15
 

Взгляд с другой стороны: Взрыв железнодорожного моста в Пскове

16 марта 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР "за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство" было присвоено звание Герой Советского Союза младшему лейтенанту Байкову Семену Григорьевичу. Стоит отметить, что наградной лист на командира взвода 50-го отдельного моторизованного инженерного батальона 1-го мехкорпуса младшего лейтенанта Байкова С. Г. был подписан еще 26 июля 1941 года. В начале войны награды давали скупо, а чтобы получить звание Героя Советского Союза надо было совершить что-то действительно экстраординарное. Так что же сделал Семен Байков?

 

В наградном листе в описании подвига читаем: "Командир саперного взвода младший лейтенант Байков в период с 2 по 4 июля 1941 года по приказу командующего СЗФ произвел минирование и подготовку ко взрыву железнодорожного моста через реку Великая, у пос. Корытово (гор. Псков). Закончив минирование, взвод Байкова нес охрану моста. 8 июля мл.лейтенант Байков получил приказ от майора – начальника инженерной службы 111 замыкающей стрелковой дивизии произвести взрыв моста и отойти по заранее указанному направлению. К моменту взрыва командиру команды саперы доложили, что на противоположном берегу к единственному не взорванному ж.д. мосту с боем пробивается артдивизион Красной армии. Кольцо врага смыкалось вокруг артиллеристов.

 

Тов. Байков сразу же принимает решение – оказать помощь артиллеристам, находящимся в опасности. Команда быстро делает деревянный настил из материалов близлежащих строений и пропускает артдивизион через минированный железнодорожный мост. В это время мост подвергался обстрелу артиллерии и танков противника, подошедшего вплотную к мосту. В результате непрерывного артогня противника была повреждена электросеть к зарядам. Команда подрывников во главе с мл.лейтенантом Байковым, будучи пламенными патриотами Родины, проявляя исключительный героизм и отвагу, не щадя своей жизни, бросились на мост и огневым способом взорвали мост вместе с собой".


Красивая история, но уж очень похожа на легенду. Многое в ней не укладывается в обычную логику, временные рамки. Разобрать строения, настелить настил, на это все нужно время. Что же в действительности произошло у железнодорожного моста, кто около него был, кроме взвода Байкова, кто через него переходил. Попробуем хоть немного ответить на эти вопросы.

 

На фото: Таким увидели железнодорожный мост и восточный берег Великой немецкие солдаты, подходящие к мосту от Корытово.


Советских документов, касающихся взрыва железнодорожного моста немного, они описывают произошедшее очень лаконично. Не так захватывающе, как в наградном.

 

"16.7.41 Боевое донесение №17. О частичных разрушениях мостов путем взрыва на р. Великая рижского жел.  моста у ДКА г. Псков и железнодорожного у пос. Корытово... При взрыве жел.дор. моста у пос. Корытово вследствие попадания снаряда в заряд ВВ погибли: 1 мл. л-нт, один мл. сержант и 5 кр-цев".

 

Надо отметить, что в 50-м инженерном батальоне поначалу вообще ничего не знали, что же произошло у железнодорожного моста во второй половине дня 8 июля 1941 года. Не знали даже, взорван ли он или нет (в Боевом донесении о взрыве мостов от 9.07.1941 г. про железнодорожный мост ни слова). Судя по процитированному донесению, что-то прояснилось только через неделю. Не менее интересная история и с потерями, о которых пишут в донесении. Среди погибших вместе с Байковым пять красноармейцев, в том числе Холявин Иван Иванович. На самом деле красноармеец Иван Холявин из дереревни Подборовье Псковского района остался жив, более того, прошел войну,  в 1985-м году награжден орденом "Отечественной войны" в честь 40-летия Победы. 

 

На фото: Взорванная левобережная ферма упала в русло. На переднем плане затонувший полуглиссер НКЛ-27. Такие катера были в составе советского тяжелого понтонного парка Н2П. Фото из коллекции Андрея Иванова.


Довольно интересный вопрос, кто же находился у моста. Приходилось не раз слышать упреки в адрес командования, мол "забыли они про железнодорожный мост, не был он назначен ни для одной части Красной армии, как маршрут движения через Великую, взвод Байкова был у моста в гордом одиночестве". Что правда, то правда, для частей Красной армии железнодорожный мост не был назначен маршрутом отхода. Через него отходили части НКВД. В частности 110-й полк 2-й дивизии НКВД по охране железнодорожных сооружений. Он и вел бой с пытающимися переправиться через мост немцами. В этом бою погибли 11 бойцов внутренних войск во главе с командиром взвода младшим лейтенантом Костенко А. Д. Более того, мост прикрывался бронепоездом № 51 внутренних войск НКВД.

 

"Красноармеец наводчик орудия БЕПО 51-го полка тов. Володин Яков Павлович 8 июля 1941 года действуя в составе бронепоезда, в бою у реки Великой у города Пскова и прикрывая отход гарнизона 110-го полка, огнем своего орудия уничтожил 4 фашистских танкетки и расстрелял около взвода мотоциклистов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 года за проявленное мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками награжден Орденом Красного Знамени". 

 

На фото: Взорванная ферма крупным планом. Видно, что взорвали ее у самого берегового устоя. Фото из коллекции Вячеслава Волхонского.


Были и другие участники событий у железнодорожного моста. Дальше мы увидим это. В отличие от советской стороны немцы свои похождения с попыткой захвата переправы у Корытово описывают подробно. Более того, впечатляет объем описания этих событий в Журнале боевых действий 36-й моторизованной дивизии. Если про неудачную попытку захвата моста Красной армии (Ольгинского) у них написан всего абзац, то железнодорожному посвящена  целая страница.

 

Вообще у немецкой 36-ой моторизованной дивизии весь день 8 июля прошел в попытках захватить хоть какую-нибудь переправу через Великую в неповрежденном состоянии. Дивизия наступала на Псков от Палкино, вдоль западного берега Великой двумя боевыми группами. Еще ночью правая из них (87-й пехотный полк, усиленный артиллерией и самоходками из 616-го противотанкового батальона) получила задачу захватить мост в Филатовой Горе. Немцы не знали, что советская сторона ночью уже взорвала этот мост.

 

Взяв утром Филатову Гору немцы выяснили это и продолжили дальнейшее движение правофланговой группой в сторону Пскова по Палкинскому шоссе, к 15.00 они подошли к Кислово, где встретили упорное сопротивление. Немцы не смогли с ходу сломить его, пришлось подтягивать артиллерию.

 

Зная, что железнодорожный мост еще цел (об этом докладывала авиаразведка, а именно железнодорожный мост был обозначен приоритетной целью в Пскове), командование торопилось, поэтому к мосту, в объезд, по берегу Великой, отправили усиленную роту 87-го пехотного полка и группу диверсантов обер-лейтенанта Хейна из 800-го полка особого назначения "Бранденбург", посадив их на полугусеничные тягачи и самоходные орудия 616-го противотанкового батальона. Видимо это и есть те самые танки, танкетки и т.д., постоянно упоминаемые в советских описаниях боя.

 

Кстати, поездка эта не обошлась без курьезов. Дело в том, что ни самоходка, ни полугусеничный тягач не могли взять на себя много стрелков, поэтому пехота в основном бежала позади машин. Из-за этого две самоходки, вырвавшиеся вперед, чуть не стали добычей красноармейцев. Группа советских пехотинцев примерно в 150 человек неожиданно атаковала немцев с левого фланга, экипажи немецких самоходок банально бросили машины и убежали. К сожалению, красноармейцы не смогли распорядиться трофеями должным образом, даже не сожгли их. Подоспевшая немецкая пехота отбила захваченные орудия.

 

Тем временем левофланговый немецкий 118-й пехотный полк, сумевший прорваться к Рижскому шоссе, по нему подошел к мосту Красной армии и мост был взорван (я уже писал об этом). Естественно, сброшенные с шоссе вправо части Красной армии устремились к железнодорожному мосту в поисках сохранившийся переправы.

 

Вот как описывается происходящее в донесении политотдела 118 стрелковой дивизии: "В это же время начался отход наших частей через р. Великая, некоторые подразделения проявили неорганизованность и паникерство. Во время артиллерийской стрельбы противником на берегу р. Великая, к тому же преждевременный взрыв моста, вызвал у отдельных бойцов и командиров боязнь быть отрезанными, они начали бросаться вплавь по реке (604-й ЛАП и 463-й СП)". 

     

На фото: Железнодорожный мост был стратегически важным для перевозок под Ленинград. Немцы незамедлительно приступили к его восстановлению. Первоначально временные устои были возведены прямо поверх взорванной фермы. Фото из коллекции Андрея Иванова.


На фото: На работах был задействован мостостроительный батальон Вермахта и советские военнопленные. Фото из коллекции Андрея Иванова

 

Немцы в красках описывают свой подход к мосту и события у него: "Стрелковые роты спешили вперёд бегом. Даже слишком большая жара не могла остановить штурмующие роты. Автомобили, мотоциклы с колясками и мотоциклы, стреляя по всем сторонам, ехали в город. С правой и левой стороны дороги лежали мертвые лошади, трактора и автомобили, это было показателем того, как хорошо нанесла удар наша артиллерия.

 

По достижению городской окраины 1-й взвод получил приказ, двигаться вперёд, вдоль железной дороги и взять ж/д мост. Взвод первым добрался до ж/д моста, однако его движение было остановлено выстрелами танков и пулемётов с противоположного берега. Вскоре после этого другие части I./J.R.87, части J.R.118 и A.R.36 подошли к мосту с Запада. Сильный огонь с противоположного берега помешал тому, чтобы эти части смогли перейти через этот мост. В это время на мосту произошел сильный взрыв и у командира I./J.R.87 сложилось впечатление, что мост будто бы разрушен".

 

Решив, что мост разрушен, группа из I./J.R.87 форсировала Великую примерно в районе Покровской башни на штурмовых лодках, перевезя на них одно пехотное и одно противотанковое орудия. В это время к мосту прибыл командир дивизии:

 

"Командир дивизии сообщает, что ж/д мост цел. После этого мост снова был атакован. 1-я группа 1-ой роты под командованием оберфельдфебеля Weidmann, прорвавшись сквозь сильный огонь противника, в 17.30 добралась до противоположного конца моста и держалась там до снятия осады частями, переплывшими туда на надувных лодках.. Непосредственно после того как оберфельдфебель Weidmann добрался до противоположного берега, мост, с находившимися на нём многочисленными солдатами, был взорван. Огонь с противоположного берега за это время не уменьшился, так что на западном берегу также были потери.

 

В 18.00 несколько солдат, из переправившихся частей 1-го батальона с пехотным орудием и противотанковой пушкой пробились по дороге вдоль реки до ж/д моста и освободили группу оберфельдфебеля Weidmann. Пехотное орудие было уничтожено здесь вражеским танком. Сражение за мост было на этом закончено. Несмотря на все усилия, его не удалось взять целым".

 

На фото: Позже взорванную ферму достали из русла и возвели более основательные устои. Фото из коллекции Вячеслава Волхонского.


На фото: Позже эти устои получили противоледовую рубашку. Фото из коллекции Вячеслава Волхонского.

 

Из немецкого описания следует, что взрывов было два. Сначала по какой-то причине произошла частичная детонация заряда (вполне возможно, что вследствие попадания снаряда, немцы вели артиллерийский огонь по восточному берегу), затем кто-то успешно взорвал мост вместе с штурмующими немцами.

 

Кто это сделал, наверное, достоверно установить мы уже не сможем. Скорее всего его подорвал Семен Байков или кто-то из его саперов, хотя есть у нас еще один возможный кандидат (версия построенная на косвенных признаках, поэтому писать о ней я не буду). Как они это сделали - огневым способом, вызвали детонацию заряда гранатами (есть такая версия) или сумели подключить подрывную машинку в обрыв - мы тоже уже не узнаем.

 

Мы только можем себе представлять, о чем мог думать тот самый сапер или саперы под мостом, у заряда в тонну взрывчатки, когда сверху по мосту уже бежали немецкие солдаты. Вечная им память.

 

Байков Семен Григорьевич, 1914 года рождения, Пензенская обл, Башмаковский р-н, дер. Капцовка;

Панов Николай Иванович, 1916 года рождения, Ленинградская обл. г. М. Вишера;

Анашенков Андрей Иванович, 1908 года рождения, Псковский р-н, Б. Жезловский сельсовет, дер. Звон;

Никитин Петр Кузьмич, 1907 года рождения, Псковский р-н, Б. Жезловский сельсовет, дер. Средний Лог;

Алексеев Владимир Алексеевич, 1918 года рождения, Псковский р-н, Тубиловский сельсовет, дер. Покровщина;

Хомляшов Дмитрий Петрович, 1908 года рождения, Псковский р-н, Б. Галковский сельсовет, дер. М. Объездница;

Холявин Иван Иванович, 1908 года рождения, Псковский р-н, Б. Жезловский сельсовет, дер. Подборовье. 

 

Михаил ТУХ, специально для Псковского агентства информации
 

Михаил Тух
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...