Dovlatovfest: Правильно выбранный адрес
Прямо скажем, слегка озадачил уже эпиграф к пресс-релизу будущего Dovlatovfest`а: «Талант – как эрекция: скрыть трудно, симулировать невозможно». Звучит необычайно точно, всё-таки цитата из Довлатова. Однако для провинциального слуха резковато и даже дерзко. И латиница в названии кажется несколько неуместной. Ну что это за варваризм - Dovlatovfest? Допустим, с Dovlatovым ещё понятно: эмигрант, жил и умер в Нью-Йорке, печатался в престижном «The New Yorker`е». Но зачем обязательно fest? Чем короче, тем красивей?
Понятно, что это я так шутливо придираюсь. Пусть будет хоть одним словом Dovlatovfest, хоть в русских трёх словах: фестиваль имени Довлатова, главное, чтобы проект удался. Если судить по «preview», у фестиваля большое будущее. Первый «камень» в фундамент Dovlatovfest`а, по общему признанию, удачно заложен. Из состава кураторов на «полевые испытания» в Псков и Пушкинские Горы не приехал только Андрей Плахов, занимающийся кинопрограммой, остальные представили свои концепции life, то бишь живьём.
Подбор персоналий вполне соответствует духу Довлатова. Маститый писатель Виктор Ерофеев будет курировать секцию прозы, молодая поэтесса Вера Полозкова — поэзию, за театральную программу ответит питерский художник Павел Каплевич, за актуальное искусство — галерист Айдан Салахова, за процесс в целом — генеральный продюсер агентства Bokovfactory Алексей Боков, позиционирующий фестиваль (если верить аннотации) как «живой организм», «синтез классических форм и современного подхода», «живое, пульсирующее жизнью искусство, которое раскроет контекст Сергея Довлатова, расскажет о том, чем он жил, что его волновало и вдохновляло». В Пушкинских Горах к компании присоединился врио губернатора Андрей Турчак с женой Кирой, без которых Dovlatovfest вряд ли бы состоялся.
После прогулки по Пушкинским местам (гвоздём короткой программы стала модная Вера Полозкова, прочитавшая свои стихи на площадке Михайловской поляны) гости заповедника отправились по местам Довлатова, а именно в деревню Березино, к знаменитому ныне «домику Михал Иваныча», где 4 июля открылся маленький частный музейчик.
У деревни участников Dovlatovfest`а ждал советский стол с угощениями: большой бутылью самогона, гранёными стаканами и бычками в томате. Пользуясь моментом, Виктор Ерофеев рассказал не то литературную байку, не то быль, о том, как он недавно снимал с французскими телевизионщиками фильм под провокационным названием «Реабилитация Дантеса», в котором, конечно, никакой реабилитации нет, а есть истина, что Дантес в итоге Пушкину проиграл. Что до Довлатова, то в нём, по мнению Ерофеева, была редкая правда повседневности:
«Довлатов достоин фестиваля, достоин этой красоты. Он настоящий художник. А настоящий писатель отличается от ненастоящих тем, что он умеет создать свой собственный мир. И у Довлатова, безусловно, создан свой мир. Нет ничего греховного, что Довлатова мы празднуем в Михайловском, потому что оба — и Пушкин, и Довлатов — настоящие. Довлатов умел увидеть и показать в капле воды целую Вселенную», - сформулировал своё понимание роли Довлатова в русской литературе Виктор Ерофеев.
Для поэтессы Веры Полозковой Сергей Довлатов не только кумир читательской юности, но и камертон неких жизненных и этических принципов, которые важны не меньше искусства: «Все прекрасно знают, что у Довлатова были очень специальные отношения — и с поэтами, и с поэтическим словом. И вообще, с этим пластом словесной культуры. И когда мне предложили курировать поэтическую часть фестиваля имени Довлатова, отказаться было невозможно! - Рассказала о своём участии в проекте поэтесса. - Я думаю, это будут поэтические чтения невероятно талантливых и дорогих моему сердцу поэтов. Из очень разных мест. Из Одессы, Казани, Нью-Йорка. Толком они даже друг с другом не знакомы. Но при этом у них есть то, что что Довлатов утверждал в своей прозе — невероятная любовь и снисходительность к человеческим слабостям, полное отсутствие дидактики и морализаторства. Я, как и все, в 14 лет влюбилась в Довлатова, и пока всего не прочла, не успокоилась. И сейчас, готовясь к этой презентации, перечитала и поняла, что мы всё правильно делаем, и наконец-то этому человеку, которому при жизни не достало признания, начинают возвращать долг».
Театральный художник и продюсер Павел Каплевич уверен, что Псковщина сама по себе способна стимулировать творческие энергии: «Я обожаю эти места, Псковщину, это абсолютно мои места, я сюда приезжаю, чтобы черпать творческие силы. - Признался художник. - И сегодня мощнейший день получился. Я многое сегодня успел сделать. Пушкин, Довлатов, сразу всё! Фестиваль, разумеется, не впрямую будет касаться Довлатова. Это должен получиться очень интересный молодой фестиваль, который отвечает духу Довлатова. В той же мере, в какой духу Пушкина отвечал сам Довлатов. Мы хотим, чтобы вот они, Пушкин с Довлатовым, отразились в том, что мы будем делать. Не будет такого, что мы берём Довлатова и исследуем его на театральной сцене. Такой задачи нет. Границы фестиваля гораздо шире».
Тогда что это будет? - Спросил я у художника.
«Мы пока обсуждаем. Но мы настолько завязаны друг с другом, и Вера Полозкова, и Виктор Ерофеев, что должна возникнуть некая общая картина, образ фестиваля искусств имени Сергея Довлатова, и самое в нём интересное — как мы все в этом фестивале друг в друга «прорастём». Для этого собственно мы вместе и собрались. Мы друг другу интересны. Уже здесь мы вместе «наварили» кучу проектов, которые может быть и станут частью фестиваля. Но я вовсе не исключаю возможности, что кто-то придёт и сделает «Заповедник». Взять Тригорское... Какая там великолепная площадка для действа! Вот режиссёр Илья Шагалов, который здесь присутствует, он очень завёлся этой идеей, приедем в Москву и начнём её обсуждать. Когда столько людей ярких собирается на одной территории, это всегда... чревато. Я признаюсь, что масса проектов родилось уже сегодня, то есть даже не фестиваль, а пред-фестиваль имени Довлатова свою важную роль уже сыграл. А всё потому, что правильно выбрано место, правильно выбран адрес. Правильно выбрана стратегия. В этом и заключается успех фестиваля».
Программа в Пушкинском театре драмы началась с выступления группы «DRIFT», причём гостей ждал сюрприз: они сами расположились на сцене, тогда как артисты, показавшие отрывок из спектакля «Графа Нулин», находились в центре зала на специально установленном подиуме. Звук и световое шоу были выше всяких похвал, и я грешным делом наконец-то понял, зачем театру был нужен «Граф Нулин»: отрывки из спектакля прекрасно монтируются с любым культурным контентом. Затем организаторы показали видеопризентацию будущего фестиваля, и произнесли нужные слова, а Андрей Турчак приоткрыл подробности историю рождения замысла:
«Мы не случайно вас сегодня собрали в Пушкинском театре драмы, потому что идея этого фестиваля на самом деле родилась достаточно давно. Несколько лет назад в этом зале, еще до реконструкции, сюда из Питера привезли спектакль «Заповедник» по Довлатову. Я смотрел этот спектакль сначала в Питере, затем здесь, и вот тогда-то и родилась идея перекинуть мостик между Пушкиным и Довлатовым. А уже Алексей Боков подхватил идею, и вот сегодня мы проводим презентацию нового фестиваля. И я очень хотел бы, чтобы это был не фестиваль для узкой корпоративной среды по тем секциям, которые запланированы, а что бы это было действительно массовое действо и для жителей Псковщины, и для наших гостей из двух столиц, из других городов России» - Высказал своё пожелание Андрей Турчак.
В свою очередь режиссер Пушкинского театра Василий Сенин рассказал участникам и гостям Dovlatovfest`а о том, какой переход между сценами он нашёл, когда переносил «Заповедник» на театральную сцену. Так вот, режиссер воспользовался фразой лирического героя: «Друзья мои! Здесь, я вижу, тесновато. Пройдёмте в следующий зал...» Ну а организаторы открыли обратный отсчёт. На сегодняшний день до «Dovlatovfest`a» осталось 364 дня...