Сплошное Вийтийство
На экранах страны — "Вий" в 3D, комедийный ужастик по мотивам прозы Гоголя, весьма отдалённо напоминающий классический сюжет, очередной наш убойный ответ Голливуду. Ответ даже не по мотивам, а по отголоскам: этакая кинофантазия в духе известных голливудских образцов - "Ван Хельсинга" и "Братьев Гримм", только с малороссийским акцентом.
Показательно, что от идеи проекта до выхода на экраны готового фильма минуло долгих 9 лет. В 2005-м, напомню, в мировой прокат как раз и вышли звёздные "Братья Гримм" Терри Гиллиама, с которых списан сценарный ход нового "Вия". И снимали "Вий" на той же чешской киностудии "Баррандов", что и "Братьев Гримм", в тех же, до оскомины знакомых чешских декорациях, так что обошёлся новый "Вий" дешевле своего голливудского прототипа: если "Братья Гримм" стоили 88 миллионов долларов, то "Вий" уложился в 28. Что тоже, впрочем, не хухры-мухры.
В "Братьях Гримм", как мы помним, братья-фольклористы выступают в роли этаких шарлатанов, дурачащих публику, и вдруг сталкивающихся с настоящей мистикой, со сверхъестественным. В "Вие" на новый лад происходит нечто похожее. Гоголевский сюжет использован в качестве своего рода приквела. Главный герой вовсе не философ-бурсак Хома Брут, а английский изобретатель и картограф Джонатан Грин, атеист и путешественник, отправившийся на восток, изучать земли несколько западнее Дуная.
Успешно преодолев Трансильванию графа Дракулы и Карпаты, бесстрашный англичанин теряется где-то в малороссийском заколдованном лесу, знакомится с товарищами Хомы Брута и вкусом гарной горилки, после чего попадает на тот самый хутор, где властвует страх и тайна. Словом, оказывается в царстве призраков болотного бога Вия, там, где ровно год назад и произошла мистическая история несчастной панночки, которую все жители считают ведьмой. Англичанину, который не верит в мистику, и которому сам чёрт не брат, собственно и предстоит вскрыть все секреты.
В роли англичанина, свободно изъясняющегося по-русски, снялся Джейсон Флеминг, запомнившийся нам еще по фильму Гая Риччи "Карты, деньги, два ствола". Создатели утверждают, что рассматривались на роль еще и Венсан Кассель, Киану Ривз и чуть ли не Бред Питт. В итоге, однако, в ансамбль российских актёров с Валерием Золотухиным во главе вписался именно Джейсон Флеминг, и вписался довольно органично. Он совсем не теряется на фоне патентованных, экспортного разлива казаков, с чубами, усами подковой и чудодейственной горилкой, после распития коей превращаются в упырей, а потом является сам Вий собственной персоной, чтобы произнести хрестоматийную фразу: "Поднимите мне веки", дабы попросить залётного картографа спасти панночкину душу. Так абсолютное вроде Зло превращается в Зло, которое вечно совершает Благо.
Очнувшись поутру, Грин принимает хоррор с участием Вия за причудливую алкогольную галлюцинацию, - с пьяных глаз чего не померещится? - и отправляется-таки в заколоченную церковь, где сгинул Хома Брут. Хоррор, между тем, превращается в детектив. Продюсеров тридэшного "Вия" уже, разумеется, упрекнули в том, что они отнеслись к первоисточнику без должного почтения, безбожно переписали Гололя, понапридумывав голливудской лабуды, монстров и злобных летающих стреколят. Дескать, было бы гораздо "аутентичней", если бы авторы не уповали на голливудские спецэффекты, а сделали бы оригинальный этнографический ужастик.
Новая версия "Вия", от которой сам Николай Василевич наверняка пришёл бы в ужас, это, конечно, такая постмодернистская игра, с интригой и разоблачениями, но вот в чём-чём, а в изобретательности и остроумии создателям отказать никак нельзя. Не вдаваясь в сюжетные подробности (это было бы свинством по отношению к зрителям), замечу только, что happy end неизбежен, и герой Флеминга выведет всех на чистую воду из виевского болота, дабы отправиться дальше, на север, в — Санкт-Петербург, на службу молодому царю Петру. Зрителям же остаётся гадать: "Так что это всё-таки было? Подлог или чудо?".
Удивительно, но в новом "Вии" имеется не только развлекуха, но и "намёк — добрым молодцам урок". Эпизодическая фигура отца Паисия вырастает в целый символ, забавно проецируясь на наши нынешние реалии. Этот самый Паисий, лицемер и мошенник, торговец опиумом для народа, ради власти и влияния держит тёмных жителей хутора в мраке предрассудков, запугивает хуторян Вием и прочими ужасами, используя новейшие технологии начала 18 века - оптические спецэффекты "волшебного фонаря", как известно, бывшего прообразом кинематографа. Отец Паисий (его роль блистательно исполнил Андрей Смоляков) - этакий тип модернизированного попа, пожившего на Западе и поставившего технологии на службу обмана и личных хотелок. Это вам ничего не напоминает?
Так фильм вроде бы как на потребу публике, воспитанной на голливудском попкорне, внезапно превращается в остроумную и злободневную сатиру. А там, где сатира, там и просвещение. Новый "Вий" вполне можно считать масштабным тизером, то бишь полнометражной "заманухой". Как минимум для Гоголя и его текстов. В пределе - для всей классической русской литературы.
Саша ДОНЕЦКИЙ