«Мой пиар-менеджер — Карл Маркс»
«Мой пиар менеджер — Карл Маркс»… Как в воду глядел фронтмен «Ляписа Трубецкого» Сергей Михалок в своей песне «Капитал»! Знал бы он пророческую силу этих строк – наверное, продолжил бы список потенциальных «промоутеров». Потому как эффект от заявления псковских коммунистов в поддержку письма некоего псковича, запустивших механизм запрета у нас концерта «Ляписа…», почти сразу вылился в увеличившиеся объемы продаж дисков и скачивания новой пластинки группы. По крайней мере, её участники так заявили, с юмором комментируя псковский инцидент – мол, «Спасибо, отцы!» и вообще готовы принять в свои ряды за такую фантастическую подмогу весь местный обком КПРФ списком.
Правда, дальше выгоды от политического пиара КПРФ «ляписам» собрать, видимо, уже не удастся - по неожиданному заявлению Михалка, группа прекращает свое существование. Дело, конечно, тут не в псковских марксистах-ленинистах. При всем желании партии, нет у неё сегодня рычагов, способных в отношении хоть какого-то явления нашей жизни нажать кнопку delete, не будь на то соответствующей конъюнктуры в стране. Лидер «Ляписа Трубецкого» еще перед Новым годом намекал, что коллектив может разойтись, или деформироваться в другой проект. Хотя допускаю, что, коммунистические «пять копеек» могли повлиять на форсирование реализации этих намерений.
Однако, если абстрагироваться от разного рода домыслов, в знаменателе останется наглядный пример того, как не стоит бороться с ветряными мельницами. Желание псковского отдленеия КПРФ срубить «в лёгкую» политических очков на заявлении с призывом оградить псковичей от вольнолюбивых текстов «Ляписа» обернулось полномасштабным вбросом в общество этих самых текстов. Вместо 500-600 человек (в лучшем случае!), которые пришли бы на концерт трэш-панк-рок-группы, дабы послушать и так знакомые песни, о музыкальном коллективе и ее творчестве узнали самые далекие от панк-музыки люди. Не хотели – а узнали. Так что «комми» своим манифестом против борьбы с промайдановскими и революционными настроениями лишь приложили усилия к тому самому «раскачиванию лодки», которая на Украине уже перевернулась. И мы все видели, чем это дело кончилось…
В общем, политически близоруко как-то получается (или как там раньше говорили в обкомовских и парткомовских кабинетах?)… В угаре от больших перемен партийцы попытались, как всегда, решить свои собственные партийные задачи, не задумываясь о последствиях.
И не только о них, в общем-то, речь – разве в других парторганизациях, к какому бы лагерю они не принадлежали, у нас всё сильно иначе? Общество же в оценках запрета концерта, как и во многом другом сейчас, разделилось полярно - будем говорить начистоту. И в этой ситуации очень не лишним было бы помнить притчу про пастушка, слишком часто кричавшего «волки»…
Да и к тому же, надо как-то быть последовательными, а то грош цена любым заявлениям. Я вот помню, как полгода назад в Псков приезжала группа «Тараканы», каждый третий текст которых направлен либо против силовиков, либо против действующей власти. В их композиции «Бог и полиция» — так вообще всё это в одном флаконе. Чем не открытое выступление против легитимной власти?
Так вот, я что-то не припомню инициатив псковских коммунистов запретить выступление? В клипе «Мешки с костями» у «Тараканов», например, ходят мужики со свастикой. Тоже почва позапрещать, ибо русофобское начало не то что просматривается – оно прямо танцует голым. Наверное, просто не слушали и не смотрели. А вот «Ляписа Трубецкого» почему-то послушали - и сделали обществу медвежью услугу.
Хотя, может быть, сами коммунисты так и не считают. Или даже наоборот, испытывают гордость от своей причастность к распаду группы. Но такой популярности, какую обрели белорусские бунтари благодаря Пскову, «Ляпису Трубецкому» не приносил еще не один альбом. И вот тут действительно вступает в силу майдановский вектор: их песни кроме протеста, столь обычного для рок-музыки, обрели полноценную и актуальную политическую окраску. А все патриотические – пусть правильные, хорошие, нужные – лозунги для какой-то части людей, возмутившихся банальным запретом, то есть ограничением свободы (особенно там, где не просматривалась реальная угроза), попросту дезавуированы.
А ведь теперь почти у каждого псковича, более-менее следящего за происходящими событиями, есть свое мнение насчет запрета белорусской группы, хотя еще вчера этого мнения у многих не было, и рождаться ему было незачем - ну не слушают такие группы «массы».
Запретить рок-группу, а уж тем более панк-группу, при желании можно всегда, потому что найдется за что — жанр уж такой. Как спел некогда один из главных рок-борцов с советской властью Егор Летов: «Я всегда буду против!». Но история – причем не чужая, а наша, сермяжная, и не такая уж давняя - учит, что в результате из, образно говоря, музыкальных маргиналов эти рокеры и панки превращаются в катализаторов протеста. Кому это надо?
Раз уж не хотят наши подражающие питерскому депутату Милонову коммунисты учить новейшую историю государства российского, то хоть бы своих классиков, как уже когда-то им предлагалось, поучили бы: «Свобода настолько присуща человеку, что даже ее противники осуществляют ее, борясь против ее осуществления» (Карл Маркс).
Добавлю: чем больше борются, тем непредсказуемее последствия. И очень часто хуже становится всем: злополучный Майдан показал…