Утром – подвиг, вечером - подвиг
Я редко смотрю телевидение, но отчего-то каждый раз, когда в гостях или зале ожидания вижу передачу "Пусть говорят", то натыкаюсь на очередное "пропесочивание" социальных работников. Почему собес не помог деньгами? Какое опека имела право? Куда глядели соцработники? Звезды и обычные граждане, вытащенные продюсерами в Москву за тридевять земель от родной дыры, истерично орут друг на друга и обличают соцзащиту под чутким дирижерством Андрея Малахова.
Пусть говорят. Я-то знаю, как все в действительности устроено. Знаю, как катастрофически не хватает штатных единиц в территориальных управлениях. Знаю, как соцработники мечутся по городу, стараясь успеть на все суды, по 8 в день, а потом, в ночи, отправляются в рейд по злачным квартирам. Знаю, что такое приемные дни, когда любой посетитель может нахамить, наорать, и отбить всякую охоту оказывать ему помощь. Но, в отличие от журналистов, которые частенько посылают особо назойливых читателей в пень, здесь этот номер не прокатит – вмиг вылетишь с работы.
Впрочем, многие уходят и сами – туда, где меньше нагрузка и больше зарплаты. Остаются только те, кто не может все бросить, действуя по принципу "Кто, если не я?" И эти люди терпеливо помогают пенсионерам составлять иски, ищут волонтеров, которые помоют больным ветеранам окна и сходят за продуктами, отдают голодающей многодетной маме последние 200 рублей из своей скромной зарплаты, вытаскивают из превращенных в помойку квартир детей, избитых и изнасилованных собственными родителями. А еще – отчеты, акты, приказы, внутренние проверки: океан нужных и совершенно бесполезных документов.
На соцработника сегодня в России нигде не учат. То, что преподают в университетах – лишь подготовка к перекладыванию бумажек, и большинство студентов наивно рассчитывают, что именно этим они и будут заниматься. К работе "в поле", к работе с "клиентом" никого не готовят, а зря. Ведь именно в этом и состоит суть службы социального работника – защищать интересы тех, кто не может помочь себе сам. 24 на 7, 365 дней в году.
Людям, которые, несмотря на всю грязь, которая на них льется с телеэкранов, продолжают работать и каждый день совершать маленькие подвиги, давно уже следует поставить памятник. Я даже готов предложить эскиз: скульптура будет двусторонняя. На лицевой части будет телеэкран – в барельефе сойдутся вместе все мифы о соцработниках: незаконно изымаемые из бедной семьи дети, утаенные от ветеранов квартиры и надежно спрятанная социальная помощь - мешки с наличными деньгами. А на оборотном стороне будет изображен старенький тесный кабинет, в котором никого нет. Все ушли помогать людям.
Даниил НОВИКОВ