Дорога в никуда
"Здесь раньше столько деревень было! А теперь вот только заброшенные сады и остатки домов остались… Вот и дорогу, по которой мы сейчас едем, так и не достроили: она теперь везде значится, как путь в никуда…", - рассказывал о родных местах Николай, владелец самодельного вездехода, на котором я в компании с псковскими поисковиками в минувшую субботу ехала к очередному озеру на поиски сбитого в июне 1941 года самолёта ИЛ-6.
Документально подтверждено, что воздушное судно упало именно в водоём в Новоржевском районе. Один из лётчиков смог катапультироваться, но высота была настолько мала, что парашют не успел раскрыться. Его подобрали местные жители, но спасти бойца, сильно ударившегося о землю, не удалось: вскоре он умер. Через несколько дней в озере нашли тело второго пилота. Обоих похоронили на берегу. А ещё двое членов экипажа, судя по всему, так и покоятся на дне, среди обломков самолёта. В первую очередь для того, чтобы перезахоронить их со всеми почестями, поисковый отряд "След "Пантеры" и хочет найти воздушную машину.
Квадрат поиска был определён заранее: Николай подготовился к нашему приезду и провёл опрос местных жителей. Осталось только подобраться как можно ближе к точке назначения: всё-таки вездеход, собранный, по словам владельца, "по шурупчикам" и ласково именуемый им "луноходом", весит 4 тонны.
Полдень. "Пантеровцы" по очереди прочёсывают поверхность озера и с надеждой смотрят на датчики аппаратов, призванных зафиксировать наличие на дне озера большой массы металла. В таком режиме они проработали несколько часов. У вездехода между тем начался пикник с салом, колбасой, печеньем и чаем, заваренным прокипячённой озёрной водой. "К столу" немедленно сбежались местные собаки, способностями которых Николай хвастался так, как будто это были его родные дети. И конечно, немедленно пошли рассказы про "вот такого" медведя, "вот такую" рыбину, невероятные находки и истории, с ними связанные.
Дайверы из "Балтики-Псков", тем временем, заскучали и требовали погружения "уже хоть куда-нибудь". Погода, по их словам, выдалась для этого просто великолепная: небольшой мороз и тёплое, яркое солнце. Под лучами этого солнца они благополучно и заснули на термоковриках, дожидаясь заветной команды "Ныряем!".
Она раздалась только в пять вечера. Место, где прибор зафиксировал сильное отклонение от нормы, оказалось аккурат там, где начиналась промоина во льду. Пока вырезали майну, вода поднялась до уровня колен.
- Сейчас мы все погрузимся за самолётом! – азартно шутили поисковики.
Пробыв под водой около пяти минут, дайвер Роман подал знак поднимать его на поверхность. Все замерли в предвкушении. И действительно, Роман вернулся с находкой. Правда, это был всего-навсего утонувший во время рубки майны лом... После этого Романа и его напарника Дениса не было около 40 минут. Но результата поиски не принесли. Ребята резюмировали: место не то.
- На дне ил, сантиметров 40, но дно достаточно плотное. Если бы самолёт был там, то было бы видно, - заключили дайверы.
Согревшись чаем и обсудив неудачу, "пантеровцы" и дайверы решили весной в любом случае продолжить поиски.
Забравшись в вездеход, мы "потряслись" обратно к своим машинам. Пока ехали, Николай признался, что тут побывало уже много таких "нырятелей": уже в нескольких местах озеро проверяли, но никто так ничего не нашёл.
- Я "След "Пантеры" и позвал поэтому. Они поисковики, а все остальные - "чёрные копатели", а "чёрные" – это нехорошо, нельзя так… - сказал он.
Валерия СОЛОВЬЁВА, Псковское агентство информации