Эм и Жо
Мужчины и женщины разные. Эта простая истина начала проникать в мой неокрепший детский мозг, когда соседского Виталика мальчишки задразнили за то, что он помогал мне лепить куличики в песочнице, а не бегал с ними в казаки-разбойники. Как будто бы лепить куличики – это плохо. Или это мальчикам плохо, а девочкам нормально?
Сейчас куличики в песочнице уже не в почете даже у моей младшей дочери, а мысль о различии между полами, вернее, о нашем восприятии этих различий, по-прежнему не дает мне покоя. Можно отдавать сына на танцы? Дочка не любит кукол, а просит третью машинку – может, она ненормальная?
Короче, вопрос о том, как мы делим мир на «эм» и «жо», озадачил не только меня. Социологи из Института регионального развития провели масштабное исследование на тему гендерных установок, получили шокирующие результаты и теперь не знают, что с этим делать. Исследование проводилось в Пскове и в Великих Луках, и оказалось, что в этих населенных пунктах живут совершенно разные люди. Настолько разные, что социологи сначала не поверили самим себе.
«Я когда увидел результаты исследований, я решил, что мы что-то напутали, сделали не так, и отправил группу переделывать эксперимент. И только когда после второго исследования результаты не изменились, мы поняли, что дело не в нас», - вспоминает руководитель ИРР Сергей Дамберг.
Результаты исследования презентовали «двухсерийно», потому что переварить эту информацию за один присест казалось проблематичным.
Город-женщина
Первый блок презентации, казалось, был призван убедить нас в том, что Псков - исключительно женский город. В Пскове живет больше женщин (56,2% против 43,8%). Большая часть из них - замужем или в гражданском браке. Чего не скажешь о мужчинах - судя по статистике, в некоторых парах мужчины считают себя свободными (55,8% женщин и только 44,2% мужчин ответили, что состоят в гражданском браке).
Аудитория абсолютно всех городских праздников - женская (60-70%). В магазинах (60%), на рынке (73%), в церкви (80%), в театре (80%), в автобусе (70%) и даже в такси (75%) - везде женщин больше, чем мужчин. Эта история, с одной стороны, довольно забавная. Потому что отныне окончились мучения всех псковских маркетологов (смешно же звучит?) - создаем продукт, ориентированный на женщин, и живем богато. С другой стороны, ё-мое, псковички, милые, где же наши мужики? Почему они не ходят в театр, на рынок и в церковь? Почему они даже не знают, что женаты на нас?
Этот вопрос, по-моему, надо не на семинаре задавать, а в масштабах всей страны. Потому что это вам не «на десять девчонок по статистике девять ребят». Это проблема. Мужчины отстранились от важной задачи выходить в свет и выводить в свет своих дам. Они больше не хотят «людей посмотреть, себя показать». Теперь они хотят сидеть дома и играть в танчики.
Нет, я понимаю, есть, как озвучили на семинаре, некий «параметр качества» общественных пространств, который подразумевает, что на мото-фестивале, на рыбалке, в спортзале, в бане, наконец, мужчин будет больше. Только можно ли подобные пространства считать истинно общественными? Или все-таки они призваны очень деликатно развлечь скучающего мужчину, не потревожив его дзен суетливым выходом из зоны комфорта?
Псковичам-мужчинам нужно всерьез задуматься - готовы ли они отдавать город на откуп женщинам? Смогут ли они спокойно наблюдать за тем, как под стенами брутально-древнего Крома проклюнутся первые ростки женского легкомыслия? Или все-таки есть предел вашему терпению? Да, это провокация. Выключай танчики и веди жену в театр.
«Я тебя породил, я тебя и побью»
Не успели псковичи отойти от первого шока, как социологи презентовали нам второй. Он касается наших детей.
Мало того, что сами цифры характеризуют нас не с самой лучшей стороны. Посудите сами: 76,8% мужчин и 69,3% женщин из Пскова считают, что физические наказания идут мальчикам только на пользу. В отношении дочерей статистика вообще оказалось странной – заметно меньше мужчин (52,7%) считают нормальным наказывать девочек, а вот женщины, кажется, совсем не жалеют дочек – 56,4% псковичек не считают зазорным отшлепать девочку.
Эти результаты вызвали целый шквал эмоций у тех, кто присутствовал на семинаре. Ну, вернее у тех, кто слушал, а не наслаждался хорошей компанией.
Одни немедленно принялись обвинять социологов в том, что они неправильно все посчитали, потому что «этого не может быть!».
Другие стали уверять первых, что «да-да, так оно и есть».
Третьи просто хотели поговорить.
Любопытно, но вполне ожидаемо, что мало кто готов был признаваться: да, я один из этих людей, которые считают нормальным бить детей. То есть вроде бы, я не бью, ты не бьешь, коллеги тоже не бьют - кто же эти изверги?
Прозвучал другой логичный вопрос: «Что подразумевалось под физическим наказанием?» Потому что вроде как если ребенка по попе шлепнули - то это не наказание даже, это, скорее способ отрезвить распоясавшееся дитя. Правда, в ответах снова не сошлись.
Но! Давайте посмотрим на цифры в Великих Луках. Жители южной столицы региона, кажется, исповедуют совсем иные принципы воспитание детей – куда менее жесткие и консервативные. Применение физических наказаний по отношению к мальчикам здесь одобряют 52,6% мужчин и 45,8% женщин. То же самое по отношению к девочке считают нормальным 33,6% женщин и всего 28% мужчин.
Точно такая же картина прорисовалась и в отношении гендерных установок, которые мы передаем своим детям. Если в Пскове довольно сурово относятся к увлечениям мальчика рукоделиями или, упаси бог, игрой в дочки-матери, то в Великих Луках эта граница нормы существенно шире. И девочкам в Великих Луках вовсе не зазорно играть в войнушку и заниматься единоборствами, чего нельзя сказать о Пскове (вот в этот момент Лена Демченкова, успешный армрестлер и пауэрлифтер, удивлено вскинула брови).
Откуда это? Как получилось так, что на расстоянии меньше 300 верст друг от друга живут люди, объединенные в одном субъекте федерации, но при этом настолько разные? Социологи из ИРР честно признались, что ответа на этот вопрос у них нет.
Конфликт лояльностей
Дальше выяснилось, что Псков и Великие Луки практически во всех вопросах, касающихся гендерных установок, далеки друг от друга как две планеты.
Мужчины в Великих Луках намного охотнее готовы делить с женами традиционно женскую работу по дому - 68% от общего числа опрошенных мужчин в Великих Лука не прочь помочь жене в приготовлении обеда. В Пскове таких энтузиастов - всего 51%. Та же картина и других домашних делах. Стирать белье, убирать квартиру, выносить мусор, вести домашний бюджет - все это должна делать жена в Пскове и вполне возможно выполнять обоим супругам в Великих Луках. Удивительно!
Та же история повторяется в вопросах доверия в семье. Великолукские мужчины, становясь старше, все чаще готовы признать за женой право потратить крупную сумму из семейного бюджета, не сообщая об этом второй половине. Причем, если в юности им еще сложно себе представить такую ситуацию, то мужчины старше 65 лет в большинстве своем (66,7%) не обидятся на жену за такой поступок. Псковичи же вообразить себе такую ситуацию практически не могут. Мужчины всех возрастов на вопрос «Имеет ли право жена потратить значимую для семейного бюджета сумму, не сообщая мужу?» отвечали «Никогда». Вот единоличники!
Зато великолукские мужчины куда более требовательны к внешнему виду своих «половинок». Стабильно высокий процент мужчин в Великих Луках не допускают, что жена может выглядеть дома неряшливо или неаккуратно. Никаких затасканных треников и выцветших маек, дорогие великолучанки.
Приятно дополняет портрет идеального великолукского мужчины еще одна деталь. Большинство опрошенных мужчин в Великих Луках согласны с утверждением, что женщина имеет право задерживаться на работе и вообще строить карьеру даже в ущерб семье.
Такие вот чудеса, друзья мои. Теперь у нас есть научно доказанный факт, что в Пскове буйным цветом цветут патриархальные взгляды на семейную жизнь, в то время как Великие Луки предпочитают строить более «западную», равноправную модель семьи.
Осталось найти причину этой великолукской (или псковской?) аномалии. Почему мужчины там признают за женщиной больше прав и меньше обязанностей, чем их товарищи из Пскова? В чем секрет?
На семинаре прозвучало много вариантов - возраст городов, географическое положение, статус (областной и районный), даже криминогенную обстановку вспомнили. Но однозначного ответа не нашлось.
Зато нашелся прекрасный рецепт - за хорошими мужьями добро пожаловать в Великие Луки. «Луки – город женихов» - чем не новый туристический бренд?