Крепче дуба
Фильм «Поддубный» начинается по нынешним меркам с жутко непедагогичного эпизода: семилетний Ваня Поддубный бежит жаловаться отцу на то, что его соседские ребята обижают. А суровый отец-запорожец вместо того, чтобы пожалеть мальчонку, тут же устраивает сыну воспитательную порку, буквально вбивая в мальчишку простые казацкие истины: надейся только на себя, никогда не поддавайся. Маленькому Ване до слёз обидно, ведь он ни в чём не виноват. И хорошо, что кроме сермяжной правды отца есть ещё и сердечная правда матери: «Поплачь, сынок. Легче станет». В итоге среди живописных пшеничных полей вырастает удивительно крепкий и цельный молодой человек — не только телом, но и духом. Самим своим примером как бы подтверждающий непреходящую пользу отцовского ремня и ласкового материнского слова.
Примечательно, что явление миру богатыря Ивана со звучной фамилией «Поддубный» происходило в те «былинные» времена, когда Полтавщина без всяких оговорок считалась российской землей, а уж Феодосия, где начиналась борцовская карьера Поддубного, и подавно. Возмужавший Иван Поддубный (Михаил Пореченков) работает грузчиком в порту и в свободное время посещает цирк, где хитрован-имприссарио (Роман Мадянов) устраивает показной борцовский турнир, нечто вроде современного рестлинга. Поддубный вызывается добровольцем из зрителей, и кладёт на обе лопатки мнимого фаворита. А заодно и навсегда влюбляется в эквилибристку Машу (Катерина Шпица). Так начинается блестящая цирковая и спортивная карьера «русского медведя» Ивана Поддубного, которая завершилась лишь в 1941, когда Ивану Максимовичу исполнилось 70 лет.
Для знатока биографии Ивана Поддубного фабула фильма выглядит несколько странно: авторы почему-то ограничились всего двумя временными отрезками: началом нулевых и серединой двадцатых, когда 55-летний Поддубный с триумфом гастролировал по Америке. А ведь Поддубный не прекращал своей карьеры даже в Гражданскую войну. В 1919 году в Бердянске он победил лучшего борца махновской армии, а в 1920 году был арестован Одесской ЧК и приговорён к расстрелу. Однако чекисты почему-то его отпустили. В 1939-м году Поддубный награждён в Кремле Орденом Трудового Красного Знамени, который, по легенде, не снимал даже во время немецкой оккупации. Немцы, ещё в 20-ые предлагавшие Поддубному тренировать их национальную сборную по борьбе, из уважения позволили чемпиону открыть в Ейске бильярдную, позволившую Ивану Максимовичу пережить оккупацию, что, строго говоря, можно считать формой коллаборационизма.
«За кадром» остались и обстоятельства смерти легендарного чемпиона: как известно, он умер в Ейске в 1949-м в страшной нищете, продав все свои награды, что, видимо, стало расплатой за «сотрудничество» с гитлеровцами. Почему столь выгодные «киногеничные» факты остались за пределами сценария маститого Юрия Короткова? Уж если снимать эпичный байопик, так снимать! Исторический материал того явно стоит. Однако желание «отглянцевать» Поддубного ради экранного образа стопроцентного патриота, готового отправиться на Родину в одном халате, бросив в проклятой Америке на банковском депозите более полумиллиона долларов (по тем временам астрономическая сумма), вымарывает из истории живые и любопытные подробности.
Авторы, конечно, постарались очеловечить дремучего «русского медведя», введя смешной и трогательный эпизод, как Поддубный покупает своей ненаглядной Маше нижнее бельё в парижском бутике, но видит Бог (и зритель заодно), что Поддубный в подобной мультипликации совсем не нуждался. Запорожский самородок из села Богодуховка на самом деле был вполне «человеком мира, предпочитающим отцовской вышиванке модный американский костюм.
Настоящая, а не киношная биография Поддубного демонстрирует нам, что русский человек при определённых социальных лифтах легко отрывается от почвы и корней, и превращается в настоящего космополита или интернационалиста — называйте, как хотите, что хорошо нам известно со времен Петра Великого. Ну, а уж по человеческой мощи и широте душевной фору даст любому иноземцу, мажущему тело маслом перед выходом на ринг.
Дайте человеку из народа талантливого наставника, а лучше двух (в фильме роли патриотичных аристократов сыграли Юрий Колокольников и Владимир Ильин) да добросовестного специалиста-тренера, которым может быть и иностранец (Дени Лаван), и русский начнёт творить чудеса. Реальный Поддубный, кстати, вовсе не был таким непобедимым, как его изобразили в фильме, что делает его образ только привлекательней и человечней.
Что касается собственно искусства, то тут у зрителя вряд ли возникнут какие-либо претензии. Это, вне сомнений, лучшая на сегодня роль Михаила Пореченкова. Фильм заставляет и смеяться и плакать, сопереживать, и как будто сделан на одной из голливудских студий, но только с русскою душой. Поверить в то, что предыдущая киноработа режиссёра — печально знаменитая «Наша Russia: яйца судьбы», попросту невозможно. Глеб Орлов ещё раз подтверждает истину — дайте нашему клипмейкеру толкового продюсера с деньгами (а у «Поддубного» их целых пять, включая Никиту Михалкова и Валерия Тодоровского), и клипмейкер сделает вам добротное зрительское кино, которое не стыдно посылать на премию «Оскар».