Загадки "Псковской Франции"
За два года существования православно-краеведческого проекта "Псковская земля" молодежь города познакомилась с общеизвестными святыми и историческими местами области. В последнее время молодые исследователи стали посещать и малознакомые для обывателя точки на карте региона. В этом месяце мы двинулись покорять историю "Псковской Франции", как ещё иногда называют Палкинский район нашей области. Маршрут поездки, организованной Псковским городским молодежным центром 9 марта 2013 года, был выбран следующий: Псков – Локно – Палкино – Качаново – Аксенова гора – Новая Уситва – Остров – Псков.
Так как маршрут проходил через приграничную территорию, Молодежный центр обратился с просьбой к администрации района в согласовании нашего маршрута. За оперативность и сердечность хотелось бы поблагодарить Главу района – Кузьма Галину Павловну.
Итак, тронулись мы в путь прекрасным утром, в 8.00 от центра города. По дороге ребята познакомились с небогатой, но интересной историей района.
Люди заселили эту территорию после исчезновения гигантского ледника, который покрывал её 80-100 тысяч лет назад мощным слоем толщиной 500-700 метров. Когда ледник отступил, он оставил после себя озера, которых на территории района полтора десятка, из них только Белая Струга и Смолинское относительно крупные. О леднике напоминают четыре крутые гряды со средней высотой около 100 метров на севере района, а также множество каменных валунов, которые испокон веков местные жители вывозили со своих полей, и которые и сейчас ещё можно увидеть вдоль районных дорог.
На территории района люди поселились задолго до нашей эры. Здесь обнаружена и изучена стоянка первобытных людей эпохи мезолита (6-7 тысяч лет до н.э.), пока единственная на всей территории Псковщины.
Во времена неолита (6 тысяч лет до н. э.) территория района была заселена более плотно. В первом тысячелетии до н.э. люди стали постепенно использовать предметы быта и орудия труда из железа. Согласно летописям, с VII века территория Псковщины стала заселяться кривичами, самым многочисленным славянским племенем древней Восточной Европы. Откуда пришли кривичи на Псковщину, точно не установлено. До прихода кривичей здесь жили финно-угорские племена (чудь, весь, водь и другие). Какое-то время кривичи жили на одной территории с финно-угорскими племенами, но постепенно ассимилировали последних.
На территории современного Палкинского района кривичи крупных поселений не образовали. В память о тех годах до наших дней сохранились на территории района языческий культовый камень I-го – начала II-го тысячелетия на северо-восточном склоне Веретьей горы, в 200 м к юго-западу от деревни Веретье, и культовый "Перун" камень I-II-го тысячелетия, обнаруженный на западной окраине деревни Колчино, прямо посреди пашни.
Локно
В 50 километрах от Пскова, в одном из живописнейших уголков Палкинского района, располагается село Локно, которое выросло на месте древнего поселения славян. Храм в честь святых бессребреников Космы и Дамиана стоит на небольшом пригорке, рядом с ним старинное кладбище. Это было наша первая остановка.
За время пути ребята познакомились с понятием Вселенская Родительская суббота, которая как раз выпала на день нашей поездки, и с удовольствием зашли на службу, написали записки об упокоении своих умерших родных и близких.
На месте нынешнего храма посреди Локно стояла с 1695 года деревянная церковь из соснового леса. Она сгорела в один из пожаров, и в начале ХХ века прихожане построили новый храм из кирпича на каменном фундаменте. На колокольне было шесть колоколов: почти все они были отлиты в древнем пригороде Пскова Изборске еще при царе Иоанне Грозном.
Один раз в году заходил в Локно Псково-Печерский крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери "Успение", возвращаясь из Пскова в Печоры, в храме свв. бессребреников Космы и Дамиана ночевали, на следующий день перед Печерской святыней служили молебен.
В 1935 в Космо-Дамианском храме был устроен цементный склад. Вновь храм был открыт во время Великой Отечественной войны в 1941 году представителями «Псковской православной миссии». После войны храм обложили непосильным налогом и вновь закрыли в 1962 году.
В 2004 году храм был возвращен верующим, и с тех пор восстанавливается с помощью Псково-Печерского монастыря. Настоятелем назначен насельник Псково-Печерского монастыря игумен Тимофей, он же является благочинным Палкинского района.
Отец настоятель раздал всем по буклету об истории храма и по иконке прп. Сергия Радонежского. Затем предложил поучаствовать в Богослужении звонарями! В день нашего приезда у батюшки не было помощников, а прихожан в таком величественном храме было всего 5 человек. Трое из нас стали участниками службы и хоть не умело, но позвонили в колокола, остальные просто лицезрели с колокольни просторы села и наслаждались благовестом.
Палкино
Далее наш путь лежал в административный центр района. Главным занятием первых поселян в Палкино (Смолино), была добыча смолы, дёгтя и поташа, которые они получали из выкорчеванных пней и золы. Отсюда пошло название речки Смолинка и озера Смолинское. Так называлось и одно из местных поселений – Смолино, так же назывался и погост, мелкая административная и территориальная единица, куда входили все близлежащие деревни. До настоящего времени церковный приход в Палкино называется Смолинским.
Первые дома у озера появились на правом берегу реки Смолинка, так как он более высок и не был подвержен разливу воды при половодье. Здесь же на холме была построена в 1784 году церковь. При ней служили два священника, два дьячка и два писаря. Здесь и выросла деревня Палкино.
Земли к северу и востоку от озера принадлежали Псково-Печорскому монастырю, этой земли было около 500 десятин. Поскольку левый берег Смолинки был низок, весенние половодья и попуски воды из монастырских прудов затапливали земли к востоку от озера, т.е. те места, где сейчас расположен поселок Палкино. Тогда здесь было болото, следы которого наблюдаются сейчас. На болоте и рядом с ним стоял худосочный лес, и местные крестьяне наведывались туда, добывая тонкие жерди для своих нужд. Эту работу тогда, да и сейчас, местные крестьяне называли "идти в лес, ломать палки". Возможно, считают краеведы, именно отсюда происходит топоним "Палкино".
После службы в Локно мы оказались на службе в Палкино. Прихожане расступились, гостеприимно пропуская нас к иконостасу, где находится чудотворная икона "Чирская Явленная". Оказывается настоятель храма, отец Владимир, предупредил помощников о нашем приезде.
Качаново
Из Палкино мы тронулись в путь до села Качаново, где опять попали на службу. Церковь Николая Чудотворца в Качаново построена в 1790 году старанием местной помещицы Александры Борисовны Беклешовой. Эта церковь сооружена вместо прежней, находившейся тут же, в церковной ограде, как свидетельствует сохранившийся от неё фундамент.
В придельном храме много икон старинного письма, перенесённых из прежнего храма. Запрестольный крест, арабской работы, привезён в храм из Иерусалима флотским капитаном Николаем Ивановичем Беклешовым.
Около церкви находится обсаженное вековыми липами и обнесённое массивной каменной оградой кладбище. Посреди кладбища находится старинный массивный четырёхконечный каменный крест. Он был восставлен в честь воинов, погребённых здесь во время одного из нашествий ливонцев в XVI столетии.
По дороге, традиционно ребята задавали острые для себя вопросы о Вере, Боге, Церкви и душе. Те вопросы, которые они не могут по каким-то причинам задать в храме, они задают в подобных поездках. Молодежь интересовали ответы на вопросы "В чем разнятся традиционные конфессии?", "Откуда пошла традиция поклонения святым мощам?", "Как вести себя, допустим, в общежитии, когда в одной комнате с тобой совершает намаз мусульманин?", "Что такое пост и как правильно его соблюдать?", "В чём смысл Великого поста?", "Что такое аскеза?" и т.д.
Помимо этого, ребятам рассказали, почему Палкинский район называется "Псковской Францией". Вариантов несколько, но большинство краеведов склоняется к версии, связанной с пребыванием здесь пленных французов. Они содержались в этих местах после разгрома армии Наполеона в 1812 году. Говорят, что многие из них здесь же и осели, обзаведясь семьями. Отсюда и пошло – "Псковская Франция". По свидетельствам местных жителей, в районе даже названия некоторых деревень стали произноситься на французский манер.
Родовое
Следующим местом нашей остановки неожиданно стало село Родовое. За разговором мы как-то увлеклись и пропустили поворот на Аксенову гору. Пришлось остановиться у Троицкого храма. Ничего не бывает случайного, видно нам, жителям "Дома Святой Троицы", нельзя было после трех служб проехать мимо этого места.
Нас встретил настоятель – отец Алексей. Он рассказал о храме и пригласил летом на субботник в псковский храм Косьмы и Дамиана на Гремячей горе в котором он также является настоятелем.
Свято-Троицкая церковь началась строиться в 1926-1928 годах XX века. Это время когда район входил в состав Латвии. Всем известно, что в это время весь Печорский район был в составе независимой Эстонии. Прихожанам, жившим вдали от церквей, приходилось преодолевать большие расстояния, чтобы произвести обязательные обряды крещения младенцев, венчания новобрачных, отпевания умерших. На сходе было принято решение построить церковь в Родовом.
Новая Уситва - Остров
Далее мы посетили Новую Уситву и храм Рождества Богородицы. Построена церковь не позднее конца XV столетия. Она имела один придел во имя Святой Великомученицы Анастасии, построенный в 1801 году. Но только в 1846 году придел был освящён. В 1882 году вместо прежнего ветхого придела с левой стороны был сооружён новый каменный придел во имя Святой Преподобной мученицы Анастасии на средства прихожан.
Последним местом нашего посещения стал Спасо-Казанский Симанский монастырь, в котором мы уже бывали с ребятами не раз. Дело в том, что возвращаться нужно было через город Остров и настоятельница монастыря – игуменья Маркелла - милостиво пригласила нас в гости на обед. Гостеприимство матушки и сестер общеизвестно и трогательно. Поэтому мы с радостью завернули на поздний обед или ранний ужин.
Нам провели обширную экскурсию и пригласили летом в ежегодный молодежный лагерь на подворье монастыря. Измотанные долгой дорогой и массой впечатлений ребята дорогу до Пскова провели в сладостном, послеобеденном сне!
Андрей ТАСКАЕВ, руководитель информационно-аналитического отдела псковского Молодёжного центра.