Путешествие десятое: древняя обсерватория и исполнитель желаний
Как я писала в предыдущих частях, всё самое интересное в Новоржевском районе находится в разных направлениях от города Новоржева. Поэтому, полюбовавшись далями и озёрами, мы вернулись в районную столицу, чтобы продолжить путешествие в совершенно другом направлении. Под чутким руководством Елены Евгеньевны Степановой мы отправились изучать одну очень необычную часовню. Находится она в семи километрах от города. Чтобы туда добраться, нужно с центральной улицы напротив здания районной администрации свернуть налево на улицу Рабоче-Крестьянскую, далее следует ехать по ней всё время прямо до выезда из города, а там нужно повернуть направо на грунтовую дорогу и снова прямо.
Дорога к часовне проходит через небольшую сосновую рощу. Местные жители называют это место сосёнки, именно сюда приезжают гулять влюблённые. Тут даже говорят, что если какую-то парочку видели в сосёнках, то они непременно в скором времени отправятся в ЗАГС. Есть, правда, и обратная сторона у этой романтики: неверных мужей и жён их вторые половины тоже ищут в тех самых сосёнках.
Так вот, вскоре после сосёнок дорога выходит в деревню, на окраине которой на возвышении стоит часовня в память об умерших актёрах Санкт-Петербурга. Странно, конечно, что такая часовня появилась под Новоржевом, а не в самой Северной столице. Идея строительства принадлежит всё тому же дачнику Надиру Яхину. Освящена часовня в честь Казанской Божией Матери и, как гласит надпись на памятной плите, построена на средства жителей и предприятий Санкт-Петербурга. Открыли её в 1998 году, на церемонии присутствовал сам "заслуженный д'Артаньян" Михаил Боярский.
Внутри часовни установлена доска, на которой перечислены фамилии актёров, и, конечно, висит множество икон. Картину портят только многочисленные следы "жизнедеятельности" птиц. Дело в том, что у часовни очень сложная многоуровневая кровля, которую в целях экономии при строительстве покрыли резным рубероидом. Выглядит, конечно, красиво, но вот за полтора десятка лет рубероид поизносился. Теперь в часовню попадает дождь, из-за чего подгнили несколько венцов сруба, а ещё туда залетают птицы со всеми "вытекающими" из этого последствиями. В общем, срочно нужны средства на ремонт кровли. Если кто-то решит помочь, то стоит обратиться в отдел культуры Новоржевского района по телефону 88-11-43-2-14-52.
А ещё рядом с часовней стоит памятник "Схимник" – фигура монаха в человеческий рост. Его поставили тут в 2002 году. Местные жители верят, что "Схимник" исполняет желания: нужно только приложить к нему руку и подумать о самом сокровенном, а ещё непременно положить к ногам статуи монетку. Их, кстати, потом забирают на нужды часовни. Пользуясь случаем, конечно же, загадала желание. Пока оно не сбылось, но, наверно, прошло ещё слишком мало времени, так что подожду ещё.
К слову оттуда, с возвышенности, на которой стоят часовня и "Схимник", когда-то вела дорога на Пушкинские Горы, говорят, что до них от этого места буквально "рукой подать". Собственно, в ту сторону мы и поехали, но, конечно, не по полям, а по трассе. Следующей нашей целью была деревня Выбор – средневековый пригород Пскова. Чтобы туда попасть, нужно из Новоржева выехать в сторону Пушкинских Гор, не доезжая этого посёлка надо свернуть на трассу, ведущую на Остров (дорожные знаки помогут не пропустить поворот). В 26 километрах от Новоржева будет стоять указатель "Выбор – 1,1 км" направо. Туда и следует свернуть.
Так вот. В средневековье в Выборе располагалась крепость. Когда она была построена - точно не известно, предположительно, где-то между 1424 и 1434 годами. Возвели её взамен сожжённого пригорода Пскова Котельно. До наших дней крепость естественно не дошла, от неё остался только земляной вал, в котором имеются два пролома, предположительно оставленные войсками Стефана Батория.
На крепостном валу стоит разрушенный храм Успения Божией Матери, причём довольно большой. Его построили в 1807 году на месте сгоревшей пятью годами ранее деревянной церкви, которая была тут возведена в 1717 году. На новый каменный храм тысячу рублей дал сам император Александр I. Вроде бы как он помогал строить все храмы, где был придел святого князя Александра Невского. Остальное финансирование новой церкви взяли на себя помещик Рокоторов и купцы Развозовы. Храм получился двухэтажным, с хорами. До сегодняшнего дня, правда, сохранились только стены – церковь сгорела в 1944 году во время Великой Отечественной войны. А ещё из-под слоя земли и мусора, накопившегося здесь за долгие годы, проглядывает пол храма, выстеленный белой с голубыми вставками плиткой. Удивительно, что за столько лет эта самая плитка осталась белоснежной и даже не потрескалась.
К слову, купцы Развозовы профинансировали строительство не одного храма. Они были уроженцами деревни, расположенной не далеко от Выбора, а вот жили в Пскове, где имели, как я понимаю, довольно неплохой бизнес. Так вот в Пскове на Завеличье Развозовы построили церковь "Николая от Кожина монастыря".
А ещё давным-давно в Выборе стоял Варваринский монастырь, который был приписан в Снетогорскому монастырю в Пскове. Когда выборскую обитель упразднили, то всё имущество увезли в Псков. До нас тоже дошли только развалины одной из монастырских церквей. По рассказам местных жителей, недалеко от этой церкви похоронена юродивая, которая при жизни предсказывала будущее и исцеляла. Так вот к её могиле до сих пор приходят больные с надеждой на выздоровление. В Выборе мы были уже без наших экскурсоводов, поэтому найти место, где стоял монастырь и могилу юродивой, к сожалению, не смогли.
Направляя нас в Выбор, директор Новоржевского музея Марина Михайловна Пахоменкова рассказала, что эта деревня всегда была крупным населённым пунктом. В XVI веке тут работали 70 торговых лавок. Насколько я понимаю, купцов в деревне тоже был не один десяток и некоторые дома тогдашних богатеев до сих пор используются местными жителями. Вообще и сегодня Выбор не производит впечатление какой-то вымирающей деревушки: заброшенные дома в глаза не бросаются, на улицах многолюдно (конечно, на столько, на сколько это возможно в деревне). А ещё было какое-то ощущение, что на центральной улице деревни, где как раз и стоят старинные дома, всё же гармоничнее смотрелись бы не машины, а, например, повозки, запряжённые лошадьми.
В Выборе есть поворот на село Яковлевское, где в 1869 году родился схимник Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря Семион. Он обладал даром прозорливости, мог исцелять людей "от душевных и телесных недугов". В 2003 году иеросхимонаха Симеона причислили к лику святых Псково-Печерских. Мощи святого покоятся в Сретенском храме Печерского монастыря. На его же родине, в деревне Яковлевское, в 2012 году установили Поклонный Крест.
Теперь расскажу вам немного о тех туристических маршрутах, по которым мы проехать не смогли, поскольку наступала ночь, а нам ещё предстояло вернуться в Псков. Зато кое-что об этих местах нам успела рассказать Марина Михайловна.
Так вот: если поехать из Новоржева по направлению Пушкинских Гор, то практически на выезде из города будет деревня Орша. В начале XVIII века эти места принадлежали царской семье и приносили большой доход. Ещё в Орше было имение Татищевых, которое им подарила внучка Петра I Елизавета. Сначала имение принадлежало денщику Петра Афанасию Татищеву, а потом перешло к его единственному сыну Якову. Дочь Якова Афанасьевича Варвара вышла замуж за князя Белосельского-Белозерского. Их дворец стоит в Санкт-Петербурге рядом с Аничковым мостом.
Так вот, Варвара родила князю дочь Зиночку, а потом, в возрасте 27 лет, скончалась в Турине. Там на её могиле с личного разрешения Наполеона построили часовню. Князь Белосельский-Белозерский после смерти жены впал в депрессию и вместе с дочерью уехал в Оршу, где несколько лет скрывался. Потом, правда, у него появилась другая женщина и он вернулся к петербургской жизни. А вот Зиночка, когда повзрослела, вышла замуж за князя Никиту Волконского и занялась просветительской деятельностью. Она организовала клуб "Литературные встречи", на которых бывал весь бомонд Петербурга, в том числе и Пушкин. А ещё именно Зинаида Волконская первой начала говорить о необходимости создания музея для сохранения русской культуры, поэтому её своей основательницей считает Русский музей.
После Орши по дороге в сторону Пушгор будут встречаться повороты к деревням Стехново – родовому имению дворян Рокотовых, и Вехно, где можно посмотреть Преображенскую церковь (XVIII век), остатки некоторых построек и парка усадьбы Ивана Кокошкина и расположенную в местной школе сельскую картинную галерею, в которой хранятся подарки петербургских художников и скульпторов. А вот дальше с трассы будет поворот на Алтун, где ныне находится отель, о котором я писала в первой части.
А вообще эти места впервые упоминаются в переписи 1582 года. Тогда селение носило название Онтун, позже оно переименовывалось в Олтун, Альтун и Альтон. Принадлежал Алтун Львовым. Марина Михайловна настаивает на том, что эти алтунские Львовы были служивыми и их не стоит путать с князьями Львовыми. Она изучила историю рода и выяснила, что "служивые" Львовы подавали прошение на герб княжеского рода, но его так и не утвердили - нет такого Указа в геральдических документах. Но, несмотря на это, Львовы активно пользовали свой официально незарегистрированный герб. В Алтуне от Львовых остался дом, винокуренный завод, некоторые хозяйственные постройки, часть парка с редкими для нашей полосы кустарниками и деревнями, а ещё пруды с очертаниями Америки и Австралии – это "остатки" целой системы прудов в форме всех материков. Не знаю, может быть нынешние владельцы Алтуна уже восстановили всю систему этих необычных по форме водоёмов, а может быть планируют это сделать.
Ещё одна туристическая дорога уходит от Новоржева в сторону Опочки. С этой трассы стоит свернуть в деревню Дубровы, где находится городище, датированное первым тысячелетием нашей эры, а рядом – селище XII-XIV веков. Позже эти земли часто упоминались в царских указах в качестве подарков за отличную службу и военные подвиги. Если вернутся обратно на дрогу, ведущую в Опочку, и продолжить путь, то по дороге встретится деревня Жадрицы, когда-то принадлежащая Пущиным – сначала подпоручику Ингерманланского пехотного полка Ивану Ивановичу Пущину, потом генерал-майору Павлу Сергеевичу Пущину, который был героем войны 1812 года, создателем масонской ложи "Овидий" в Кишенёве, но в конце концов его уволили со службы и отправили в ссылку по делу декабриста Раевского.
Более того, недалеко от Жадрицы есть несколько курганных групп второй половины первого века нашей эры, это захоронения воинов-кривичей. Дальше по маршруту есть селение Столбушино. Там стоит освящённая в 1783 году церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ещё дальше по дороге будет деревня Ладино, которая впервые упоминается в переписи в 1582 году. И Ладино и Столбушено были подарены Петром I братьям Семёну и Гавриле Бороздиным. Потомок одно из братьев - основатель конной артиллерии Корнылий Богданович Бороздин поселился в Ладино и занялся строительством каменного дома и храма. Насколько я понимаю, эти постройки дожили до наших дней. Церковь во имя обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме была освящена в 1763 году. Сейчас она не используется и потихоньку разрушается. Сохранился и барский дом, построенный из кирпича на высоком цоколе, с деревянным мезонином.
Чтобы отправиться дальше, нужно вернуться в Новоржев и поехать, например, в сторону Острова, но свернуть стоит с трассы гораздо раньше поворота на Выбор – в направлении деревни Сторожня. Там стоит деревянная церковь Воскресения Христова, которая была построена аж в 1777 году. Из Сторожни нужно снова вернуться на островскую дорогу, и чуть позже свернуть с неё в сторону деревни Посадниково. Там тоже можно посмотреть старинный храм. Он был построен в 1736 году и освящён во имя Божией Матери. Сохранилось тут кладбище и хозяйственные постройки усадьбы Ланских. Недалеко от Посадниково есть ещё одно захоронение первого века нашей эры и деревня Речьки, где сохранились постройки из камня-валуна, система прудов, вокруг которых растут старинные ивы и липы. Дальше по дороге будет погост Ругодево, упоминающийся в письменных источниках в 1479 году. Сначала эти земли принадлежали Шушериным, потом, в XIX веке, они перешли во владение польской дворянки Надежды Трояновской, в семье которой родился солист Его Имераторского Величества, виртуоз-балалаечник Борис Трояновский. Далее по пути встретятся деревни Крутцы и Михеево, когда-то принадлежавшие роду Горяиновых – известных мореплавателей. В этих деревнях сохранились усадебные парки, которые, правда, за долгие годы заросли лесом, в Крутцах ещё остался двухэтажный флигель.
Из Крутцов можно выехать на трассу, которая идёт в Наволок. Тут по дороге встретится деревня Дубково. В XV веке это был пригород Пскова Дубков, который получил своё название благодаря растущим там многочисленным дубам. Дубков был построен на вершине горы, которую именовали Спасской. Когда-то тут стояли сразу две церкви – одна на вершине горы, а вторая – на склоне (от этого храма до наших дней остался фундамент). С горы, как нам рассказали, открывается вид на Погостицкое озеро, на берегу которого когда тоже был храм. В позапрошлом веке в озере выловили колокол, а в начале прошлого века – старинную церковную люстру, которую передали в псковский музей.
Ещё одна дорога из Новоржева ведёт в Бежаницы. Вот этот маршрут после рассказа Марины Михайловны мне показался самым интересным, только вот она нас предупредила, что ехать туда нужно непременно в хорошую погоду и в резиновых сапогах (там можно наткнуться на змей). В общем, день нашего путешествия оказался дождливым, да и сапог с собой у нас не было, так что пришлось отказаться от поездки. Но я, честно говоря, заинтригована и чувствую, что любопытство победит, а, значит, отправлюсь туда уже, так сказать, с частным визитом. Так вот, что же можно увидеть на этом маршруте. С трассы, ведущей на Бежаницы, надо свернуть на село Барута. Здесь сохранилась, как предполагают исследователи, древняя обсерватория! Представляет она собой следовые камни, образующие равнобедренный треугольник: плоский красный валун лежит на горе, ниже установлен серый камень-кольцевик, ещё одной вершиной треугольника являются два чёрных валуна. В самом селе Барута стоит Покровская церковь, которая была перестроена в 1765 году. Этот храм никогда не закрывался, идут там службы и сейчас.
В нескольких километрах от Баруты находится село Михалкино. Расположено оно на берегу Михалкинского озера и в древности являлось слободой с причалами для судов и барж, которые приходили сюда по реке Сороть. Тут был перевалочный пункт для товаров. Я так понимаю, что с самых древних времён Михалкино было и остаётся поселением старообрядцев. Здесь и сейчас работает староверческий молельный дом. Дело в том, что после Куржецкого собора 1656 года (собор в защиту старой веры) жители Михалкино прошли экзамен: им нужно было ответить на 106 вопросов о вере. Михалкинцы ошибок не допустили и их оставили в покое, но с условием, что они не будут распространять свою веру за пределы деревни.
Между Михалкинским и Селецким озёрами стоит трёхметровый жертвенный камень, а ещё именно тут находят при раскопках орудия труда первобытных людей.
Если продолжить поездку по бежаницкой трассе, то там будет деревня Гривино, где располагалось имение, принадлежавшее сначала семье дочери директора Российской академии наук Екатерины Романовой, а потом - генерал-майору Евдокиму Давыдову. Известно это имение тем, что в XIX веке на чердаке барского дома нашли сундук с личными письмами декабристов. Принадлежала переписка издателю альманаха "Альбом северных муз" Андрею Ивановскому.
Последней новоржевской деревней на границе с Бежаницким районом является Степанькино. Там когда-то была ямская станция, где путешественники меняли лошадей.
Конечно, рассказать в подробностях о том, чего я сама не видела, не возможно, да, пожалуй, и не нужно, чтобы вам было, что ещё открыть для себя в Новоржевском районе. А если вы решите побывать на полноценной экскурсии, то я уверена, что Марина Михайловна Пахоменкова вам с удовольствием в этом поможет (телефон музея – 8 – (81143) – 2-24-84).
Ну а мы будем выбирать новый маршрут для путешествия, тем более, что в Псковской области ещё так много мест, где мы пока ещё не были. Поэтому...
продолжение следует.
Лена ЛЕШКИНА