20
 

Espresso от Саши Донецкого: Период созревания

Сенсации не случилось: митинг на Болотной 6 мая выглядел скромней, чем было заявлено организаторами, но бодание телёнка с дубом не имеет иных целей, кроме собственно бодания, и в этом смысле цель вполне достигнута. Митинг как митинг, и все остались при своих: верноподданные публицисты снова с иронией зубоскалят о том, что протест сдулся и выдохся, а оппозиция оглашает свои эксклюзивные итоги, согласно которым число митингующих превысило официальную - от МВД - цифирь раз в десять, стало быть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства продолжается в обозримой перспективе.  

 

Беллетрист Борис Акунин вывел прямую причинно-следственную зависимость между цифрой митингующих на Болотной и последующей реакцией власти. Мол, чем больше протестующего народа на площади, тем мягче режим Путина. Миллион  разгневанных граждан якобы обеспечит скорую амнистию "узникам Болотной", а несколько десятков тысяч, наоборот, развяжут властям руки, и начнётся эпоха арЕстократии и репрессий.

 

Уж, не знаю, насколько Акунин всё это всерьёз. Заподозрить его в наивности довольно сложно. Писатель просто попытался призвать своих сторонников к гражданской активности. И придумал сомнительную закономерность: количество протестующих людей на площади — качество политического процесса. Митинг как диалектика, как фактор страха. Как инструмент влияния. Как способ шантажа власти. Наконец, как шанс персонального морального оправдания.

 

По-моему, всё не так однозначно. Никакого детерминизма между масштабом уличного протеста и действиями власти не было и нет. Скорее, верно обратное. Чем агрессивней действия оппозиции, тем жёстче ответ. Как показывает новейшая история России, Путин в поддавки не играет. Так что политическую реакцию в России можно было предвидеть ещё в декабре 2011 и весной 2012-го, то есть на пике протестной активности. Реванш Путина не трудно было спрогнозировать.

 

Сегодня протест ожидаемо снова перемещается туда, откуда и вырвался полтора года назад, как разбушевавшийся джинн из запечатанной бутылки, - обратно в интернет. В принципе неплохая, годная площадка для дискуссий, современное средство коммуникации, формирования и аккумуляции общественного мнения. Спорадические уличные акции оппозиции, масштабные и не очень, вряд ли изменят политический статус-кво. Страну ждут как минимум несколько лет напряжённой интеллектуальной работы в условных "катакомбах", если можно назвать таковыми информ-ресурсы вроде сайта "Эха Москвы". 

 

Во всяком случае те воспалённые головы, что беспрерывно кликушествуют, будто режим Путина дышит на ладан, и достаточно толкнуть истукана, как он тут же обвалится ниц, словно шаткая конструкция из костяшек домино, явно бредят. Оглянитесь вокруг. Никто ни на что не дышит, и никуда ничего не обваливается. До очередных больших выборов — уж точно.

 

А вот подспудные стихийные протестные настроения будут крепнуть, в этом сомнений нет. Хотя бы просто потому, что среднему человеку, обывателю он-лайн, даже если у него всё окей, иногда необходима смена надоевших декораций, нужны свежие лица. Это чистая психология. Обывателя может всё устраивать, жена и куцая конституция, а возникнет массовый запрос на новых лидеров, и готово: у навальных сразу появится шанс, и они навалятся на гипотетического избирателя.

 

Вообще ставка на площадную активность, на уличный карнавал логична, но мало эффективна. Никогда никакие митинги в России ничего по большому счёту не решали. Власть либо валилась сама, либо давила инакомыслие, насколько могла и умела. Вспомним конец восьмидесятых. Какие грандиозные массовые шествия, сколько ненависти к, казалось бы, прогнившему насквозь советскому режиму. Между тем, если бы не бездарный спектакль ГКЧП, возможно, СССР до сих оставался бы на исторической сцене. Реформированным, обновлённым, приспособленным к постиндустриальной реальности, но живым. Секир башку Советскому Союзу сделали не митинговые массы, а высшая номенклатура, партийная элита во главе с Горбачёвым. Однако президент Путин, в отличие от Горбачёва, не производит впечатление человека, добровольно готового к секир башке.

 

В чём Акунин безусловно прав, так это в том, что массовые акции протеста — сугубо  московская история. Централизация в России — она во всём централизация, даже в протесте. Ждать от провинции какого-то всплеска массовой протестной активности бессмысленно и глупо. Если даже в северной столице на акцию памяти событий 6 мая пришло не больше одной тысячи человек (и это в пяти миллионном мегаполисе), то чего можно ожидать от российской глубинки или окраины?

 

Идти в Пскове к памятнику Пушкину и крестьянке, означает участие в заведомой профанации. Это погорелый театр для себя, родного. Что вовсе не значит, будто псковичи аполитичны, и им всё равно. Это всего лишь значит, что пскович не верит в действенность флэшмобов. У себя на кухне, в кругу друзей, на диване или у экрана персонального компьютера пскович всегда выскажет прямо всё, что думает. В том числе и о Путине. Часто в непечатных выражениях. Но на местный митинг не пойдёт. Потому что западло.

 

А почему западло? Для провинциального обывателя, что Путин, что Немцов, уж извиняюсь, одна холера. Ничем они друг от друга не отличаются по существу, по своему социальному происхождению и статусу. Всё та же советская элитка, перекрашенная номенклатура. Люди бьются за власть и деньги. Прикрывая битву старым лозунгом о свободе. А среднестатистический обыватель служит "пушечным мясом", разменной монетой в большой игре. И всё понимает.

 

Допустим, всем известно, что среди среди учредителей супер-оппозиционного "Эха Москвы" — госкорпорация "Газпром". Как это понимать? Так же, вероятно, как и легендарную телепередачу "Взгляд", выходившую на первом канале ЦТ и демонтировавшую советскую идеологию.        
Либеральные публицисты придумали обывателям обидное прозвище: "овощи". Иначе говоря, биомасса, организмы без мозгов. Сколько же презрения, сколько брезгливости в этом определении. А между тем, как раз эти самые "овощи" и есть пресловутый "народ", от имени и во имя которого так любят вещать штатные политинформаторы, причём как от власти, так и от оппозиции.

 

"Народ" много и трудно работает, если не глушит горькую, и давно не безмолвствует, включившись в коммуникационный траффик на правах комментатора. Пусть наивного, грубого и вульгарного, зато обретшего свой собственный голос и вякающего всё громче и уверенней. Без посредников. Без  либеральных или ангажированных государством публицистов.

 

Не знаю, сколько пройдёт времени, - десять лет, двадцать? - прежде чем безмозглая биомасса, "овощное" ассорти осознает свой собственный интерес и выйдет на улицу, но это будут не жалкие тысячи, а настоящий марш миллионов.

 

Саша ДОНЕЦКИЙ

Александр Донецкий
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...