1
 

Петр Слепченко: Я надеюсь, что когда-нибудь нужда в бизнес-омбудсмене отпадет

В 2012 году в Псковской области появилась новая должность – уполномоченный по правам предпринимателей. Ее занял экс-глава администрации региональной столицы Петр Слепченко. Новоиспеченный бизнес-омбудсмен активно взялся за дело: достаточно сказать, что по итогам 2013 года он занял второе место в рейтинге эффективности 70-и региональных уполномоченных. Не так давно Петр Слепченко дал интервью в эфире проекта ПАИ-live. Псковское агентство информации представляет его расшифровку.

Петр Слепченко

"Некоторые вопросы предпринимателей были прямо на месте разрешены"

- Петр Михайлович, давайте начнем с недавней и приятной для региона новости: по результатам мониторинга, проведенного среди всех уполномоченных по защите прав предпринимателей, вы заняли второе место. По каким критериям оценивается работа бизнес-уполномоченного и в чем вообще она заключается?

- Что касается второго места в рейтинге российских бизнес-омбудсменов, то заслуга в этом не только моя, потому что очень хорошее взаимодействие у нас налажено с представителями контролирующих органов, с муниципалитетами, с администрацией региона, поэтому, подчеркну  еще раз, это общее достижение.

На сегодня у нас семьдесят регионов имеют на своей территории работающих бизнес-уполномоченных, и среди этих семидесяти регионов как раз проводился мониторинг. Надо сразу сказать, что регионы были не совсем в одинаковых условиях. Например, я проработал весь 2013 год, а в целом ряде регионов назначения омбудсменов проходили в течение года, поэтому, наверное,  некоторые просто не успели "разогнаться". Поэтому, хотя и считается, что семьдесят с лишним регионов приняли участие, но по факту работающих, я думаю, немножко меньше - около пятидесяти.

Что касается критериев, по которым проводилась оценка. Это количество обращений, поступивших в адрес уполномоченного, количество обращений, которые были положительно рассмотрены, это участие уполномоченного в тех или иных представительных органах, советах, координирующих органах, которые связаны как раз с деятельностью предпринимателей на территории области.

Также оценивается  медийность, открытость уполномоченных, количество цитирований в региональных и федеральных СМИ. Оценивается количество мероприятий, которые были проведены, и те результаты, которые фактически были достигнуты.

Я напомню, что в прошлом году мы провели в апреле первую за всю историю существования института уполномоченных межрегиональную конференцию. Там мы обменивались с коллегами опытом, общались с предпринимателями, приезжал Борис Юрьевич Титов – уполномоченный при президенте. Любопытно, что некоторые вопросы предпринимателей были прямо на месте разрешены. В этом большую помощь оказала администрация области и лично Андрей Анатольевич Турчак.

Но это единичное мероприятие, а все-таки основными показателями результативности и успеха являются количество рассмотренных положительно обращений, и, особенно, количество инициатив, в том числе законодательных, на уровне региона либо даже федерации, которые привели к тому, что предпринимателям стало легче жить и работать.

 

"Наши предприниматели - люди хваткие, потому что иначе им просто не удержаться"

- Вот кстати об инициативах. Давайте вспомним, какие еще документы разрабатывались с вашим участием?

- К основным успехам можно отнести  следующее. На федеральном уровне были приняты нормативные акты, которые позволили снизить размер отчислений для индивидуальных предпринимателей, в пенсионный фонд в частности. Напомню, что с начала 2013 года размер этих отчислений увеличился в два раза, и это привело к тому, что, в частности, на территории области 1300 индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность. И это только официальная цифра на 1 января. В том числе и с нашей подачи уполномоченный при президенте вышел с инициативой в федерацию, где с первого января 2014-го года появился диверсифицированный подход: предприниматели, которые имеют до трехсот тысяч годового оборота, платят по-старому. А именно эта категория и нуждалась в поддержке, это по большей части, самозанятые граждане, они и были вынуждены закрываться.

В государстве сейчас сложилась ситуация, когда на верхнем уровне предпринимательства оказывается давление. Помните, в советское время нас учили, что интеллигенция - это "прослойка". Так вот, сейчас у нас предприниматели – это тоже "прослойка", причем на них идет прессинг и снизу, и сверху. Наша задача, как я ее вижу, от "прослойки" перейти к слою.

- Петр Михайлович, как бы вы описали портрет среднестатистического бизнесмена Псковской области? Он какой, хваткий или медлительный, конкретный или старающийся уходить от ответа? И как отличаются бизнесмены в города и районах, разные ли у них проблемы?

- Знаете, у меня возникает некий образ "терпилы", в хорошем смысле. То есть вот его со всех сторон "прессуют", он гнется, гнется, сжимается, сжимается, но как-то все-таки старается держаться. Вот совсем недавно ко мне приезжал кандидат в общественные помощники из Куньи. Так вот, в районе, по сути, осталось только два направления: лесная отрасль и торговля.

В торговле местные предприниматели реально испытывают угрозу и давление со стороны федеральных сетей, которые приходят и просто выжимают все, потому что местные не могут с ними конкурировать. Людей, занимающихся в лесной сфере, тоже, за счет тех процедур, которые устанавливает федеральное законодательство, с каждым годом становится  все меньше и меньше.

Поэтому я вижу, что наши предприниматели - люди хваткие, потому что иначе им просто не удержаться. Они привыкли несколько недоверчиво относиться к любым инициативам, потому что лучше не становится, причем именно по отношению к мелкому и среднему предпринимателю. И это люди, которые вынуждены постоянно находиться в стрессе, терпеть, ожидать постоянных уколов, ударов судьбы и так далее.

 

"Власти уже понимают - просто так нарушить права предпринимателя не получится"

- Петр Михайлович, в России состоялась экономическая амнистия. Есть ли амнистированные в Псковской области бизнесмены?

- Вы знаете, несколько ниже оказались результаты по сравнению с ожиданиями. Когда амнистия запускалась в мае-июне 2013 года, цифры назывались до ста тысяч человек по стране. Но я как раз сегодня с утра связывался с аппаратом федерального уполномоченного, по их данным, сейчас амнистированы чуть больше 1700 человек. Вместо ста тысяч, то есть примерно 2% от прогнозировавшегося.

Что касается Псковской области, то, действительно, это должно проходить через меня, у нас даже назначен общественный помощник - Виктор Васильевич Антонов, вице-спикер областного Собрания. Так вот, у нас всего один амнистированный за все это время. В мой адрес вообще ни одного обращения не было. Мы ситуацию мониторим, и таких случаев, когда человек подпадал бы под амнистию, но его права при этом нарушались, на территории Псковской области нет. И, тем не менее, - всего один амнистированный.

- С чем вы связываете это?

- Во-первых, по самой квалификации, по набору статей очень небольшой процент подпадет. При этом есть еще фильтр, который обязывает предпринимателя, попадающего под амнистию, возместить ущерб. А так как ущерб либо достаточно значительный, зачастую у человека, который осужден и находится в местах заключения, просто нет возможности такие средства возместить. Поэтому, к сожалению, я констатирую, что механизм амнистии оказался не настолько действенным, как планировалось.

- За то время, что вы находитесь на этом посту, изменилась ли как-то ситуация там, где чаще всего возникали проблемы? Вы раньше говорили, что есть две большие категории обращений - частные случаи и системные проблемы, которые необходимо решать, скорее всего, даже на федеральном уровне. Какие-то тенденции в этом отношении есть?

- Да, тенденции есть. Во-первых, когда я начинал свою деятельность, было много обращений не по адресу. Либо не по адресу, либо не по существу. Сейчас таких практически нет. И вторая тенденция - частные обращения, как правило, сошли на нет. И новые не очень активно возникают, потому что по ходу работы с органами государственной власти, с муниципальной властью случаи неправомерных отказов случаются все реже. Кстати, отношу это к позитивным результатам работы института омбудсменов, потому что власти уже понимают - просто так нарушить права предпринимателя не получится, они к этому более внимательно относятся.

Сейчас все смещается к системным проблемам. Очень много обращений появилось в связи с новым законодательством в лесной сфере. Проблемы возникают по конкретным отраслям. Люди жалуются на действия налоговой инспекции, на отсутствие квалифицированных кадров. Мы составили небольшой рейтинг проблем предпринимателей. На первом месте - низкий уровень платежеспособности населения, падает спрос. Второй по значимости – это волокита. Долго решаются вопросы со стороны органов власти. Ну, и третий по значимости – предвзятое отношение со стороны контролирующих органов. У контролирующих органов есть план, сколько надо взыскать, и они обязательно что-нибудь да найдут.

- Петр Михайлович, поговаривают о необходимости введения должности финансового омбудсмена. В каких еще сферах нужны омбудсмены на ваш взгляд?

- Знаете, я даже шутку придумал как-то: нам осталось только ввести омбудсменов по защите прав омбудсменов. Я считаю, что рост количества омбудсменов свидетельствует о росте количества проблем в государстве.  Поэтому, мне кажется, что не стоит увлекаться введением постов новых омбудсменов. Государство должно выполнять роль регулятора.

Я вообще надеялся, что когда-нибудь нужда в омбудсмене по защите прав предпринимателя отпадет. У нас была нормальная предпринимательская среда. Чтобы социальные вопросы были на большей высоте, тогда возможно отпадет нужда и в омбудсмене по защите прав человека, по защите прав детей. То есть когда безобразия прекратятся, тогда и омбудсмены будут не нужны. Не надо создавать омбудсменов "для галочки", не надо считать, что создали омбудсмена и проблема ушла. Надо просто систематически, системно подходить к решению проблем, которые есть на уровне регионов, на уровне муниципалитетов, на уровне страны. Их должны решать те, кому за это зарплату платят.

 

"Муниципалитету от бизнеса кроме проблем – ничего"

- Не скучаете ли вы по работе сити-менеджера?

- Знаете, я, в принципе, люблю созидать. Сейчас у меня работа скорее, как у судьи. Раньше я имел дело с тем, что можно было что-то сделать, это улучшало ситуацию, и я старался искать решения, которые будут улучшать жизнь горожан, чтобы был конкретно виден результат. А сейчас я все время имею дело с какой-то проблемой, с болезнью. Предприниматели приходят, когда у них проблема, когда какая-то беда. И, конечно, это не то, чтобы утомляет, но на вопрос скучаю ли, могу честно сказать: да, скучаю по более созидательной, конструктивной деятельности, нежели чем разбор жалоб и проблем. Потому что порой кровь стынет, когда видишь, как люди бьются словно об стену, как их зажимают и зажимают. Так что да, безусловно, по некой такой позитивной, конструктивной работе, с результатом, который можно увидеть глазами и пощупать руками, конечно, скучаю.

- Тогда вот такой вопрос: если бы была возможность вернуться на позицию сити-менеджера в те годы, уже имея опыт работы бизнес-омбудсменом, как бы свою работу строили в отношении бизнеса? Так же, как и тогда, или что-то бы изменили, что-то добавили бы?

- Вы знаете, раньше у меня был гораздо шире круг вопросов, которыми мне приходилось заниматься, чем сейчас. Он теперь более концентрированный, более конкретный, поэтому, безусловно, я сейчас вижу, что были случаи, когда проблемы решались несколько огульно. Вот была задача какая-то, и, бывали ситуации, когда "лес рубят – щепки летят". Сейчас, с учетом того, что в эту проблематику я больше погрузился, конечно, ряд решений, наверное, был бы более мягким.

- Если говорить не о каких-то очевидных мерах, а о чем-то более конкретном, точечном именно для Пскова. Какие меры поддержки малому и среднему бизнесу сейчас необходимы?

- Сейчас основная проблема - это невозможность муниципалитетов оказывать поддержку бизнесу. Почему муниципальные власти? Потому что проблемы возникают, как правило, на уровне муниципалитета. Государственные органы озадачены тем, чтобы бизнес развивался и показатели росли, а конкретные проблемы возникают в муниципалитетах. Муниципалитету от бизнеса кроме проблем – ничего.

Это, конечно, революционная такая тема... Но я убежден в том, что большая часть налогов от деятельности бизнеса, налоговых поступлений должна оставаться на муниципальном уровне. Тогда и только тогда будет заинтересованность.

- То есть и среда будет формироваться тогда?

- Да, конечно! Мы с коллегами-муниципалами из других регионов как-то обсуждали, абстрактно, что было бы неплохо, если оборот предприятия не превышает сорока миллионов рублей в год, все налоги оставлять "на земле". Утопично звучит, я, понимаю, налоговики и работники финансовых и  бюджетных отраслей не поддержат, но тем не менее. Если бы до сорока миллионов все налоги оставались на территории муниципалитета, в бюджет бы поступали, тогда, я думаю, многие были бы заинтересованы в развитии бизнеса на местах. Это только одна из мер, честно говоря, она утопична,  но она есть.

Надо серьезно задумываться над теми стимулами, которые есть, потому что иначе мы угробим предпринимательство на местах. Реально угробим. Сейчас оно укрупняется, укрупняется, укрупняется, люди вымываются, разъезжаются. Базиса нет. В районах творится жуть, на самом деле. При том, что со стороны администрации всегда есть желание поддержать, но не всегда есть для этого ресурсы и возможности.

Есть, конечно, рецепты конкретно для Пскова, для Псковской области, но это будут локальные полумеры. В частности, для сельхозпредприятий надо либо на уровне области, либо на уровне государства, устанавливать закупочные цены, устанавливать квоты и производить выкуп. Потому что очень много сельхозпроизводителей закрывается, мы теряем деревню. Если бы была возможность сбыта продукции, это было бы правильно, это бы подстегнуло людей к тому, чтобы заниматься бизнесом на местах. И это достаточно простая мера, она, конечно, требует денег, но тут надо либо принимать решения, либо констатировать, что мы - страна, неблагоприятная для развития предпринимательства.

- На январской сессии областного Собрания был утвержден законопроект, разработанный в том числе и с вашим участием, который позволил увеличить срок выкупа арендуемой недвижимости с трех до пяти лет. У вас нет опасений, что если это позволит предпринимателям получать недвижимость сразу же и пересдавать ее в субаренду, то эта норма только увеличит число предпринимателей-посредников, которые никакой реальной экономической деятельности не ведут, а только перезаключают договоры?

- Исходя из той информации, что у меня есть, большая часть предпринимателей использовала это имущество в целях либо оказания услуг, либо для производства. Случаев субаренды было крайне мало. Поэтому, я не думаю, что сейчас все откажутся, к примеру, от выпечки пирожков и кинутся сдавать помещение в аренду. Сейчас нельзя или очень сложно получить кредит, если ты работаешь на арендованном, пусть даже у муниципалитета или у государства, имуществе. А когда у тебя оно уже в собственности, то ты платишь рассрочку, и гораздо проще получить деньги на развитие бизнеса. Я думаю, что превалировать-то будет именно эта тенденция.

- Мы сегодня поговорили о некоторых законодательных инициативах, которые уже рассмотрены и приняты, а над какими проектами вы сейчас  работаете? Можете рассказать?

- Сейчас идёт подготовка к первому докладу уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова президенту Российской Федерации. Он состоится, я думаю, в апреле, и мы со всех регионов собираем проблемы.

Со стороны Псковской области мы предложили ряд изменений в лесное законодательство, регламентирующее лесопользование, целый ряд инициатив по налоговой политике, в частности, о том, чтобы налоги в муниципалитетах оставались. Еще одна инициатива - не на федеральном, а на региональном уровне. Мы ее разрабатываем совместно с прокуратурой, с которой сложились хорошие рабочие отношения, в том числе благодаря личной позиции областного прокурора. Это инициатива по упрощению процедуры получения разрешения на строительство, даже не самого разрешения, а прохождения всего этапа от идеи что-то построить до получения разрешения на строительство. Вот на этих вопросах мы сегодня сконцентрированы.

 

Беседовал Сергей ВАСИЛЬЕВ

Сергей Васильев
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...