Ружье на стене
Ниже – два фото. Они сделаны в разное время: одно летом этого года, второе – три дня назад. Но на обоих снимках (это скриншоты с записи видеорегистратора) запечатлен один и тот же автомобиль, двигающийся по псковским улицам. И один и тот же пассажир – ребенок, высовывающий голову из окна. Эти снимки были размещены разными людьми в разных социальных сетях, и оба автора, сделавшие эти записи, негодовали: о чем думают родители?
Родители, вероятнее всего, думают о том, что их ребенку так нравится. А раз нравится – то пусть торчит из окна, как собака с высунутым языком. Возможно, родители даже знают о том, что ребенок, как и любой пассажир, должен быть пристегнут ремнями безопасности, а такой малыш – еще и находиться в детском удерживающем устройстве (специальном кресле). Но: не пойман – не вор. Значит можно нарушать дальше.
Интересно другое – в курсе ли родители этого ребенка, что даже если их автомобиль будет стоять на месте, а сзади в него врежется другое транспортное средство, то их сын вполне может получить травмы, несовместимые с жизнью? Что уж говорить о ситуациях, когда автомобиль в движении. Даже в городе, даже в пробке. В июне в Пскове проходила акция "Пристегнись!", во время которой у одного из гипермаркетов работал специальный механизм, который имитировал лобовое столкновение авто с препятствием на скорости 12 км/ч. Всем, попробовавшим этот аттракцион, хватило такого яркого впечатления, чтобы понять: даже небольшая скорость может быть смертельной.
После фильма "Двойная жизнь Чарли Сан-Клауда", где ребенок погибает в машине, стоявшей на светофоре и выброшенной на встречку лишь потому, что ее водитель заранее повернул руль в левую сторону, я выравниваю колеса на перекрестках, и начинаю крутить "баранку" только с продолжением движения налево. А после того, как в августе этого года я вылетел с гравийной дороги и, покувыркавшись по полю, уничтожил свой новый автомобиль, я больше не полагаюсь только на машину, какой бы современной она не была, и не рассчитываю, что она меня выручит в сложной ситуации. Хотя автомобиль и правда выручал - спасал меня от последствий моей же глупости. В этот раз не спас. И теперь мне становится не по себе, когда я вспоминаю, как зимой 2012 года за три часа домчался в Псков из Великих Лук по ледяной трассе. И к чему могли привести эти "небольшие" заносы на поворотах, когда передний привод успешно вытягивал виляющую корму.
Теперь я вожу авто "по-пенсионерски" – не выскакивая наобум из-за угла, не пренебрегая знаками, не набирая СМС-ки во время движения. Впрочем, нет-нет – да и забываюсь: устраиваю слалом на многополосных улицах, когда впереди кто-то отчаянно "тошнит". Потом укоряю себя за это и гадаю: как быстро я забуду свои полеты по полю и снова начну лихачить? Пока что кажется, что никогда.
Нарушают все – это аксиома. Даже самого невозмутимого и опытного водителя может достать хам, сумевший 10 раз подрезать его на одной улице, и тогда он тоже некоторое время вести себя агрессивно – резко разгоняться, перестраиваться, не включая "поворотники", пролетая мимо "зебр" с пешеходами. Так зло порождает зло. А заканчивается все сводкой ДТП, которой переполнена новостная лента ПАИ. Хорошо, если без пострадавших и, не дай Бог, жертв.
Но если большинству лихачей бывает стыдно, то есть и такие, которые – страшно сказать – гордятся своим дерзким поведением. Мол, светофоры – для трусов, а указатели поворота – для "ботаников". Про нарушение рядности и игнорирование знаков и смысла нет упоминать. "Все остальные участники движения – лохи, а я хитрее всех, и поэтому впереди". Глядя на такие "понятия", поначалу осторожные водители-новички начинают копировать такую манеру вождения, и очень скоро признают – "ну а что, неплохо, мне нравится". Последствий никаких нет, инспекторы вроде и не против. И быстро забывают, что каждый – практически каждый – пункт в ПДД написан кровью. За каждым – сотни жизней и тысячи сломанных судеб.
Машин на дорогах становится все больше, трафик – даже в таком маленьком городе, как Псков – все интенсивнее. И эта динамика формирует не только статистику происшествий, но и общую культуру поведения на дороге. Принимая решения – рисковать или нет – мы чаще ориентируемся не на советы отдела пропаганды ГИБДД, а на то, что видим вокруг себя на улицах. А на улицах – частенько возникает такое ощущение – всем плевать на правила.
Наверняка родители этого малыша на фото – хорошие, добрые люди, и разрешают своему ребенку стоять в салоне с головой, высунутой наружу не потому, что хотят эпатировать публику, а лишь потому, что очень любят своего малыша, балуют его, и не видят ничего опасного в том, что он так делает. И, судя по датам снимков, и по тому, что двум разным людям все же удалось это запечатлеть, такое в вишневом Hyundai Accent с госномером А142ВУ60 происходит регулярно. Поэтому – обращаюсь ко всем, кто увидит и этот текст, и эту картину в реальной жизни – не поленитесь пояснить водителю, что он ошибается, и рискует жизнью своего сына. Автомобиль – устройство повышенной опасности, как оружие, с которым надо правильно обращаться. А выстреливает, как известно, даже ружье, которое просто висит на стене.
Даниил НОВИКОВ