Космическая шизофрения - 2013
"Гостья" — типичный случай фильма-кентавра: "тело" от писательницы Стефани Майер, а "голова" от режиссёра Эндрю Никкола. Создательница бестселлеров для тинейджеров о вампирах и оборотнях, закончив с оными, сочинила новый роман об инопланетянах на Земле (в оригинале "The Host", "Гостья" - очередная выдумка российского прокатчика), а признанный мастер антиутопий его экранизировал. В итоге вышел любопытный киномутант из фирменных майеровских психотренингов в оболочке минималистской фантастики. Получилось что-то вроде "космической шизофрении": романтические пертурбации — как бы для девушек, а острый сюжет с участием инопланетян — как бы для юношей.
Со Стефани Майер всё понятно: придумав достаточно банальную историю о том, как инопланетяне-паразиты захватили планету Земля, поселившись в телах людей, она концентрирует внимание на взаимоотношениях внутри новой любовной геометрической фигуры. Если в "Сумерках" она строила любовный треугольник из самки человека, кровососа и оборотня, то в "Гостье" составила четырёхугольник из трёх землян и одной инопланетянки. Причём инопланетянка запрятана в тело самки человека, так что с точки зрения стороннего наблюдателя участники мелодрамы фактически сходят с ума. Классический любовный треугольник: "он любит её, она любит другого" уже не актуален. В тренде: тело одной девушки на две женские души и двух парней-сексапилов.
Итак, боевая единица земного Сопротивления Мелани Страйдер (Сирша Ронан) оказалась в засаде и выбросилась в окно. Инопланетная тварь по имени Странница, тысячу лет путешествующая по Вселенной, обрела приют в теле хомо сапиенса, то есть где-то в мозгу Мелани. Задача Странницы - выведать у выжившей после падения девушки сведения о её соратниках из Сопротивления. Начинается внутренний диалог между Мел и инопланетным существом.
В Мелани, несмотря на падение с высоты и вживление в мозг космического паразита, живы воспоминания о прошлой жизни, в том числе и о сексуальных отношениях с бойфрендом Джаредом Хоу (Макс Айронс), так что инопланетянка невольно начинает постигать и прелести земной чувственности. Жёсткая и бдительная Искательница (немецкая топ-модель Диана Крюгер) следит за своей подопечной и, когда та выходит из под контроля, устремляется в погоню.
Мелани-Странница умудряется не погибнуть в пустыне и добраться до чудесных катакомб в горах, где спасаются от нашествия выжившие земляне. Там-то героиня, страдающая раздвоением личности, и встречает своего бывшего возлюбленного Джареда, а заодно и влюбляется в Иена (Джейк Абель). Вернее, влюбляется не Мелани, а душа странствующей инопланетянки, то есть начинается фирменная любовная заморочка с обидами, ревностью и соплями в духе Стефани Майер. Девушки в зрительном зале в восторге. Юноши мужественно зевают.
Что касается работы режиссёра Эндрю Никкола, то не совсем непонятно, зачем этот признанный мастер футурологических реальностей испортил себе фильмографию, подписавшись на столь слабый в драматургическом отношении проект. Тут уместно напомнить, чем знаменит режиссёр. До "Гостьи" Никкол был автором нескольких весьма нетривиальных голливудских картин, то в качестве сценариста, то в качестве режиссёра, фильмов, с годами приобретших статус культовых.
Начал Никкол с очень стильной (по оценке критиков, "пятидесятые с новейшими технологиями") антиутопии "Гаттака" (1997) о достижениях евгеники. По Никколу, когда генная инженерия достигнет таких высот, что поставит производство идеальных людей (валидов) на конвейер, государство будущего неизбежно отодвинет на обочину жизни так называемых инвалидов, или "Божьих детей", зачатых в процессе спонтанного секса. Человечество "Гаттаки" разделено на две расы — полноценных, пригодных к полётам в Космос, и неполноценных, не годных к полётам. На этом конфликте и строится сюжет-предупреждение: наука наукой, а забывать о морали крайне опасно. Во всяком случае не дело пробирки решать, что дурно, а что хорошо, годен человек для жизни, или не годен.
В 1998-м на экраны вышла поучительная трагикомедия "Шоу Трумана" по сценарию Никкола, герой которой всю жизнь проводит в искусственных декорациях телевизионного реалити-шоу, и в какой-то момент догадывается о дьявольском подлоге, пытаясь выскочить наружу, в реальный мир. В 2002-м Никкол снял завораживающую воображение драму "Симона", о виртуальной актрисе, которая полностью является продуктом продвинутой компьютерной программы. В 2004-м Стивен Спилберг экранизировал рассказ Никкола "Терминал", где пассажир, оставшийся без паспорта и Родины, вынужден существовать в замкнутом пространстве аэровокзала, выстраивая собственные взаимоотношения с окружающими. Все эти фильмы с участием Никкола стали заметными вехами в развитии умного голливудского кино.
Не трудно заметить, что сквозная тема Эндрю Никкола — параллельные миры, один из которых обычно либо порочный, несправедливый, либо фиктивный, ложный. Подлинная же реальность проистекает из природы человека, его естественных реакций и человеческой порядочности, словом, качеств, вступающих в противоречие с искусственными установлениями, навязанными индивиду властью. В антиутопии Никкола "Время" (2011) конфликт между миром избранных, владеющих бессмертием, и миром людей, считающих секунды до внезапной смерти, достигает поистине марксистского накала и разрешается революцией. Во "Времени" Никкол создал эффектную иллюстрацию сегрегированного общества под тотальным контролем, визуальную модель, одновременно служащую напоминанием о тоталитарных режимах прошлого (включая и нынешние "эластичные" варианты), и предупреждением на будущее.
Казалось бы, реалии нового романа Стефани Майер с его инопланетной оккупацией предоставили Никколу великолепную возможность поиграть с "идеальным миром" паразитов, "упакованных" в человеческие тела, столкнув непредсказуемых людей с линейной логикой инопланетян, но, увы, все эти возможности или намечены пунктиром, или остались за кадром. Земляне с лёгкостью пользуются наивностью инопланетян, и так же легко умирают, отказываясь служить неземному разуму, и не понятно, каким образом столь невинные существа как светящиеся "души", смогли поработить целую цивилизацию.
Конфликт между инопланетянами и землянами оказывается весьма условной, надуманной конструкцией. Сюжет не выдерживает никакой критики, в глазах любого уважающего себя ценителя фантастики проваливается в нирвану, и если фильм что-то и спасает, так это недвусмысленный намёк на скорое продолжение. Во всяком случае в планах Стефани Майер значатся сразу два сиквела о приключениях паразитов на Земле — "Душа" и "Искатель". Как показывает голливудский опыт последних лет, их экранизация — дело времени.
Саша ДОНЕЦКИЙ