С физкульт-приветом?
Раньше, в так называемую индустриальную эпоху, чтобы чему-то научиться, нужно было посетить соответствующее учебное заведение. Чтобы многие чему-то научились - создавалась сеть учреждений или нужный предмет вводился в учебный план. Худо-бедно все это работало. Продвинутая публика вспомнит "прусского школьного учителя", по словам Бисмарка "выигравшего войну", и американцев, задумавшихся об усилении естественнонаучного компонента в образовательной школе после запуска советского спутника.
Однако скоро идея чего-то добавить, чтобы что-то улучшить стала давать сбои. Ведь чтобы добавлять, нужно где-то убавлять, а иначе – произойдет перегузка…
К примеру, по совету одного очень важного в нашей стране человека, в российском образовании сравнительно недавно решили добавлять физкультуру. В вузах с целью оздоровления студенческой среды, количество часов физической культуры увеличили сразу в два раза: уже несколько лет этот предмет изучается с первого по четвертый курс.
Оставим пока вопрос о наличии взаимосвязи между здоровьем и изучением физкультуры в вузе. Посмотрим, как связано это с идей фундаментального высшего образования. Да никак. Классическая гимназия и классический университет не знали такого предмета. Он возникает в период расцвета индустриальной эпохи в нашей стране и призван готовить дисциплинированных строителей коммунизма, которые любили бегать и прыгать, сдавать нормы готовности к труду и обороне.
Теперь молодой человек любит сидеть, преимущественно, в интернете, как правило, с телефона, или ходить, как вариант, в фитнес-клуб, тренажерный зал, бассейн. Раньше развлечения в сфере физической культуры базировались на прыжках в длину, эстафетах и физкульт-приветах. Сейчас, когда многим знакомы пейнтбол и большой теннис, печально, что представления боссов от физкультуры остались на прежнем уровне. Если даже программа олимпийских игр корректируется с учетом падения интереса к незрелищным видам спорта, тот почему студенты и школьники должны упражняться в том, что им неинтересно.
Классический идеал образования, который дает нам Древняя Греция, предполагал обязательные физические тренировки, более того, весьма интенсивные и разноплановые. В Афинах с 12 до 16 лет юноши проходили обучение различным видам спорта. Такой подход прекрасно согласуется с современными представлениями об особенностях развития человеческого организма.
В пубертатный период физические упражнения важны и необходимы – энергии много и учителя с трудом пытаются направить ее на учебную деятельность. Совсем другое дело учащиеся старших классов, тем более студенты, им принудительные упражнения и не в радость, и не на пользу. Отдельно нужно вспомнить про наличие, то есть, скажем прямо, про отсутствие материально-технических и инфраструктурных условий для занятий спортом в школах и вузах.
Ну, и наконец, про здоровье, которое год от года ухудшается, вместе с увеличением часов принудительной физкультуры. В интернете появляется все больше сообщений о травмах, хронических заболеваниях, полученных обучающимися на уроках якобы разгрузки. С каким трудом военкоматы набирают здоровых молодых людей в армию можно и не комментировать…
Главный аргумент сторонников физкультуры – без нее молодые люди они впадут в гиподинамию и атрофию. Не впадут, не переживайте. Принудиловкой все равно ничего не добьешься. Кто хочет, тот найдет для себя возможность развиваться физически, в школе, в вузе, во дворе, на спортплощадке.
Отрадно видеть, сколько подростков и молодых людей в нашем городе катаются на велосипедах. Это с учетом того, что в городе нет ни одной велодорожки. Сколько ребят гонят на роликах и скейтах, а еще есть бассейны, фитнес центры, спортивные залы и тоже не пустующие. Да, порой, это дорого, но для любителей бега, турникменов или паркурщиков - это совсем не проблема. Проблема в другом, чем больше принудительной физической культуры, тем меньше здоровья, чем больше велодорожек, тем меньше больных. Хотя, владельцы так размножившихся в нашем городе аптек, эту идею явно не оценят…
Олег НИКИФОРОВ