Записки фотографа: Back in the USSR
Все началось с того, что меня дорогая редакция отправила поснимать ДНД. Добровольная Народная Дружина - все с большой буквы, "по-советски". Правила русского языка гласят другое, но так написано на визитке командира отряда, акцент на каждом слове. Рядом с именем командира напечатано изображение комсомольского значка родом из далекого прошлого, о котором напоминают серп и молот. Мысленно я уже начал прокручивать кадры из фильма "Стиляги", где народные дружины отлавливали хипстеров и стригли всех под корень, не забывая попутно разорвать на них одежду.
Честно говоря, я ожидал увидеть несколько десятков крепких парней с короткими стрижками, готовых на решительные меры в борьбе за только им понятное светлое будущее. На деле все оказалось намного скромнее и от этого интереснее и, если позволите, человечнее. У входа в скромную комнатушку участкового (именно там собираются дружинники) не протолкнуться. В основном приходят молодые люди и пенсионеры. Такой контингент добровольцев вполне обоснован.
Как правило у студентов и пенсионеров больше свободного времени по вечерам. Да и с желание нести на себе какую-то общественную нагрузку у них намного сильнее. Все смеются, шутят. По разговорам понятно, все друг с другом знакомы и патрулируют уже давно. Обстановка, хоть и не самая комфортая, но позитивная. Все горят желанием поскорее пойти на улицу.
Командир начинает перекличку. Из коридора доносится "здесь", "тут" и "она скоро будет, звонила и сказала подойдет". Как такового, инструктажа нет. Все опытные. Все знают как себя надо вести при патрулировании. Командир отряда центральной части города показывает мне повязки и заламинированные карты с маршрутами, которые раздают патрульным группам. Больше всего меня поражает, что в тесном помещении никто не ноет, не жалуется и не возмущается. На мой вопрос о перспективах расширения получаю неожиданный ответ: "А зачем? Мы всего 2 раза в неделю тут, да и то не надолго". Бескорыстие, открытость и задор собравшихся подкупает. От былых страхов и сомнений не остается и следа. Начинаю проникаться настоящей симпатией к дружинникам.
Вываливаюсь на улицу вместе с группой ребят, которые идут патрулировать маршрут недалеко от моего дома. Это и удобно, да и по пути освещения больше. Время все-таки для съемки уже позднее. На улице дружинники повязывают друг другу ярко-красные повязки с крупными буквами ДНД. Повязка - это не просто отличительный знак дружинника, это дополнительные обязанности, которые возлагает на себя ее хозяин, хотя прав у него от этого не прибавляется.
У моих ребят маршрут пролегал по небольшому кругу от Зеленого театра до памятника у "пролома" вдоль стены Окольного города и улицы Кузнецкой. Слякоть и промозглый ветер не предвещали встреч с веселыми компаниями на скамейках. Потому я принял решение понаблюдать со стороны за тем, что делают дружинники. Разумеется, ничего особенного не происходило. Ребята "гуляли" по своему маршруту и вели непринужденные беседы.
Через некоторое время мы договорились встретиться с другой патрульной группой и пройти до их маршрута в районе стадиона "Машиностроитель". Встречу назначили у Вечного огня, там светлее. Уже на месте ребята рассказали, что патрулировали даже в самые сильные морозы и часто вызывали скорую замерзающим гражданам, находящимся в очень крепком подпитии. Бедолаги могли бы просто не проснуться утром, не проходи мимо эта маленькая группа студентов.
Затронули мы также тему их прав. Точнее - отсутствия прав. Дружинник - это такой человек, который по отношению к нарушителю не может сделать ничего. Только замечание. Невелика, как говорится, мера наказания для хулигана. Парадокс ткже состоит в том, что даже в случае агрессии со стороны нарушителя, дружинник не может ему ответить. Как в анекдоте, сначала сними повязку, а потом уже в морду бей. Честно говоря, мне стало за ребят страшно. На серьезных уличных бойцов они не выглядят. Раньше с ними ходил сотрудник ППС, но такое не практикуется уже около года. А жаль.
Повстречав другую группу, продолжаем движение дальше. К студентам присоединилась группа из женщин постарше и пенсионного возраста . Никакой возрастной дистанции между ними не чувствуется, все вместе что-то обсуждают. Так мы доходим до Зеленого театра, где все прощаемся и каждый расходится по своим маршрутом, а я отправляюсь к памятнику Ленина. Оказывается там тоже дежурит группа.
Наверное, есть в этом что-то символичное, что с последней группой я встретился у памятника вождю коммунизма. Идея добровольных дружин - это прямое наследие коммунистического прошлого. При том, наследие хороше. Ведь не все в СССР было так плохо, как некоторые пытаются представить. Конечно, многие скажут, что если бы полиция должным образом обеспечивала порядок на улице, то не было бы нужды в дружинах, но это пустословие и попытка переложить ответственность за безопасность и культуру в городе на кого-то с самих себя. Дружинник - не охранник! Дружинник - это живое воплощение норм морали и правил поведения в обществе. И до тех пор пока по вечерам в городе появляются антисоциальные элементы, такие вот народные дружины не утратят своей актуальности.
P.S. Женщины и студенты против пьяных гопников - за них по-настоящему страшно!
Александр СИДОРЕНКО