Путешествие двенадцатое: музей на базе карцера и идол, раздающий детей
В предыдущей части я уже заикнулась про то, что в Себеже совершенно замечательный музей. Кстати, директор у него - Алексей Станиславович Петренко – не менее замечательный.
Помните, я рассказывала про музей в Невеле, который располагается в бывшей почтовой станции? Так вот, в Себеже музей также поселили в дом с историей, только она менее приятная, чем в соседнем Невеле. Здание тут тоже старинное – построено оно было ещё в первой четверти XIX века. Тогда в нём размещалась тюрьма. В годы Великой Отечественной войны немцы использовали этот дом тоже по его профилю, например, в подвале сохранился карцер. Место, надо сказать, жуткое (я имею в виду, конечно же, карцер). Это небольшая комната с бетонным полом и тяжёлой дверью. Там нет электричества, нет окон, только маленькое – сантиметров пять в диаметре - отверстие, ведущее на улицу, поэтому нам пришлось довольствоваться светом от мобильных телефонов, но этого было достаточно, чтобы рассмотреть на стенах выцарапанные заключёнными надписи.
Это, кстати, именно из этого подвала по легенде есть вход в подземный тоннель под городом, где спрятаны купеческие сокровища. Алексей Станиславович рассказал нам расширенную версию этой тёмной истории. Якобы подземелье имело несколько веток: одна связывала Замковую гору с островом, ещё одна - шла до нынешнего здания администрации, третья - вела к польскому кладбищу, а ещё одна – самая длинная – заканчивалась в Угоринке – это такая деревня километрах в 10-и от города. Хоть мы и бродили по подвалу музея, но входа в этот подземный город так и не видели.
Вообще-то у себежского музея не одно здание, а сразу два. Стоят они рядом и образуют очень уютный дворик, в котором, когда мы приезжали, цвели флоксы самых разных сортов и расцветок. И я дольно много времени провела в восхищении этой разноцветной поляной.
У музея очень много залов. Начало экспозиции представляет природу Себежского района. Тут очень много чучел самых разных животных, заспиртованные змеи, засушенные бабочки и разные жучки, гербарии. В общем, в этой части музея можно посмотреть всё, что растёт, бегает, прыгает, ползает, летает по территории Себежского района. Алексей Станиславович пояснил: наличие такой большой коллекции связано с тем, что изначально создавался музей природы, а уже потом он переквалифицировался в краеведческий. По его словам, коллекцию создавали доктора наук, а гербарий вообще делал лучший на Северо-Западе России специалист по сосудистым растениям.
Директор музея обратил наше внимание на чучело белой цапли. Оказывается, создавая музей, его сюда поместили, только вот белой цапли в Себежском районе никогда не было. Но спустя 25 лет эти птицы стали тут селиться. Меня в этой части экспозиции заинтересовал один камушек. Оказывает, он тоже некоторое время вводил посетителей в заблуждение. В музее он оказался, как фрагмент метеорита. Но однажды пришли на экскурсию геологи. Они посмотрели камушек, покрутили и рассказали, что происхождение у него вполне себе земное – это фрагмент застывшей лавы с вкраплениями граната. Из этого следует, что когда-то на территории нынешнего Себежского района случилось извержение вулкана!
Ещё одно удивление – на одном из озёр под Себежем водятся черепахи, собственно, они тоже представлены в музее. Как говорит Алексей Станиславович, биологи не могут понять, как в нашем климате могли завестись черепахи, но предполагают, что они откуда-то сбежали, адаптировались к окружающей действительности, ну и, собственно, поселились на озере и размножились.
В переходе между залами музея устроена картинная галерея, в которой представлены работы художника, мастера наивного искусства, а по совместительству бывшего директора музея Константина Громова. Алексей Станиславович говорит, что у себежского музея самая большая коллекция работ этого художника.
Особая гордость директора – зал археологии. Он говорит, что коллекция находок тут одна из самых больших в области. Да и в самом районе огромное количество памятников археологии, некоторые из них особо охраняемые и поэтому закрыты для туристов. Есть в музее предметы, которые относятся к эпохе неолита. Это означает, что люди в этих краях появились ещё около 4 тысяч лет назад. А по некоторым орудиям, как говорит директор музея, можно судить, что заселён Себежский район был гораздо раньше – 7-8 тысяч лет назад, когда ещё "про Египет, про Вавилон и Китай никто не слышал".
Самые же загадочные экспонаты музея – это каменные идолы. Я такого ни в одном музее в Псковской области не видела! Оказывается, они стали объектами паломничества. Поклониться им приезжают из США, Канады, Голландии, Прибалтики. Считается, что больший из камней – пестун, некоторые видят на нём женскую грудь – символ плодородия, а другие уверяют, что на камне имеется образ матери-прародительницы. Говорят, что он избавляет от бездетности, собственно, за этим сюда и едут. Есть только одно условие: надо камню принести какой-то дар. Судя по всему, чаще всего идолу приносят монеты, их россыпи лежат на полу, но кто-то приносит и что-нибудь съестное, мы, например, "застали" банку мёда. По словам Алексея Станиславовича, она стоит у камня с прошлогоднего Спаса, но мёд так и не засахарился. Приносили люди камню творог, яйца, правда, их со временем убирают, потому как продукты быстро портятся со всеми вытекающими из этого "ароматами".
Рассказывают ещё историю о мужчине, который очень хотел найти свою дочь, связь с которой потерял после развода с женой. Он приезжал в себежский музей несколько раз, оставлял камню дар и просил его о помощи. И, о чудо! Спустя какое время дочь сама его нашла.
Идол поменьше тоже дохристианского периода. У этого камня есть лицо. Вроде бы этот идол не единственный в своём роде в Псковской области, находили и другие похожие, но в других районах.
Ещё один хранящийся в музее камень расписан петроглифами. Его откопал в своём огороде местный житель. В Себеж приезжали специалисты и частично расшифровали надписи. Рисунки на камне рассказывают о каком-то сражении, ещё там имеется что-то наподобие карт. В общем, работа по расшифровке этих петроглифов ещё продолжается.
А теперь немного мистики и фантастики. Как рассказывает Алексей Станиславович, камни эти обладают некой энергетикой: всякие спецприборы рядом с ними зашкаливают, а если приложить руку, то можно почувствовать тепло. Более того, камни не любят, чтобы их фотографировали: вспышки у фотоаппаратов не срабатывают, а раньше в плёночных фотоаппаратах обязательно что-то с плёнкой происходило, а в итоге фотографий не получалось. Наверное, наш фотограф Александр Сидоренко камням понравился, потому что с фотоаппаратом ничего не произошло и снимки получились.
Конечно же, в музее есть отдельный зал, который рассказывает об истории города, коллекция предметов быта, экспозиции о войне и периоде оккупации. Всё это вам обязательно покажут, когда вы оправитесь в Себеж. Есть ещё одна экспозиция, о которой я тут даже не упомянула. Она очень-очень интересная и в других музеях области ничего подобного нет, но я обещала, что о ней ничего писать не буду. Фотографий в этом зале, кстати, мы тоже не делали. В общем, я вам ничего не говорила, а если будете в музее, то в этот зал вас точно отведут.
Ну и, наконец, немножко справочной информации. Входной билет в музей стоит всего 40 рублей. Ещё в прейскуранте цен есть такой пункт, как "Прослушивание патефона – 5 рублей". Сейчас патефон не включают, но за пять рублей можно послушать музыкальную шкатулку XIX века.
Продолжение следует…
Лена ЛЕШКИНА