«Затокрымнаш»
Стан болельщиков накануне Кубка мира-2014 разделился на оптимистов и скептиков. Оптимисты утверждали, что «уж на этот-то раз мы обязательно выйдем из группы». Скептики - что обязательно пролетим. Оптимисты указывали на «объективные признаки» своего оптимизма: относительно «слабая группа». Скептики — на то, что уровень мирового футбола в последние годы сильно вырос. Скептики, увы, оказались правы. Выяснилось, что «слабая группа» нашим футболистам не по зубам. Пролетели, как фанера над Рио-ди-Жанейро.
Признаюсь, я по наивности числил себя в оптимистах. Ладно, Бельгия, но уж Корею-то и Алжир должны были «сделать»? Игра не оставила сомнений. Не в этой жизни. Капелло уже придумал какую-то лазерную указку, ослепившую Акинфеева. Почему не признать, что наш вратарь просто сыграл в турнире неуверенно? В одном случае — ошибся. В другом — не выручил. Поговорке про плохого танцора тут самое место. Относительно всей команды во главе с тренером, кстати.
И знаете, сегодня ночью я, грешным делом, вздохнул с облегчением. И хорошо, что проиграли. В смысле — не вышли из группы. По крайней мере, избежали дальнейшего позора. Ведь в 1/8 нас ждала сборная Германии. Проигрыш с разгромным счётом нам был гарантирован. Из двух зол игроки сборной России выбрали меньшее. Мы в приличной компании лузеров вместе с Англией, Италией, Португалией. Словцо «старались» давайте оставим детям. Своего Месси русская земля пока не родила. Если это кого-то утешит: лучше паковать чемоданы, чем с треском позориться в плей-офф. Неужели кто-то надеялся одолеть Германию?
Теперь действительно можно расслабиться и наслаждаться мировым футболом, уровень которого (особенно после чемпионата России) действительно поражает воображение. Какие классные сборные, да? Уругвай, Мексика, Колумбия. Не говоря уж о признанных грандах - Германии, Голландии, Бразилии. Тут сразу вспоминается бородатый обидный анекдот. Когда у великого Пеле спросили, когда сборная СССР станет чемпионом мира по футболу, Пеле ответил: «Когда сборная Бразилии станет чемпионом мира по хоккею». Может стоит помочь бразильцам с продвижением хоккея с шайбой?
Ну, а если всерьёз, то вывод из нынешней бразильской эпопеи один: хотите побеждать - меняйте всю систему, развивайте детский футбол.
Всё это, впрочем, всем известные банальности. Вот, сколько себя помню, слышу эти заклинания от футбольных функционеров и комментаторов. Про детский футбол, про вложения в инфраструктуру. Лица функционеров периодически меняются (не так часто, как хотелось бы), а заклинания — всё те же: детский футбол, инфраструктура и бла-бла-бла. И как печальный итог: сборная огромной России выглядит бледно на фоне маленькой Бельгии.
Главное, и деньги-то в чемпионате вроде есть. Однако менеджерам РФС проще потратить миллионы евро на условного Халка, чем на приличную зарплату детского тренера где-нибудь в глубинке. И вообще — создать эффективную систему. Почему не позаимствовать опыт организации детского и юношеского футбола в той же Голландии, в той же Испании, в той же Германии, поставляющих на мировой рынок звёзд и чемпионов, вопрос, опять же, набивший оскомину. РФС — это серьёзный бизнес для «своих», и, видимо, «своих» как раз всё устраивает. Тогда как футбольная Россия снова умывается горькими соплями разочарования.
Но я сейчас — несколько о другом. Говоря о национальном футболе, о победах и поражениях, о спорте в целом, мы привычно употребляем местоимение «мы». «Мы» приехали на мундиаль, «мы» на мундиале провалились. Для широких народных масс футбол — это нечто вроде суррогата национальной идеи.
Разумеется, обязательно находятся отщепенцы, которые заявляют: позвольте, ну какое-такое «мы»? Причём тут «мы»? Это всё «они». «Они», то бишь футболисты, коряво бродят по полю и получают свои миллионы рублей и евро. Нет здесь повода ни для гордости, ни для унижения. Всё это выдумки пропагандистов. Для быдла.
Может быть, но... коллективное подсознание — штука объективная. Всё в словоупотреблении предельно правильно. Именно «мы», и никто другой. Ты да я, да мы с тобой. Если мы, конечно, страна, единая и неделимая, а не презренный сброд, без роду, без племени. И так везде в мире. Почему англичанину позволено идентифицировать себя с игроками национальной сборной, гордиться или огорчаться, а русскому нельзя? Да, спорт вытесняет коллективные эмоции. Да, футбол — это современные гладиаторские бои. Да, хлеба и зрелищ!
Заслуга мундиаля в том, что мы вдруг вспомнили: оказывается, кроме Украины существует и кое-что ещё. Например, футбол. Понятно, что о трудах и заботах мы и без Кубка мира по футболу не забывали. Кушать хочется всегда, и деньги зарабатывать приходится, несмотря на все ужасы из телевизора. Но народ устал от негатива: майдан, майдан, майдан. Санкции, санкции, санкции. Война, война, война. Маленькие дети в гробиках. Вот, вчера показывали. От этого можно сойти с ума. Страшно, тревожно, отвратительно...
А тут вдруг — футбол. Причём очень высокого уровня. Заглядишься. Не просто отдушина, а настоящий праздник души! И, само собой, хочется, чтобы и наши футболисты не были чужими на этом празднике жизни. Такая понятная, по моему, эмоция. Ну, не срослось. И повторюсь: слава Богу. Получить семь мячей в игре с Германией, по-моему, гораздо травматичней для национальной гордости великороссов, чем сыграть вничью с арабами. «Затокрымнаш». Теперь остаётся вставить публичный пистон всем этим толстых и болеть за более достойных. А сегодня время сборной России истекло.