Espresso от Саши Донецкого: Заметки обывателя
Нет ничего банальней, чем смена времён года. И, увы, нет ничего привычней, чем претензии в адрес чиновников, ответственных за комфорт в городе. Включая, разумеется, и уборку дворов, тротуаров и улиц. Вроде — да, давно привыкли, и ничему особо не удивляемся. Ни грязным сугробам по пояс на проезжей части, ни ледяным, как каток, тротуарам, ни обильному мусору под ногами.
Однако в этом году работники ЖКХ как будто решили поставить какой-то новый анти-рекорд "образцово-показательной" бесхозяйственности. При том, что никто ни за что не отвечает. Управляющие компании вообще как будто ни при делах. Судя по всему, городские территории вне зоны их ответственности. Дворники — редкий вымирающий вид. Чиновники кивают на нерадивых подрядчиков. Подрядчики ссылаются на букву контракта, мол, все объёмы работ выполнены: чего вы требуете? Денег нет, кончились. Претензии жителей, между тем, достигли градуса кипения и постепенно превратились в проклятия. Доколе?!
Нельзя сказать, что прежде Псков отличался какой-то исключительной чистотой, но то, что происходит в последние месяцы - ну, ни в какие ворота. Ни по форме, ни по понятиям. Что ни месяц, то новое испытание для горожан. Циклон в декабре — службы не справляются, и город утопает в снегу, который как выпал, так и не был убран ни в январе, ни в феврале, ни, разумеется, в марте. Так и лежит грязным скользким настилом. Вот что бы мне сейчас не доказывали чиновники или подрядчики в своё якобы оправдание, готов выйти на улицу и ткнуть носом — посмотрите, господа хорошие! Мне не верите, у народа спросите.
Заметим, ни о какой стихии речь не идёт. Всё-таки мы не в Майями. В Пскове четыре месяца наблюдалась самая обычная русская зима, вполне в пределах климатической нормы, напрочь опровергающая псевдонаучные слухи о глобальном потеплении. И всё бы хорошо, жить да радоваться зимним забавам, как наши предки радовались, ан нет. Радоваться не получается. Потому что элементарно опасно. По общему признанию, псковские дворы и тротуары нынче — полоса препятствий для экстремалов. А невольные "экстремалы" — все двести тысяч жителей, от мала до велика. Объясните им про контракты и деньги, навешайте лапши на уши тем, кто сломал ногу или руку, поскользнувшись на псковском тротуаре.
Теперь вот весна, опять же, казалось бы, живи и радуйся! Грачи прилетели. А снег быстро превратился в чёрный лёд, и полное ощущение, что город Псков натурально накрыл какой-то непостижимый ледниковый период. Лёд да лёд кругом. Вот прямо надевай коньки, и - вперёд. По тротуарам и дворам. Если шею не свернёшь. И снова не понятно, кто отвечает за экстрим? Мэр, пэр, сити-менеджер или виртуальный козёл отпущения — фирма "ДЭУ-1", которая уже публично отчиталась, что всё в порядке? Донт ворри, би хэппи.
Мне, обывателю, признаюсь, в последнее время не очень понятно, что именно скрывается за словосочетанием "коммунальные службы", что обозначается таинственной аббревиатурой ЖКХ? Куда и кому уходят миллионы бюджетных рублей? Что это за фикция такая? Тут неожиданно выяснилось, что управляющие компании, оказывается, и не обязаны были убирать снег. Поэтому и не убирали. Значит, все претензии и проклятия исключительно к непогрешимым подрядчикам?
Отцы города, дяди и тёти, огласите, наконец, весь список, пожалуйста! Объясните нам, обывателям, что это за "зверь" такой, пресловутые коммунальные службы города? И почему им снова что-то непреодолимо мешает, как танцору из народной поговорки? Почему мы, как не стараемся, не видим их работы?
Ещё несколько дней, и апрель возьмет своё, чёрный лёд стремительно превратится в воду. В священном ужасе я предвкушаю грядущий потоп. Лужи грязной талой воды и горы вылезшего на поверхность бытового мусора. Нисколько не сомневаюсь, что завтра нас ждёт пейзаж типичного апокалипсического фильма, с той разницей, что действующие лица в нём — не голливудские актёры, а все мы, обычные горожане, ломающие почём зря руки и ноги. А если повезёт, то ничего не ломающие, а просто продирающиеся сквозь тотальную помойку, скользящие, спотыкающиеся, падающие ниц, в грязь и жижу, и абсолютно не понимающие: за что? Что мы, жители, им, чиновникам да коммунальщикам, дурного сделали и что именно мешает нынешней городской власти содержать город в чистоте и порядке?
Наши мэры и пэры любят повторять, что нам несказанно повезло с геополитическим положением, что живём мы на границе, что Псков — ворота в Евросоюз, "Русский Запад", и бла-бла-бла, но почему так обидно получается, что именно Псков, как прокажённый, остаётся уродом в окружении вычищенных и вылизанных прибалтийских и белорусских городов?
Никогда не поверю, что в Белоруссии больше денег, чем в нефтеносной России, однако же их, белорусские города, выглядят внешне частью Европы, тогда как богоспасаемый Псков остаётся какой-то несчастной дырой. Не поверю, что и, допустим, в Тарту, тратят больше денег на вывоз снега и уборку мусора, скорее всего, в Тарту просто всё лучше организовано и устроено, и если я не прав, сейчас же опровергните сказанное.
С высоких трибун и страниц газет нам, обывателям, всё талдычат о "Пскове, туристическом центре", об удивительном по своим перспективам кластере "Псковский", о Ганзейских днях, но - ей богу! - о каком собственно туризме можно вообще всерьёз заикаться, если перед гостями города элементарно стыдно?
Ладно, смиримся с тем, что разруха не в клозетах, а в головах, сити-менеджеры, мэры и пэры убедили нас, что мы, псковичи, так якобы "привыкши", что мы, увы, только и способны подтверждать мнение иноземцев о беспробудном русском свинстве. Согласимся, что мы "притерпевши", но каково туристам? Отпраздновали, было, Всероссийскую масленицу, и всё бы окей, и блинки, и шашлычки, и шествие по главному проспекту города, и забавы в парке... Да вот незадача - жуткие подробности бытия в виде грязных шершавых сугробов да черного льда. И невинная гостья Всероссийской масленицы из соседней Латвии подскользнулась, упала и сломала руку. Надолго эта женщина запомнит Псков и его фирменное "гостеприимство". Интересно, мэр, пэр или хотя бы мелкая сошка принесли этой женщине свои извинения?
Вот вы зовёте на праздник многочисленных друзей в гости, они приходят, а в гостиной, уж извиняюсь за выражение, многомесячный "срач", грязная посуда, битые бутылки, окурки по всем углам, разбросанные вещи. Что это, если не уважение к гостям? Почему в быту, в частной жизни мы всё-таки не позволяем себе подобного поведения, а в городе почитаем за норму?
Город — это, понятно, не квартира, город — сложное хозяйство. Ну, так для того в ходе эволюции и были придуманы специальные подразделения и службы, многоуровневая система ЖКХ, администрация, наконец, с мэром, пэром и сити-менеджером, чтобы правильно составить многомиллионные контракты на уборку, так составить, чтобы всё работало. Не справляетесь? Слазьте!
А то ведь дошло до смешного. Если уж возвращаться к той же Масленице, то (как вдруг выяснилось постфактум), помог в её проведении один из депутатов Гордумы. Нашел оный депутат транспорт для уборки ботанического сада, и Масленица, слава Богу, худо-бедно состоялась. А кабы не оказалось того депутата и его доброй воли, Масленица превратилась бы в экстремальный спорт на выживание?
С 1 апреля синоптики обещали нам настоящую весну. Я пока стараюсь не верить, но так кажется, что обещают стихийное бедствие. Бедствие, которые называется саботаж и чиновничья профнепригодность. Интересно, почему, когда рабочий не умеет выточить деталь, учитель провести урок, а, допустим, актёр не справляется с ролью, их увольняют по статье "за профнепригодность"? А вот если какой-нибудь мэр, пэр или сити-менеджер напортачил, все продолжают упорно делать вид, что всё якобы окей?
Самое печальное, что эффект от сих гневных заметок — ноль целых, ноль десятых. Кричи — не кричи, никто не отзовётся и не ответит. Сами виноваты. Так давайте и дальше наказывать себя депрессивным дискомфортом. Давайте жить в агрессивной и опасной городской среде. В невесёлых кварталах, навевающих чёрную тоску и уныние. В городе, по которому неудобно и стыдно гулять.
Саша ДОНЕЦКИЙ