Любовь как смысл жизни
На днях Владимир Владимирович сказал золотые слова: «В любви вообще заключается весь смысл жизни и бытия. Это и любовь к семье, к детям, к Родине...» Судя по тому, что форумы остались равнодушны к этому заявлению, читателям оно показалось банальным и ничем не зацепило, не взяло за душу. А жаль.
...Мой знакомый уже лет пятнадцать страдает глубокой депрессией. Без антидепрессантов он не проживает и дня. Доза препаратов уже зашкаливает до пятикратной. Естественно, что лучше ему не становится, только доза растет. А идеи, которые питают тоску, становятся все более навязчивыми. Корни депрессии и несчастного состояния – возможно, в пережитом стрессе (когда-то он долго и болезненно восстанавливался после тяжелой травмы). А навязчивые идеи захватили его воображение после того, как ему изменила девушка. С тех пор он уверен, что весь женский пол блудлив и развратен. И в то же время ему тошно от того, что он сам одинок и чувствует себя никому не нужным. Жизнь в таком состоянии стремительно теряет для него смысл. Он давно понял, что сама по себе жизнь – не главное. Главное – понимание смысла жизни, которое к нему не приходит. Он уже несколько лет терзает близких угрозами покончить с собой, совершенно не заботясь об их душевном равновесии. Конечно, окружающие понимают, что таким образом он пытается удовлетворить потребность в любви к себе. Только счастья все равно нет. Да еще и других он как будто заражает своим несчастьем.
Виновата ли та девушка в этих муках? Согласно распространенным представлениям об «облико морале» она, наверное, дрянь. Но есть и ее сторона в этой истории. Если она не была с ним счастлива, то ради чего ей надо было мучиться? Вот и задумаешься – а что же такое вообще «любовь»? Которая изменила, она, верно, не любила. Но любил ли на самом деле он, раз до сих пор не смог признать каких-то причин в себе самом, понять и простить, да еще и распространил ее «вину» на всех остальных женщин?
Когда человек кого-то любит, он в первую очередь желает ему добра и старается сделать человеку добро. Он способен уступить, отступить, простить, быть снисходительным. А вот требовать взаимные жертвы, принуждать к взаимности, «привязывать цепями» – это уже происки эгоизма.
Недавно у нас с девчонками возникла научная дискуссия. Тему подбросил один джентльмен. Женской дружбы, мол, не бывает, потому что между женщинами конкуренция.
Одна участница дискуссии отреагировала резко и, наверное, даже самоуверенно, мол, ради такого добра, как наши нынешние мужики, не стоит и умываться по утрам, и как посмотришь, как они пьют, так начнешь молиться на мусульман и на их Коран (правда, у нее муж алкоголик).
Вторая сказала, что, правильно, мужик – он существо несознательное, и поэтому надо его держать на коротком поводке и контролировать. Иначе он либо «распустится», либо может решить, что стал ненужным и «загулять» из-за этого. На возражение, что это какое- то все равно насилие получается и непонятно, в чем тогда счастье, она уверенно заявила, что мужа просто необходимо воспитывать, выращивать, лепить такого, какой нужен, иначе никак нельзя, такова суровая правда жизни.
А третья сказала, что само по себе слово «конкуренция» уже особой любви не предполагает. Мужчину, мол, надо контролировать и выносить ему мозги каждый день за «шаг влево, шаг вправо», если он рассматривается как экономический ресурс. Если же он рассматривается исключительно как объект любви – при чем тут конкуренция, контроль, вынос мозга? Как может на твою любовь влиять то, где он находится и чем занимается в данный момент? Выходит, что чувство «конкуренции» и контроль в любовных делах – это проявление эгоизма, слабости и неуверенности в себе.
Любовь, если настоящая, она даже не требует взаимности. Любящие люди счастливы, а те, которые прежде всего требуют любви к себе, - чаще несчастны, тревожны, ищут поводы для истерик.
Да, любить «в одни ворота» у нас слишком долго не получается. И тогда «от любви до ненависти один шаг». Но все же - разве нельзя обойтись без ненависти? Можно, только надо понять, что чаще страдает, болеет больше сам тот, кто ненавидит.
К сожалению, любить не учат в школах и университетах, а надо бы. Кому везет, доходит до этого сам или получает эту ценную прививку по наследству, от своей семьи. И такие люди – самые добрые, самые светлые, спокойные, уравновешенные.
«Я делаю это потому, что вас люблю» и «Я делаю это для того, чтобы вы меня любили» - между этими двумя формулами есть существенная разница. Дела куда лучше удаются, когда делаются из любви к другим. И ничего не приносит настоящего удовлетворения, если делается из любви к себе, в ожидании, как это принято сегодня, только выгоды для себя...
«Любите свою машину!» - призывает рекламный лозунг, но ведь это же чушь! Как можно любить машину – она же неживая. И когда человек заявляет, что он животных любит больше, чем людей, - это тоже чушь. Это все подмена понятий, разные обличия эгоизма и лень трудиться из любви к другим людям. Может потому и страдает сейчас качество работы людей в разных сферах, что они не заботятся о том, что их труд – для других, а заботятся лишь о том, что это дает им самим.
Вполне возможно, что любое творчество, любое созидание – это проявление любви. К жизни, к человеку, к Богу, к красоте... Любовь самодостаточна, а эгоизм ненасытен, с определенного момента он разрушителен.
Любить – это бывает нелегко. Для ленивых людей это непосильная ноша. Недаром слово «трудолюбие» состоит из двух корней.
Так и патриотизм не может проявляться в требованиях и претензиях к Родине, к соотечественникам, в каком бы они статусе не находились. Настоящий патриотизм может проявляться только в личном стремлении, напряженном труде, осознанном старании сделать что-то как можно более полезное для своей Родины и своих соотечественников.
Вот что такое любовь, которая может быть смыслом жизни и счастьем! Может, если бы этому учили с детства в наших школах, и это было основой воспитания, то и антидепрессанты уже бы в аптеках перевелись.
По-настоящему любить способны только сильные люди. И сегодня, когда мы все чаще слышим, что любви в обществе стало меньше и стало больше ненависти, - может, пора признать: это так из-за того, что люди стали слабее?