Коммунальная страна
Предполагаемого убийцу москвича Егора Щербакова взяли чуть ли не на второй день. По логике вещей теперь следует ожидать громкий процесс – это как минимум. И как максимум – решительный пересмотр внутренней политики, но прежде - отказ от прежних "коммунальных" стереотипов
Хочется этого министерству внутренних дел или нет, но проблема национальных отношений по-прежнему остается одной из самых острых в стране и, увы, не решенной. При этом никто (даже думское большинство) не даст гарантии, что где-нибудь на просторах России не повторится трагедия Бирюлево. Бесперспективно и не разумно сужать инцидент до межрелигиозного конфликта, потому что на самом деле речь идет о противоречиях ментального уровня. Мало, катастрофически мало жителю горного аула, который приехал в Москву за большими деньгами выучить русский язык. Хорошо, чтобы он еще понял: при каждом косом взгляде, матерной прибаутке отпущенной безадресно – в пространство, не нужно хвататься за нож, чтобы доказать, что он не зря носит штаны.
В этой связи вспоминаются суровые будни нашей роты связи Кемского штрафного пехотного полка, куда два раза в год присылали пополнение из южных республик. На первых порах общение с ними шло сугубо жестами, но по мере врастания в армейский быт, постижения особенностей казарменной лексики, те же самые узбеки или киргизы, въезжая в ситуацию, пытались бросаться на "дедов", когда слышали от них странное для уха выражение, дословный перевод которого оскоблял их до глубины души.
- Ты сказаль, что с моёй мамой спаль? – орал дневальный Мамасалы Уйгуров, кидаясь на пьяного сержанта Бондаренко, который, ввалившись после отбоя в роту, для начала от полноты чувств послал личный состав роты на три буквы, а потом от тоски безбрежной громко сообщил присутствующим еще одну интимную подробность личной жизни. Во избежание развития инцидента, автор этих строк, как дежурный по роте вместе с ивановским парнем Геной Тарасовым схватил тогда Мамасалы под белы руки и спрятал его в каптерке от греха подальше – "дедов" роты связи боялись даже свои дембеля. К тому же буквально накануне наш "старшой" лейтенант Николаев зачитал приказ, в котором дневальным категорически запрещалось применять оружие в случае нападения. Полк уже отличился по всему округу, когда в артбате рядовой узбекской национальности, стоя на тумбочке, не дрогнув, зарезал штык-ножом "старика", когда тот сказал ему по-русски невинное: "е...б твою мать". Несколько месяцев спустя Мамасысалы в знак благодарности угостил автора этих строк насваем и лавашем. От первого никак было не проблеваться, а лепешка с горячим чаем пошла потом очень хорошо.
Возвращаясь к тому, что случилось в минувшее воскресенье в Москве, стоит сказать, что приезжие попадают не в среду музейных бабушек, которые общаются с посетителями сугубо на французском, а на полу-маргинальную улицу, где всегда выживает сильнейший. Не нужно быть записным политологом, чтобы понять и еще одну причину противостояния: ее предельную криминализацию. Этот "крутой замес" и повлек за собой сначала убийство парня, который заступился за свою девушку, а потом разгром плодо-выгодной овощебазы. В глазах жителей Бирюлево именно она является рассадником преступности и межэтнической розни. Любопытная деталь: как сообщают СМИ, задолго до этого инцидента уже раздавались требования - навести порядок (говорят, на территорию этого гетто новые московские горцы не пустили даже мэра Собянина), но власти предпочитали закрывать на происходящее глаза. И доигрались…
Между тем есть подозрение, что с поимкой подозреваемого, ситуация не изменится к лучшему. И дело тут, как было сказано выше, в стереотипности мышления. Первая системная ошибка заключается в том, что, каждый раз нас пытаются уверить, что у преступности нет национальности. Вполне возможно. Как нет ее у трупа, но у конкретного разбойника, который достал нож, она есть и это нужно всегда помнить.
Согласно правоохранительной статистике, каждое третье преступление в России, совершается незаконными мигрантами, поэтому никогда не будет работать эта заезженная мантра, которой полиция каждый раз пытается успокоить население. И еще один момент… Когда какой-нибудь вспыльчивый брюнет кидается на незнакомого прохожего, то люди в погонах неизменно списывают случившееся на бытовуху. Еще одна уловка, которая позволяет им жить относительно спокойно. Если не смогли мирно разойтись два человека разных национальностей по поводу места в автобусе, в очереди, из-за шайки в бане – это не бытовуха, а именно - национальный конфликт, который вызван разным (с ментальной точки зрения!) пониманием ситуации. Эта "разность" идет от воспитания, разных языков, отсутствие общей культуры – русский мат не счет. И когда нам пускают пыль в глаза, пытаясь фундаментальную проблему объяснить "законами" банальной коммуналки, это еще раз говорит о том, что ситуация выходит из-под контроля, а те, кто так говорит, просто вешает нам лапшу на уши.
Николай МЕДВЕДЕВ