Примэритель
Сегодня главой Пскова Иваном Цецерским было объявлено "городу и миру" о прекращении противостояния между властями областного центра и самой Псковской области. "Мирным договором" (или временным соглашением о прекращении огня?) стал контракт с новым сити-менеджером Пскова Игорем Калашниковым, который приступит к исполнению обязанностей псковского градоначалььника с 1 августа (до этого дня он еще продолжает "рулить" Великолукским районом). Курьезно, но факт: именно однофамилец изобретателя самой знаменитой в мире штурмовой автоматической винтовки, несмотря на свою "боевую" фамилию, стал примирительной фигурой.
"Надо поздравить Игоря Викторовича с назначением, особенно с таким результатом голосования, - бодро заявил г-н Цецерский после того, как было объявлено: за кандидатуру Калашникова проголосовал 21 депутат из 23-х, получивших бюллетени. - Фактически, произошла консолидация депутатов городской Думы. Я думаю, что с этим голосованием прекратится некое противостояние между городом и областью".
Впрочем, предшествующие этому голосованию события сити-менеджерской "предвыборной гонки", заставляют говорить скорее не о мире или перемирии, а о "принуждении к миру". Тут достаточно вспомнить, что глава города, сам предложивший еще весной кандидатуру Калашникова губернатору Турчаку, затем воздержался от голосования по его кандидатуре на расширенном заседании регионального политсовета "Единой России". А вчера вечером, накануне сессии, созвал когда-то полностью подконтрольный ему городской политсовет "медведей", чтобы устроить своеобразный праймериз, предложив партийцам на выбор трех кандидатов – помимо Калашникова еще и Геннадия Барышникова, исполнявшего полномочия главы городской администрации после ухода с этого поста Игоря Чередниченко, а также и.п. заместителя сити-менеджера по ЖКХ Валерия Волкова и коллегу-депутата Сергея Калинина.
Однако коллеги по партии плюралистический настрой главы города не поддержали, большинством голосов отдав предпочтение кандидатуре главы Великолукского района, а в прошлом – первого заместителя главы администрации Пскова. Затем, уже сегодня утром перед сессией собралась фракция единороссов в гордуме, чтобы также поддержать кандидатуру Калашникова и рекомендовать трем другим "медведям"-конкурсантам – Барышникову, Волкову, а также депутату Сергею Калинину – снять свои кандидатуры. Что, собственно, на самой сессии и произошло. В результате в бюллетене для голосования за нового сити-менеджера осталось лишь 4 фамилии: уже названного "героя дня", а также директора ООО "Фокус" Андрея Горюнова, гендиректора фонда "Социально-экономического развития Псковской области" Владимира Волконского (Ивченко) и церковного старосты, политтехнолога Виктора Яшина. Интрига была убита.
Как тут не вспомнить слова французского моралиста Ларошфуко, который еще в XVII веке сказал: "Примирение с врагами говорит лишь об усталости от борьбы, о боязни поражения и о желании занять более выгодную позицию"! Все три этих мотива, кажется, в данном случае актуальны, но важнее всего первый – усталость.
Все бывшие сторонники Цецерского в гордуме, видимо, вспомнили поговорку, что плохой мир лучше хорошей войны, и согласились на компромисс. Консолидация депутатов, о которой с показным оптимизмом заявил спикер псковского парламента, действительно произошла – но не вокруг него. Политические дрязги, бюджетные проблемы и закулисные интриги "первого среди равных" измотали парламентариев до такой степени, что накануне каникул (городские депутаты уходят в отпуск до 1 сентября) даже когда-то верные союзники городского главы решили: "Хватит!"
Не случайно на самой сессии, где последние полгода редко обходилось без красноречивых перепалок, сегодня все было тихо, мирно и потому – непривычно скучно. Разве что депутаты Григорий Турчин и Валерий Лесников лениво перебросились парой колкостей по поводу парковки автомобилей на улице Некрасова, да лидер коммунистов в городском парламенте Виктор Дуля умело воспользовался ситуацией с самоотводом нескольких кандидатов и сделал заявление: мол, кандидат, устраивавший нас, снялся, на соискателей оказывалось давление, поэтому фракция КПРФ голосовать не будет… (В голосовании при этом приняли участие 23 из 25 депутатов, а во фракции компартии числятся, как мы помним, 3 человека, что лишний раз продемонстрировало: пресловутая партийная дисциплина работает в гордуме очень избирательно, независимо от того, о представителях какой партии идет речь.)
Что касается самого Цецерского, то он, очевидно, держался в битве за сити-менеджера дольше всех, решив играть ва-банк. В конце концов, зачем иначе накануне был созван городской политсовет – ну, в самом деле, не для того же, чтобы "перехватить инициативу" и показать: дескать, Калашникова выдвинули мы, "команда Цецерского"! Во-первых, кому это показывать, а, во-вторых, тут достаточно было бы просто гордо поддакивать, когда губернатор на региональном политсовете сам подчеркивал, что Калашникова предложил именно глава города. Ну а, в третьих, последние события продемонстрировали - о той самой "команде" можно говорить уже лишь в прошедшем времени.
В этой "тотальной игре" Иван Николаевич добился того, что окончательно утратил контроль над гордумой, а также над городской администрацией. Вдобавок он в ходе своих "маневров" потерял и плацдарм, и резервы для штурма новых высот. В сложившейся конфигурации "мобилизовать ресурсы" главе некогда и негде - на носу подготовка бюджета, отопительный сезон и зима. И срыв здесь может поставить крест на любых политически амбициях градоначальника – горожане давно устали от бесхозяйственности из-за политической "гражданской войны", и продолжения "марлезонского балета" не простят.
Да и сам Цецерский, несмотря на свою знаменитую "неваляшность" и энергетику, кажется, устал. Когда он вручал Калашникову тот самый разводной ключ, что когда-то губернатор Турчак передавал еще сити-менеджеру Петру Слепченко, глава областного центра обмолвился: "Я надеюсь, что [ключ вручается] не на год, потому что каждый год менять главу администрации - это тяжело для всех. Поэтому долголетия вам на этой должности, Игорь Викторович! Хочу, чтобы вы учли опыт предыдущих глав администраций и опровергли мнение жителей, что все главы администраций - не на продолжительный срок".
Калашников, что показательно, тут же передал презент Валерию Волкову, которого глава региона и члены городского политсовета "ЕР" рекомендовали оставить заместителем в новой администрации – как и г-на Барышникова… Наблюдатели расценили этот пусть и случайный жест как очередной знак: "техническим" сити-менеджером, в смысле бессловесным исполнителем воли главы города, каким был приснопамятный Чередниченко, новый глава муниципального исполнительного органа власти не будет.
Как минимум еще в одном новоявленный руководитель, кажется, будет отличаться от предшественника. Выступая с ответным словом перед депутатами, Калашников отметил, что первоочередной задачей видит подготовку нового бюджета города, чтобы не повторилась ситуация нынешнего безденежья. И при этом пообещал, что об остальных принципиальных шагах на новом посту вскоре расскажет, проведя в ближайшее время пресс-конференцию. Чередниченко, как мы помним, прессы чурался и на первой – "стодневной" - пресс-конференции разве что смог абсурдно похвастаться упорядочением работы с рекламными конструкциями на площади Ленина…
"Уважаемые депутаты, уважаемые однопартийцы! Я хочу поблагодарить вас всех за оказанное мне доверие. Я думаю, что совместно с депутатским корпусом, с областным Собранием и областной администрацией мы не должны, а обязаны изменить положение дел с муниципальным хозяйством. Для этого есть все возможности. Я надеюсь на тесные взаимоотношения с депутатским корпусом, потому что депутаты лучше других знают проблемы жителей, постоянно общаются с ними", - заявил Калашников.
Таким образом, ситуация вернулась к статус-кво двух- или даже трехлетней давности - когда в городе работал "тандем" Цецерский-Лузин. Тогда глава города не имел гарантированного контроля над местным парламентом, но глава администрации церемониально отдавал ему приоритет во всех представительских вопросах (читай – выступлениях перед публикой и вручениях букетов), не позволяя при этом "напарнику" вторгаться в сферу своих прямых полномочий. Двухлетняя наступательная кампания провалилась и потрепанные полки вернулись туда, откуда выступали в поход.
В связи с этим любопытно будет понаблюдать, как в дальнейшем поведет себя глава города, который вряд ли успокоится - иначе бы он был не он.
Еще недавно, в ходе своего ежегодного отчета, г-н Цецерский говорил: "Звучит риторика о самороспуске [городской Думы и о возвращении к выборам мэра – ПАИ]. Я считаю, что нам нужно убрать все поводы так говорить – мы можем работать конструктивно и согласованно!"
Очевидно, что в нынешних условиях "конструктивно и согласованно" депутатское большинство работает и без него. Как и предрекали политические комментаторы, "падение Чередниченко" открыло брешь в казавшейся монолитной стене команды главы города. И теперь единственная возможность для Ивана Николаевича и его ближнего круга сохранить и приумножить оставшиеся ресурсы и шансы – пойти, по известному выражению, "другим путем". Возвращение на "сильную позицию" здесь обещает только кресло мэра…
Вчера по этому поводу член конкурсной комиссии по выборам сити-менеджера, областной депутат Юрий Сорокин обмолвился, что "двухголовая" система управления городом себя исчерпала, потенциал системных кризисов заложен в самой ее схеме, и, дескать, надо поскорее менять устав да распускать Думу, чтобы в следующем сентябре совместить сразу две выборные кампании – губернатора и мэра. Депутат при этом подчеркнул, что и он будет эту идею "продвигать", и сторонники такого сценария найдутся.
Кто из нынешних участников политического процесса сейчас действительно заинтересован в таком "продолжении", а кто нет, пока уверенно говорить нельзя. Очевидно, что ситуация прояснится, когда Калашников поработает хотя бы пару месяцев и станет понятен новый "расклад" в городе.
Однако, классика учит, что если в первом акте на сцене появилось "оружие", то в последнем оно непременно выстрелит. Вопрос только: в кого и как.
Сергей ВАСИЛЬЕВ