Язык мой – враг твой?
Эти два события никак не связаны между собой, однако в их последовательности есть некий метафизический смысл, который наводит на странные, можно даже сказать - пугающие размышления. Итак, завтра, 27 июля, в эстонском городке Синимяэ должен пройти ежегодный слёт отставных легионеров "Ваффен СС", а буквально накануне премьер правительства России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о сотрудничестве в области высшего образования с Эстонской республикой, которое вызвало у русской общины бурю протеста и возмущения.
Напоминаем, что в 1994 году между Россией и Эстонией было подписано соглашение, согласно которому стороны договорись о поддержке учебных заведений, где преподавание проходило на языке другого государства. Худо-бедно, но до недавнего времени оно действовало. Примером тому может служить Псковская область, где в школе города Печоры ведется преподавание эстонского языка. Также открыто факультативное изучение языка народности сето. Наконец, принята и действует областная долгосрочная программа по его поддержке, в которой немалое места уделяется изучение традиций, обычаев и истории этой уникальной малой народности. Так – в России.
Прежнее соглашение гарантировало аналогичные права и русскому населению самой Эстонии. Впрочем, этот документ не мешал властям республики медленно, но верно саботировать процесс русского образования. Примером тому может служить закон, принятый в 2010 году, согласно которому 60% часов в гимназической ступени (9-12 класс) русских школ должно преподаваться на эстонском языке.
Под разными предлогами эстонское правительство закрывало частные вузы и школы с доступным и качественным преподаванием на русском языке. Недавно были приняты поправки к закону об образовании, коснувшиеся русских частных гимназий, где отныне также было предписано 60% часов от общего курса читать на эстонском языке. Как реакция на такую политику в русской общине был создан Совет Русских Школ, главной задачей которого стало сохранение в Эстонии русского образования.
По словам известного правозащитника, одного из членов т.н. "бронзовой четверки" Максима Ревы, на мнение которого ссылается ИА Regnum, соглашение, подписанное в 1994 году между Эстонией и Россией, давало хоть какую-то надежду, что Россия потребует от Эстонии его соблюдение. Однако этого не произошло. Новое распоряжение с автографом премьера Медведева открывает все шлюзы на пути "дальнейшей маргинализации русских с целью сделать из них дешёвую рабсилу".
Разделяет эту озабоченность и известный общественный деятель ЭР Дмитрий Кленский, который обратился к соотечественникам с призывом "собраться как можно быстрее и сообща обсудить вопросы создания в рамках закона единого фронта борьбы за непреложное право жителей Эстонии на полное русскоязычное образование".
Нашлись критики у соглашения и на российской стороне. Так, известный политолог Модест Колеров убежден, что речь в данном случае идет о "принудительной ассимиляции и этноциде".
- Многие годы Россия закрывала глаза на то, что Эстония фактически не исполняет своих международных обязательств по русской школе. Теперь Россия руками Медведева снимает с Эстонии эти формальные обязательства. Если мы все в прежние годы проспали саму возможность требовать от Эстонии исполнения её обязательств, то ныне должны решать проблему уже принципиально. Не важно как – в государственном, муниципальном или общественном порядке – Россия обязана взять на себя содержание русской школы в Эстонии. А затем – русской школы, сверху донизу, от детских садов и школ до университетов, везде в мире вне России, – приводит агентство NewsBalt мнение эксперта.
Вполне логичен вопрос: как новый договор о русскоязычном образовании связан с предстоящим сборищем в Синимяэ? Самым прямым образом: как бы того не хотела правящая элита Эстонии, но русский был и остается языком победителей. Именно отсюда "растут ноги" у демонстративной поддержки побитых легионеров "Ваффен СС", героизации тех, кто воевал на стороне гитлеровской Германии.
Поэтому стремление уничтожить русский язык, свернуть образовательный процесс с его использованием, следует расценивать не иначе, как попытку уже в государственном масштабе лишить исторической памяти целый народ и прямых потомков солдат Великой Победы 1945-го.
И напоследок - всего одна цитата:
- Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире - и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский.
Эти слова принадлежат президенту Путин. Судя по всему, премьер Медведев такую позицию не разделяет.
Николай МЕДВЕДЕВ