26
 

Взгляд с другой стороны: Подрыв моста Красной Армии в Пскове

Накануне Дня Победы Псковское агентство информации начинает публикацию серии авторских материалов Михаила Туха (aka Мефодий), посвященных событиям военных лет в Пскове и Псковской области. Особенность проекта "Взгляд с другой стороны" заключается в том, что даже хрестоматийные сюжеты Михаил открывает с неожиданной стороны благодаря использованию в качестве источников уникальных материалов. Это не только документы немецких и советских армейских подразделений, но и сделанные захватчиками фотографии из личных коллекций автора и его коллег. Эти снимки, десятилетиями хранившиеся в семьях бывших солдат вермахта, они приобретают на интернет-аукционах у их наследников, распродающих "дембельские альбомы" дедов. Первая публикация Михаила Туха посвящена взрыву псковского моста Красной Армии, произошедшему 8 июля 1941 года.

Трагедия начала войны - это тема, вызывающая неподдельный интерес практически у каждого и порождающая множество споров. Тема это сложная и неоднозначная. Что происходило на огромной территории, почему Красная армия не остановила врага, а отступала вплоть до Ленинграда и Москвы? Убедительные ответы на эти и многие другие вопросы, касающиеся событий лета-осени 1941 года, историкам ещё только предстоит найти.

Сегодня серьёзным подспорьем в этом для историков являются фотографии военных лет. В том числе – снятые оккупантами. Дело в том, что у многих немецких солдат были фотоаппараты и они активно снимали места, в которые заносила их судьба, для своих альбомов "В память о службе".

Долгое время эти фотографии были недоступны для российских историков, так как находились в семейных архивах в Германии. Однако в связи с развитием интернет-аукционов, у отечественных исследователей появилась возможность увидеть эти фотографии и даже приобрести их.

В Пскове в объективы немецких "воентуристов", конечно же, в первую очередь попадал Троцкий собор. Вторым по популярности объектом съемки был мост Красной армии (Ольгинский). Мост сам по себе был замечательным инженерным сооружением, а еще более немцы снимали последствия его взрыва, произведенного 8 июля 1941 года отступающими частями Красной армии.

Взорванный мост Красной армии в Пскове. Вид с правого берега. Июль 1941 г.

История этого взрыва - тема, заслуживающая отдельного рассказа. Хотя, в отличие от взрыва железнодорожного моста у Корытово группой младшего лейтенанта Байкова, эта операция не получила широкой известности.

Между тем, существуют  различные версии относительно того, кто охранял мост, а также кто и по чьему приказу его взрывал. Большинство историков сходится в одном: мост был взорван преждевременно, когда прямой угрозы со стороны противника не было.

Вот как описывает это В. Гончаров в статье "От Двинска до Пскова" (Сборник "Трагедия 1941-го года. Причины катастрофы" // М.: Яуза; Эксмо. 2008):

"Автомобильный мост, находившийся в трех километрах севернее железнодорожного, также был подготовлен к взрыву специально выделенной для этого командой из состава 50-го инженерного батальона 1-го механизированного корпуса. Формально мост находился в полосе ответственности 118-й стрелковой дивизии. Однако командование корпуса не организовало отход и не дало никаких распоряжений о порядке перехода реки частями различных дивизий.

В результате подходившие к мосту в разное время группы обеих дивизий перемешались, порядком перехода и обороной моста никто не руководил. Судя по всему, когда большая часть 118-й дивизии перешла реку и начался переход частей 111-й дивизии, генерал-майор Гловацкий решил, что больше не отвечает за мост - тем более, что сюда уже прибыл начальник инженерной службы 111-й стрелковой дивизии майор И. В. Викторов.

В итоге начальник подрывной команды воентехник А. А. Шпиц, не имея никаких конкретных инструкций, данных о противнике и вообще указаний со стороны начальства, взорвал мост, когда прямой угрозы со стороны противника не было".

Так ли это? Обо всём по порядку.

Минирование мостов через реку Великую в Пскове было произведено по приказу начальника инженерного управления Северо-западного фронта от 1 июля 1941 года. В приказе говорилось: "Не допустить захвата мостов и сооружений мотомехчастями противника. Взрыв производить по указаниям Начальника Гарнизона или самостоятельно при явной угрозе захвата сооружений противником".

Уже 2 июля  минирование мостов в Пскове было осуществлено силами 1-ой инженерной роты 50-го отдельного мотоинженерного батальона 1-го мехкорпуса. Работами руководил командир роты старший лейтенант Шпиц. На минирование моста Красной армии было заложено 1200 килограммов взрывчатого вещества. Начальником подрывной команды был назначен младший лейтенант Гринблат.

Согласно боевого донесения 50-го ОМИБ, младший лейтенант Гринблат взорвал мост в 17.00 8-го июля 1941 года по приказу начальника инженерной службы 111-й стрелковой дивизии майора  И. В. Викторова.

Странно получается: части 111-й стрелковой дивизии находятся на западном берегу, а начальник инженерной службы дивизии приказывает взорвать мост.  В чем же причина? Ответ находим в Журнале боевых действий немецкой 36-ой моторизованной дивизии: именно она вошла в Псков с запада 8 июля 1941 года.

"Во время этого сражения 87-й пехотный полк и 118-й пехотный полк в жестоких боях прорвался к Пскову. Передовой отряд, в составе одной роты стрелков, противотанкистов, лёгкого и тяжёлого пулеметного взвода и 5-й батареи 36-го артполка велся лично командиром полка. У Моглино дорогу им преградили бункеры с пушками. Они были взяты. Тем временем первая и вторая роты 118-го пехотного полка выдвинулись, чтобы перекрыть дорогу Изборск-Псков, ведущую на Запад.

В 14.45 эта дорога была достигнута и перекрыта. Два взвода 2-ой роты усилили передовой отряд. Он вёл бой далее вдоль большой дороги с идущей по ней длинной колонной врага и к 15.55 прибыл к большому мосту с последними частями этой колонны, который в этот момент, не принимая во внимание собственные войска, был взорван русскими. Последние части этой колонны оставались ещё на нашей стороне. Части передового отряда были немедленно перенаправлены к железнодорожному мосту".

Кадр из киножурнала Немецкое еженедельное обозрение № 568 от 23.07.1941. Перекресток Рижского шоссе и улицы Интернациональной (ныне перекресток Рижского проспекта и ул.М. Горького). Практически на перекрестке находится советская армейская конная повозка с двумя убитыми лошадями в упряжи. На дороге повозки,  тюкованное сено, ветки деревьев, которыми маскировали транспорт. 09.07.1941г.

 

Фотография из альбома солдата немецкой 36-й моторизованной дивизии. Тот же перекресток. Справа в кадре на столбе свидетели довоенной, мирной жизни: таблички Переход, Берегись трамвая, Стой! Не прыгай на ходу. 09.07.1941. Фото из коллекции Вячеслава Волхонского.

 

Вновь кадр из киножурнала Немецкое еженедельное обозрение № 568 от 23.07.1941. Немецкие самоходное орудие StuG III Ausf.B и противотанковое орудие PAK-36 (Колотушка) у Ольгинской часовни, на левом берегу Великой. Виден взорванный мост Красной армии, подвесная правобережная ферма рухнула в русло. Позади Дом Красной армии (Советская пл. д.2). 09.07.1941.

Так что взрывали мост ввиду непосредственной угрозы его захвата. Этим и объясняется спешка: даже часовых, стоявших на мосту, не сняли, и в результате взрыва пропали без вести двое красноармейцев из 110-го полка 2-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности.

Обращает на себя и совпадение времени: 15.50 по берлинскому и 17.00 по Москве, разница в 5 минут не принципиальна.

Вид на взорванный мост Красной армии с левого берега. Июль 1941. Фото из коллекции Вячеслава Волхонского.

 

Упавшая после взрыва в русло подвесная правобережная ферма моста. Интересно, рельсы трамвайного пути, шедшего на Завеличье, так и остались висеть в воздухе. Июль 1941.

 

Разрушенный взрывом деревянный настил моста, выброшенный на оставшуюся целой центральную ферму моста.  15 июля 1941 г. Фото из коллекции Вячеслава Волхонского.

 

Вид на правобережный устой моста. Справа Дом Красной армии. Впереди сгоревшая улица Единства. Слева дым от сгоревших павильонов рынка на Советской площади. 15 июля Фото из коллекции Вячеслава Волхонского.

В результате взрыва в русло Великой рухнула 36-метровая правая подвесная ферма моста. Взрыв мостов в Пскове задержал немцев почти на сутки. Они не обладали необходимым количеством переправочных средств и поэтому смогли переправиться через Великую вечером 8 июля лишь незначительными силами. Это позволило о стрелковым частям Красной армии оторваться от преследования немецкой мотопехоты и отойти в сторону Луги и Гдова. Немцы полностью овладели Псковом только во второй половине дня 9 июля 1941 года.

 

Михаил ТУХ, специально для Псковского агентства информации.

 

Михаил Тух
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...