Забытые деревни, забытая война…
Уходящий 2013-й запомнится многим. В том числе и одним незначительным, но досадным казусом: ни одно региональное СМИ даже не упомянуло о том, что 70 лет назад немецкие каратели и их пособники уничтожили деревни Красуха (Порховский район) и Ланёва гора (Псковский район). Вместе со всеми жителями…
Не поленился, прошерстил интернет, и обнаружил только два текста, где рассказывалось о трагедии Ланёвой горы. Первый был размещен в сетевом литературном журнале "Камертон", и второе упоминание нашлось на русскоязычном сайте Эстонии – "Балтия". Одно из двух: либо в суматохе буден мы просто забыли об этих скорбных датах, либо в наше окаянное время они перестали для нас что-то значить. И это тем более удивительно, потому что, если вчитаться в архивные документы той поры, памятники сожженным деревням нужно ставить по области чуть ли не на каждом километре.
"Предвидя скорое наступление Красной Армии, немцы начали планомерное истребление мирных советских граждан. Начиная с октября-ноября 1943 года, фашисты начали сжигать населенные пункты, массово расстреливать ни в чем не повинных людей, включая стариков, женщин и детей, – говориться в уголовном деле 005/5, где с возможной тщательность были зафиксированы преступления захватчиков и их пособников на территории Псковской области. – Так, в Великовольском сельсовете было сожжено живьем 6 человек, в Ольгинском – 6, расстреляно 121, в Тупицком сельском совете – 2 сожжено, расстреляно - 14, в Козловском – 2, расстреляно 10, в Мелиховском – сожжено трое, расстреляно – 18 человек…"
И еще одна цитата (речь в данном случае идет о жертвах по Середкинскому району):
"Перед отступлением немецкие захватчики в массовом порядке начали истребление местного населения. Так, 13 ноября 1943 года в деревне Клюка группа немцев собрала всех мужчин в одном месте и открыла огонь из автоматов, в результате чего погибло 12 человек. В тот же день в деревне Залужье был расстреляны 3 человека, в деревне Колядуха - 7 человек, в деревне Борки – 3 человека, в деревне Заболотье – 2 человека. В деревне Заходцы Новиковского сельского совета немцы расстреляли 75 человек, мужчин и женщин, из которых 90 лет было Курганову Василию и 1 месяц - Яковлевой Анастасии, эвакуированной из Псковского района."
Подобные зверства творились и в соседнем Гдовском районе:
"11 ноября 1943 года немецкий карательный отряд составе 50 человек…прибыл в деревню Дымокорье, где была учинена чудовищная расправа над мирным населением: 26 женщин были расстреляны, в том числе 8 детей в возрасте от 6 месяцев до 9 летнего возраста немцы сожгли в горящих домах… В декабре немцы учинили вторую зверскую расправу над мирными советскими жителями… В тот день было расстреляны и сожжены 19 женщин… 18 декабря немцы сожгли деревню Филлиповщина. В пламя огня они бросили четырех человек: Розенталь Антона Антоновича, 80 лет, Розенталь Анну Ивановну – 80 лет, Морозову Анастасию - 33 лет и ее сына Николая – 6 лет".
Также были сожжены вместе с жителями деревни Щепец (погибло 6 человек, младшему было 1,5 месяца), Малая Речица (погибло 4 человека, младшей было 14 лет), Незнамо Поле, Рябово… И везде палачи не щадили ни малого, ни старого.
А вот сообщение из Дновского района. В начале 1944 года в одной деревне Большая Горушка было расстреляно и сожжено 106 человек, а всего по Юрковскому сельсовету в ходе той "осенней операции" погибло до 200 человек. К слову, руководил расстрелом и карательными функциями немец, майор Винтер.
И снова Псковский район – деревня Ронок, где фашисты расстреляли 18 человек, деревня Ляды - погибло 25… Еще одна деревня – Суслово (Бежаницкого района), где в начале 1944 года были расстреляны и сожжены 146 человек, в деревне Глушково – 103 человека, из которых детей – 53.
Помним ли мы о них, ни в чем не повинных? Автор этих строк намерено приводит события конца 1943 - начала 1944 года, хотя если говорить обо всем периоде оккупации, то на земле, наверное, не хватит чернил, чтобы описать горе, которое принесли на Псковскую землю фашисты. Поэтому, когда мы вспоминаем о Красухе или Ланевой горе, то, конечно же, подразумеваем и имеем в виду всех, кто погиб только за то, что просто жил на этой земле: русских, цыган, евреев, украинцев, белорусов…
Просматривая материалы той поры, создается впечатление, что в области не было ни одной (!) деревни, которая в той или иной степени не стала жертвой агрессоров. Но если мы и впрямь забыли эти сожженные хаты, то с нами на самом деле произошло что-то такое, что не поддается никакому логическому объяснению…
Юрий МОИСЕЕНКО
При подготовке публикации использованы рабочие материалы книги "Почерк Зверя" (2010-й год)
P.S. За четыре годы оккупации территории нынешней Псковской области были расстреляны, повешены и сожжены 391 607 мирных жителей; угнано в Германию и другие страны более 150 000 человек; стерты с лица земли более 5 тысяч деревень области. При этом сумма ущерба составила 13 460 182 502 рубля (в ценах 1946 года).