Комитет культурной безопасности
"Любые угрозы культуре – это угрозы самой жизни, там, где жива культура – там живо государство…" - с такой эсхатологической нотки начал свой отчет перед коллегами депутат псковского областного Собрания и лидер регионального отделения партии "Яблоко", известный оппозиционер и защитник исторического наследия Лев Шлосберг. Место действия для его выступлений было привычным – зал заседаний псковского парламента. Только "коллегами" были не псковские депутаты (точнее, не только они), а члены возглавляемого им постоянного комитета по культурной политике и туризму Парламентской ассоциации Северо-Запада России.
Спикер местного заксобрания Александр Котов в этот раз вопреки традиции не обменивался с главным "энфант террибль" псковской политики Шлосбергом колкостями. Отнюдь, он мило перешептывался с ним и даже смеялся в ответ на какие-то замечания, сидя от него по правую руку. Мероприятие, как говорится, требовало: год назад, когда псковичи предложили этой самой северо-западной ассоциации создать культурно-туристический комитет и сделать его председателем Льва Марковича, только ленивый не рассуждал о том, что, де, таким способом псковские власти решили "занять" регулярно оппонирующего им политика на других фронтах, хоть чуть-чуть отвлечь его внимание от местных проблем и загрузить работой на межрегиональном уровне. А заодно продемонстрировали: смотрите, мы никого не притесняем, наоборот, вот главного политического противника куда двинули!
Приветствуя гостей Пскова, г-н Котов отметил, что "выбор [специализации созданного под патронатом областного Собрания комитета ассоциации – ПАИ] был не случайным, поскольку псковская земля богата историческими памятниками, для нас очень актуальна тема развития туризма. Комитет создан недавно, но уже видны положительные результаты, вы заявили о себе и это очень здорово".
При этом он дал "несколько замечаний, или, если хотите, советов" прибывшим из шести регионов парламентариям о том, "куда нужно двигаться, чтобы добиться скорейшего достижения поставленных вами целей". "Когда есть готовность внести изменения в федеральные законы или в региональное законодательство - всегда это удобнее сделать это в виде поправок. Тогда время на достижение целей заметно сократится. Вот у вас было обращение к премьер-министру – даже если в правительстве одобрят ваши предложения по изменению закона, от обращения до реализации пройдет много времени. Гораздо удобнее было бы работать путем разработки конкретных поправок в законопроекты", - поделился опытом спикер.
"Принять к сведению…"
Как бы то ни было, сам Лев Шлосберг сегодня мог с гордостью доложить коллегам, что на прошедшей недавно сессии парламентской ассоциации четверть всех вопросов были разработаны их комитетом. Все они, во-первых, были поддержаны, добавил он, а во-вторых, еще когда проекты решений были переданы в правительство Калининградской области для экспертизы, специалистами не было сделано ни одного замечания, даже стилистического.
На будущее у председателя еще более амбициозные планы. В начале своего выступления он отметил, что 2014 год объявлен Годом культуры – а этим, мол, грех не воспользоваться, чтобы попытаться решить многие давно назревшие проблемы.
Видимо, чтобы усилить эффект от сказанного, Лев Шлосберг неожиданно решил зачитать довольно обширную цитату из выступления главы государства Владимира Путина 2 октября на заседании президентского Совета по культуре и искусству: "В целом считаю, что назрела необходимость существенно пересмотреть и подходы к сфере культуры, и саму систему государственного и муниципального управления. К сожалению, практика отношения к культуре по остаточному принципу оказалась очень живучей. Сфера культуры стереотипно воспринимается не более чем подотрасль социального блока. Переломить ставшее привычным отношение к культуре как к развлечению трудно, может быть, очень трудно, но, безусловно, необходимо. И культурная политика должна способствовать этому, выводить культуру на ту высоту, которой она достойна. Считаю, что культуру нельзя загонять в прокрустово ложе бессмысленной отчетности с количественными достижениями и процентами на душу населения. Она может определяться только общественным признанием и характером влияния на становление личности. Нам нужна новая, комплексная система оценки качества культурной среды и эффективности реализуемых мер".
Заручившись таким образом заочной поддержкой президентского имени, председатель вновь вернулся к рассказу об уже проделанной работе и поведал о самых на его взгляд важных результатах первого года работы комитета.
Так, Лев Шлосберг выразил надежду, что в правительстве будут услышаны несколько предложений их "законорекомендательного" органа о внесении изменений во вступающий с 1-го января в силу федеральный закон №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который должен прийти на смену пресловутому 94-му "фэ-зэ" о госзакупках.
Кроме того, продолжил докладчик, "не только единодушно, но и с воодушевлением" парламентская ассоциация Северо-Запада поддержала предложения комитета о необходимости разработки госпрограммы сохранения и развития музейного фонда России. "Более 90% предметов из музейного фонда не находятся в надлежащем уходе", - подчеркивал актуальность "обращения о необходимости" г-н Шлосберг.
Заодно, продолжил он, были поддержаны и предложения комитета о необходимости внесения изменений в 131-й федеральный закон "О местном самоуправлении" в части уточнения полномочий местных органов власти. "Сейчас по закону в районе может быть всего одна сельская библиотека – и будет считаться, что этого достаточно. Точно также может быть всего один дом культуры. Чтобы сохранить сеть учреждений культуры, создававшуюся годами, необходимы уточнения полномочий", - прояснил выступающий.
Заодно он сообщил, что с не меньшим воодушевлением была поддержана выдвинутая комитетом инициатива обратиться в правительство с предложением изменить государственную программу в области культуры, чтобы выделить в отдельный раздел охрану памятников деревянного зодчества, более 90% которых находится как раз на территории Северо-Запада.
А судьи кто?
Дальше перешли к повестке дня нынешнего заседания комитета. Лев Шлосберг отметил, что возникла идея создать при комитете консультативный экспертный совет из 14 человек. Список претендентов тут же был роздан участникам.
"Этот состав экспертов сделает честь любой парламентской ассоциации, не только Северо-Запада, но и любого региона России", - заверил автор инициативы коллег. Он пояснил, что включить в совет предлагается видных ученых, специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода и Псков (из местных кадров председатель комитета предложил включить в совет руководителя регионального отделения ВООПИиК Ирину Голубеву и руководителя Археологического центра Псковской области Елену Яковлеву).
"Голосовать будем завтра. Так что если удастся получить согласие об участии в совете от экспертов, которых вы бы хотели там видеть, это можно будет устроить", - пообещал г-н Шлосберг. Впрочем, особого энтузиазма у членов комитета по этому поводу не наблюдалось…
Одним словом, все очень походило на обычное заседание областного парламента.
"Проверка показала…"
Сходство с традиционными сессиями местного ЗАКСа добавило участие в заседании представителя региональной прокуратуры. Правда, в данном случае представляющая "око государево" начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Ольга Горовацкая не надзирала за обсуждением, а сама выступала с докладом.
Она рассказала, что на псковской земле находятся свыше 4 тысяч памятников культурного значения, однако режим их сохранения очень часто не соблюдается: проверки выявляли и отсутствие охранной документации, и незаконную передачу объектов в аренду или собственность, и отсутствие разрешений на проведение ремонтных работ…
В результате чуть более половины всех псковских памятников находятся "в удовлетворительном" состоянии, а 23% - в неудовлетворительном или вообще руинированном. И это данные, полученные по результатам оценки лишь 700 памятников.
Чтобы справится с этой застарелой проблемой, по мнению сотрудницы прокуратуры, "представляется правильным вовлечение данных объектов в гражданско-правовой оборот, ведь сейчас у примерно 40% памятников нет ни пользователей, ни правообладателей".
Правда, добавила г-жа Горовацкая, прокуратура сталкивается и с "фактами непринятия мер со стороны собственников" в отношении сохранения находящихся в их управлении памятников. Однако, призналась докладчик, у многих арендаторов зачастую просто нет должной мотивации проводить консервационные или реставрационные работы, т.к. отсутствует механизм компенсации тем арендаторам, кто вложился в беспрецедентную реконструкцию, хотя такая мера – об уменьшении платы на сумму понесенных затрат - предусмотрена статьей 14 федерального закона №73-ФЗ.
Проблема, как водится, оказалась чисто юридической: Росимущество – ведомство, на чьем балансе стоит большинство памятников и которое является, таким образом, оператором арендных платежей - не имеет права самовольно списывать долги и таким образом сокращать поступление доходов в федеральный бюджет. Необходимо регламентировать порядок возмещения расходов, чтобы они были прописаны не только в договоре с арендаторами, но и в общем законодательстве, подчеркнула представительница прокуратуры.
Еще г-жа Горовацкая успела заявить, что целесообразным в надзорном ведомстве считают введение лицензий на проведение археологических работ, дабы в конкурсах не участвовали те фирмы, которые качественно и в срок работы выполнить очевидно не смогут, либо не будут бережно обращаться с культурным слоем.
Дни, которых не было
Самым любопытным на пленарном заседании комитета было обсуждение инициативы, которую, по словам Льва Шлосберга, в Госдуму готово будет направить именно Псковское областное собрание, поскольку один раз оно это уже делало. Речь шла о любимом отечественном занятии – пересмотре праздничных дат…
В 1995 году, пояснил председатель комитета, когда в стране принимали закон "О днях воинской славы и памятных датах России", к его обсуждению не были привлечены эксперты-историки, из-за чего произошла глупая коллизия: некоторые официальные памятные даты, которые отмечают в стране, празднуются "не в те дни". Речь идет о событиях, произошедших до перехода с григорианского на юлианский календарь. В 95-м году разработчики просто механически прибавляли к датам по 14 дней – тогда как необходимо было всякий раз учитывать, о каком веке идет речь.
"В результате мы стали свидетелями, когда даты из федерального закона не соответствуют тем реальным датам, которые обозначены в учебниках истории" – заявил Шлосберг, который по образованию - именно учитель истории.
Для примера он привел "ложные" даты годовщин Ледового побоища или победы над Полтавой, закрепленные в законе. Всего таких ошибок там насчитывается 10.
Докладчик пояснил, что в 2003 была попытка исправить историческую несправедливость, однако правительство тогда отказалась от этой идеи, мотивируя свое решение просто: "Люди уже привыкли так".
Сейчас, посчитал Шлосберг, настало время вернутся к этому вопросу: в прошлом году псковское Собрание отправляло такое предложение в Москву, и был получен ответ от… комитета по обороне Госдумы (sic!) о том, что он идею поддержит, если будет чья-нибудь законодательная инициатива.
"Псковской областное Собрание готово взять на себя ответственность за такую законодательную инициативу, но нам важна поддержка ассоциации. Потому что появится много людей, которые скажут, что уже привыкли к другим датам – потому что это переписывание красных дат. Готов ли наш комитет поддержать эту инициативу, готовы ли вы войти в историю?", - посмотрел на коллег Лев Маркович.
Казалось, что время пленарного заседания пошло на секунды: осталось услышать нестойкое "да" и отправиться на заседание секций, где членов ждало рассмотрение 14 новых вопросов повестки дня. Но – не тут-то было…
"Мы сами предложим новую редакцию, или же предложим правительству работать над этим вопросом? Я бы не решилась взять на себя такую ответственность: готовые даты предложить. А вдруг мы что-то не учтем, где-то ошибемся?" – взяла слово председатель профильной комиссии по туристской индустрии Заксобрания Санкт-Петербурга Светлана Нестерова.
То, что она из города на Неве, где политическую моду давно задает скандально известный борец за нравственность и против геев депутат Виталий Милонов, стало очевидно из ее последующих рассуждений: "Если так переносить, то 23 февраля у нас ведь попадет на 8 марта, и получается вообще "оно", как любят в Европе – средний пол!" Дальше она вообще предположила крамолу – что какой-нибудь из памятных дней таким образом может – тьфу-тьфу-тьфу – совпасть с каким-нибудь праздников ЛГБТ-сообщества.
Лев Шлосберг в ответ улыбнулся и попытался заверить, что никаких ошибок в подсчетах нет – давно все посчитано правильно и опубликовано в учебниках истории. Что касается 23 февраля и 8 марта, то совпадений не будет, потому что первые бои Красной армии произошли уже аккурат через несколько дней после введения нового календаря.
Но собрание парламентариев не было бы таковым, если бы при обсуждении именно простых вопросов не возникали забавные, даже с нотками абсурда, обсуждения. Слово тут же взял секретарь Общественной палаты Псковской области Валерий Павлов, который заявил: "Все хотят подстраховаться – и не без основания". Тут он начал говорить, что есть "ряд историков", которые считают, что дальше средних веков мы "вообще ничего не видим", и что даже пирамиды [видимо, имелись ввиду, конечно, египетские – прим. авт.] – тоже из мрачного периода Средневековья…
"Нужно ссылаться на ряд очень авторитетных экспертов, которые занимаются летоисчислением", - закончил свой увлекательный спич г-н Павлов.
"Нам бы не хотелось загубить вашу инициативу на корню, но дайте нам время - 30 дней. Не загоняйте нас в угол. Нам нужно посоветоваться с экспертами у нас в регионах", - тут же деликатно попросили Шлосберга другие члены комитета…
Тем пленарное заседание и завершилось… После этого приехавшие в Псков парламентарии обсудили вопросы нынешней повестки на трех секциях, а финальное голосования по этим вопросам и подписание резолюций состоится завтра.
Сергей ВАСИЛЬЕВ