое Кузино, въезд в которую обрамляют старинные ивы. Считается, что это одно из излюбленных мест «паломничества» рыбаков.
До следующего пункта назначения – деревни Старый Двор – придется тянуть лодку волоком по ручью. А дальше, пробравшись сквозь заросли аира, можно будет идти «на моторе» несколько часов прямиком до деревни Лосковское. Славится это место тем, что несколько лет назад было превращено в «павильон» для съёмок фильма «Василиса Кожина». Часть декораций сохранилась здесь до сих пор.
На протяжении всего пути предусмотрено несколько остановок для ловли рыбы, которая в некоторых местах реки Сороть и ее притоках так и кишит.
Заночевав в деревне Муровичи, наутро останется сделать последний рывок. На третий день предлагается водно-экскурсионная программа уже в Пушкиногорском районе, самая интересная часть которой – посещение села Петровского и выход в озеро Кучане, откуда открывается неописуемый вид на Михайловское. Наконец, последней точкой в маршруте путешественников является посещение Савкиной Горки – древнего городища на берегу Сороти. Но это все в теории.
По следам школьника Vol.2
На практике путь от Михалкино до Михайловского обернулся обычным походом старшеклассников на природу. Тем, кто решился протестировать маршрут, была предложена его облегченная версия: журналисты и представители туристических фирм вместо 47 часов провели в дороге всего шесть, причем для сплава был выбран самый легкий отрезок.
Собранный рюкзак стал ношей с ненужными вещами: на руках достаточно было иметь фотоаппарат и средство от кровососущих.
«Вот мы с вами едим по улице Германа... А вот, бывшее купеческое здание... – отрывками выдавала информацию наш аутентичный гид, когда мы выезжали из Новоржева. – А вот там памятник Екатерине...»
«В деревне Вехно церковь есть... Много имений...» – продолжала Татьяна Хвоина свой рассказ про Новоржевскую область.
«Ах, да... Еще у нас очень чисто и комаров мало...» – не без гордости заявляла она.
Несмотря на разрозненную информацию, мы разом подхватили синдром туриста – крутили головами в разные стороны и почему-то всему восхищались: «Чисто... Комаров нет!».
Единственную историю хоть как-то похожую на легенду я все-таки услышала. Поведали нам про местную бабку, которая вроде как предсказывает будущее и лечит болячки, у которой «даже пожар дом не тронул, когда полыхала в огне вся деревня».
Подкрепиться перед дорогой делегацию привезли в аграрно-туристический комплекс «Благодать». «Звездная» турбаза принадлежит кинорежиссеру Дмитрию Месхиеву: в ее домиках в свое время жили актеры, задействованные в съемках его фильмов, проводившихся в Новоржевском районе.
Нас, городских, потчевали гречневой кашей с мясом, салатом из капусты, на десерт подали творожный пирог и напоили чаем с мелиссой. Сказать, что я уплетала за обе щеки, значит, ничего не сказать! Обед, приготовленный из продуктов с собственного подворья, получился по-деревенски простым, но необычайно вкусным, как у бабушки. В пору делать гастрономические вечера, хотя правильнее будет сказать, посиделки.
Единственное, что может омрачить настроение любителям живой природы – это множество чучел голов диких животных. Тут не просто «птичку жалко», а жалко и лисицу, и рысиху, и волчицу, и других лесных обитателей.
Думается, что на огонек к Месхиеву заглядывают и агент национальной безопасности Михаил Пореченков, и выпивоха-учитель из «Географ глобус пропил» Константин Хабенский. Актеры уже давно обзавелись дачами в Новоржевском районе. «Вообще тут много приезжих. Только питерские и московские отдельно друг от друга живут», – констатировала Татьяна Хвоина.
«Сняв пробу», мы погрузились в «буханку» и потряслись по проселочной дороге, которая постепенно сузилась до размеров тропы.
В конце концов водитель остановился на окраине деревни Коруза, откуда наша компания совершила полукилометровый марш-бросок по лесу до берега извилистой Сороти, где нас уже поджидали рыбаки – по совместительству наши проводники.
Некогда эта река была судоходной, но со временем (не без вмешательства человека) сильно обмелела. Сороть, как рассказывают, имеет 40 притоков – отсюда и ее название.
Получив паек и надев спасательный жилет, я залезла в небольшое судно, капитаном которого оказался коренной житель Новоржевского района Владимир – страстный любитель порыбачить. Он признался, что никогда не покидал родной край. «А зачем? – удивлялся он моему вопросу по поводу переезда. – Нас и тут неплохо кормят».
Владимир практически всю дорогу молчал и никак не хотел выступать в роли гида, поэтому оставалось созерцать. Так как в Новоржевском районе выдалась сухая пора, речка сильно обмелела, обнажив норы бобров. На протяжении многих километров поверхность Сороти представляла сплошной ковер из водорослей, которые быстро наматывались на винт моторки. Поэтому время от времени приходилось тратить по несколько минут, чтобы очистить его и продолжить путь. Из воды местами торчали деревянные сваи некогда стоявших здесь мостов.
«Порыбачить не хотите?» – спросил Владимир меня, когда остальные участники пресс-тура как на «банане» пронеслись мимо нашей лодки, обдав волной.
В дорогу он прихватил удочку и ящичек, в котором лежали блесны, тянувшие в общей сложности килограммов на пять.
Я согласилась, и не пожалела! Лишь только закинув спиннинг, я поймала щуку! Настоящая, живая, скользкая, с глазами навыкате, по рыбьим меркам она, конечно, была «подростком». Поэтому я выпустила рыбку обратно в Сороть и уже через минуту сидела, крепко зажав удочку в ожидании новой поклёвки, со стороны, наверное, напоминая кошку во время охоты: зрачки расширены, взгляд уставился в одну точку, все тело напряжено.
«Клюет! Клюет второй раз в моей жизни!» – взвизгнула я и, как «по-щучьему велению», еще одна рыба повисла на крючке.
Я уверена, что в этот день любое новое знакомство у меня началось бы со слов: «Здравствуйте, меня зовут Даша, и сегодня я поймала рыбу». Эту же фразу можно было бы произносить на встрече анонимных рыболов. Надо сказать, что в Сороти водится около 20 видов рыбы: язь, карась, налим, линь. Изредка можно встретить судака, есть здесь и уклейка, сом, красноперка, плотва, окунь...
После привала мы отправились дальше, а по пути заплыли в озеро Кучане, с воды которого открывался удивительный, панорамный вид на пушкинские места.
На берегу нас ждала с пылу с жару уха из местной рыбы. Наши же проводники попрощались с нами, как только доставили на берег. «Вы уж нас простите, мы поехали рыбу ловить, пока есть время, – обратилась к команде Татьяна Хвоина. – Если надумаете, то звоните. Все устроим в том виде, в котором хотите».
Зовут в Новоржев всех! Опять-таки в теории, а на практике – ни стоимость тура, ни сколько человек смогут принять за раз – озвучено не было. Да и маршрут, почему-то позиционируется как отличный вариант для семейного отдыха, хотя для ребенка развлечения другого не нашлось, кроме как кидать лебедю конфеты.
По дороге домой
Я человек городской: мобильный заряжен, планшет подключен к Интернету, фитнес-клуб по вечерам, одним словом, типичный житель «каменных джунглей». Но после визита в Новоржевский район уже не хотелось никуда бежать, и лучше, думала я, вообще почаще выключать телефон. Приятная усталость, спокойствие на душе.
«Все свое детство я провела на рыбной ловле, в лесу – по грибы, по ягоды... Мне всегда было непонятно, почему моя мама не ездит с нами ночевать в палатках. Я никогда не могла подумать, что ей могут не понравиться комары», – шутила Татьяна Хвоина, когда презентовала маршрут.
Конечно, комаров я так и не полюбила, но посиделки у костра, местные легенды, рассказы про то, где ягода сочнее и рыба вкуснее... Чем не приключение или отдых в выходные! И ни моря, ни спа, ни йоги не надо.