Так бабки или художники?
Скандал, который разразился в конце минувшего года вокруг судьбы местных художников, наглядно проявил истинное отношение властей города к культуре. Сюжет с арендой, задранной в 63 раза, откровенно продемонстрировал то, о чём многие и прежде догадывались, а теперь всего лишь получили очередное подтверждение: на самом деле культура псковским чиновникам не нужна.
Решение депутатов псковской городской Думы о предоставлении художникам безвозмездной аренды сроком на один год, которое можно сравнить с миной замедленного действия, вовсе не погасило конфликт, а лишь отдалило его на несколько месяцев.
О том, что думают художники о конфликте и его последствиях сегодня, в интервью Псковскому агентству информации рассказал председатель Псковского регионального отделения Союза художников России Виктор Лысюк.
- Итак, решение депутатов Псковской городской Думы о передаче псковским художникам ряда арендуемых ими помещений в безвозмездное пользование сроком на один год фактически состоялось. Что теперь? Довольны ли художники этим решением? Что думают о сложившейся ситуации?
- Есть такая пословица: "Из огня да в полымя". Как теперь выясняется, нынешняя ситуация ещё хуже, чем была.
- Почему?
- Во-первых, нет ничего страшнее неопределённости. Неизвестно, что будет через год. Во-вторых, у нас есть с властями города как бы негласная договорённость о ремонте зала. Поэтому, естественно, мы будем напрягаться, будем делать этот ремонт и в зале, и в мастерских, и во всех арендуемых помещениях. Сколько получится, столько и сделаем. Но какой будет результат? Что нам опять же скажут? Художники — народ специфический. Всё на эмоциях, всё на нервах. О каком творчестве вообще может идти речь, когда над тобой висит вот эта неопределённость?
- Своего рода "дамоклов меч"?
- Да. И ты не знаешь: "А что будет дальше?" По большей части ремонт делается на личные средства художников. Дверь и два окна уже заменили. Сейчас вопрос стоит о поиске денег. Где их брать? Откуда взять спонсоров? По уставу мы некоммерческая организация. Мы не можем заниматься торговлей, какими-то денежными операциями. Вот проводим в январе месяце коммерческую выставку животных. Согласно договору, деньги через Союз художников не проходят никак. Устроитель выставки деньги сразу напрямую перечисляет фирме, которая будет изготовлять и устанавливать окна.
- И сколько окон будет установлено?
- Все четыре. Для этого к сумме по договору, а это 70 тысяч рублей, нам придётся ещё что-то добавить. У нас все четыре окна будут сделаны.
- Но их же шесть в зале осталось.
- Со стороны улицы Ленина мы окна закладываем. Они нам не нужны.
- А так разве можно?
- Да, у меня уже есть договорённости. Эти окна всё равно закрыты, та стена необходима для развески картин.
- А сколько стоит одно окно?
- 28 тысяч без установки. Это же витринные окна. А два окна по требованию пожарных должны открываться. Вот и получается сумма! Кроме окон, данная выставка экзотических животных дала нам бонус: 200 бесплатных билетов для детей из детдомов и малообеспеченных семей. Я билеты в городскую Думы отдал. Вот, понимаете, каким образом приходится выживать. Арендную плату у нас вроде бы как сняли, но коммуналка-то осталась, остался свет, телефон, оплата работы бухгалтера и т. д.
- Ну, ладно нынешняя выставка. Депутаты-то, когда вам предъявляли претензии, говорили о прошлых коммерческих выставках. На самом деле, я не очень понял, о чём именно говорили депутаты, потому что понять их трудно, но претензии были сформулированы: художники, мол, занимаются коммерцией, и пусть платят аренду по рыночным ценам.
- За счёт прошлой выставки мы установили пожарную сигнализацию — 100 тысяч. И сделали новый свет в зале — ещё 20 тысяч. Нас же в прошлом году пожарные на месяц закрывали. У меня все документы на руках, все расписки, все счета. Почему-то никто о них из депутатов не спрашивает. Так что никакой коммерции у нас нет. Бухгалтер обо всех деньгах отчитывается перед финансовыми и налоговыми органами.
- Тем не менее, все мы своими ушами слышали, как заместитель главы администрации города Пскова Геннадий Барышников на Совете по культуре во всеуслышание заявил: "Искусство — тоже бизнес". У вас рядом с залом - два художественных салона плюс багетная мастерская.
- В своё время администрация города, понимая, что зарабатывать сами мы не имеем права, дала возможность устроить при выставочном зале художественные салоны. В советское время система была очень простая. Был Союз художников, и были производственные мастерские. Мастерские перечисляли деньги на творческую деятельность. И всё. Когда производственные мастерские закрылись, у нас вообще не осталось средств к существованию. Значит, нужно было искать какой-то выход. По уставу мы имеем право заключать договоры о совместной деятельности. За сотрудничество мы получаем деньги, которые пускаем на деятельность Союза. Город нам дал возможность субаренды. Иначе бы мы просто развалились.
- И сколько денег вы получаете от субарендаторов?
- Порядка 70 тысяч в месяц. Этих денег нам хватает впритык. На то, чтобы оплатить коммуналку и электричество. Плюс на зарплату председателя, бухгалтера и смотрителя выставочного зала. Председатель у нас получает 6,5 тысяч рублей. Бухгалтер — 5,5 тысяч. И смотритель зала — 5 тысяч.
- Коммуналка в какую сумму выливается?
- Около 6 тысяч. Ещё не забудь налоги, НДС.
- Остаток-то какой от 70 тысяч?
- Ну, это надо к бухгалтеру. Я точных цифр не знаю. Но с 70 тысяч рублей от субаренды только 10 тысяч уходит на НДС. Там на самом деле остаток получается небольшой. Я всегда говорю, в том числе и депутатам: "Если вы хотите проверить нашу деятельность, приходите к нам. Бухгалтер с вами сядет за один стол, все бумаги разложит и всё покажет". Поскольку деньги небольшие, их очень легко проверить. И потом, не надо забывать, что Союз ведёт большую выставочную деятельность. Сколько стоит нанять грузовик, чтобы картины отвезти-привезти? А там трубу прорвало. А тут процессор полетел. В жизни ведь постоянно траты какие-то происходят. Тот же Барышников не знает структуры Союза. Я вот сейчас с чиновниками пообщался, они вообще не представляют, что такое Союз художников. Все их представления об искусстве и коммерции заканчиваются на том, что они где-то в лавке видели картину за 20 тысяч рублей. Но ведь цена не говорит о том , что эту картину ещё кто-то купит. Она может год-два в салоне висеть, и в итоге художник заберёт её обратно домой в мастерскую. И потом, почему-то никто не считает материалы, подрамник, раму. Художник ещё ничего не написал, а у него уже затраты в 7 тысяч. Ты, допустим, эту картину сделал, но никто ведь не даст гарантии, что её у тебя кто-то купит. Поэтому, у нас большинство художников — преподаватели. Надо деньги на жизнь зарабатывать. Так называемых "свободных художников" у нас почти нет. Конечно, наша задача — разъяснить людям, почему нельзя художников выгонять из города.
- Когда КУМИ прислал вам письма с требованием подписать соглашение с повышенной в 63 раза арендной платой, вы спросили у них, на каком основании?
- Они якобы провели какую-то независимую оценку этой недвижимости. Якобы откуда-то из Иркутска, точно не могу сказать откуда, был приглашён какой-то специалист, которого, кстати, никто в глаза не видел. Я по крайней мере его лично не видел. По каким категориям они эту недвижимость оценили? Как водочный магазин? Они нам информации никакой не предоставили. Всё засекречено. Так извините, ребята, может вы нам по миллиону рублей за квадратный метр накрутите? Одно дело, всё-таки, водочный магазин, и совершенно другое — мастерская художника. Тем более, мастерская специально для творчества была когда-то построена. А они — бух по полной! И поэтому вылезла такая сумма. Но обидней всего даже не это...
- А что именно обидно?
- Обидно, что в Пскове отношение к художникам какое-то нехорошее. Вот в других городах России более человеческое отношение к художникам. Далеко ходить не надо. Рядом Великий Новгород. Там все площади художников отданы им в безвозмездную аренду. Мне должны прислать их договор, я хочу показать его нашим чиновникам. Более того, у них на выставочную деятельность решением Думы предусмотрены в бюджете какие-то расходы.
- У них в Новгороде, кстати, Центр современного искусства "Диалог" является муниципальным учреждением культуры.
- Вот! Это о чём говорит? О том, что власти Новгорода занимаются вопросами культуры, понимаешь? Они не говорят: "Нам художники не нужны, нам бабки нужны". Мне ведь так депутаты и сказали: "Вы нам не нужны. Нам деньги нужны".
- Вот так вот прямо и сказали? Прямо в глаза?
- Да, в открытую. И что дальше? Ну, так давайте закроем художественные школы, музыкальные школы закроем. И что будет? Завтра обратно на деревья залезем, как человекообразные обезьяны? Здесь я вижу только два варианта: первый - непонимание, второй - всё понимают, но специально вредят. Развалить хотят местное отделение Союза! Со знанием дела.
- Вы к какой версии больше склоняетесь? Непонимание или сознательное вредительство?
- Я бы не стал отделять Псков от всей страны. Всё-таки поведение местных властей зависит от политики властей верховных. Потому что за 20 лет так и нет закона о культуре. Сознательно это или по недомыслию? У нас Дума принимает закон о выгуле собак. То есть собака имеет статус, а художник статуса не имеет. И в трудовом законодательстве такого понятия как художник нет. Люди всю жизнь работают, занимаются творчеством, участвуют в выставках. И когда мы выходим на пенсию, то мы как будто всю жизнь бездельничали. Выгодней сидеть в тюрьме, чем быть художником. Если ты картину пишешь, ты — бездельник.
- Так что вас ждёт через год?
- Я не знаю. Но наверное из депутатов и чиновников будет создана какая-то комиссия. И по окончании 2013 года эта комиссия придёт и будет смотреть, что мы сделали. Ну, будем отчитываться.
- Чего я так никак понять не могу, на каком основании в ноябре пришли эти письма? Ведь договор о льготной пятипроцентной аренде до 2020 года вроде силу не утратил? За него те же депутаты, только предыдущего созыва, и голосовали...
- Абсурд, понимаешь? Меня тоже эта ситуация напрягает. У нас был договор долгосрочной аренды до 2020 года. Теперь нам дают договор безвозмездной аренды на один год. Значит, прежний договор мы должны расторгнуть? И мы теряем договор долгосрочной аренды.
- Так может это как раз и плохо? В смысле — опасно?
- Это плохо и опасно. Я прямо не знаю, что теперь делать. Мне нужно идти теперь к Ивану Цецерскому, потому что когда два года назад городские власти у нас хотели забрать зал, и два года нас тут прессовали, то тоже предлагали расторгнуть договор, Цецерский нам тогда сказал: "Ни в коем случае! Потому что если вы потеряете договор, то потом вы его никогда уже не восстановите". А тут вот раз - и нам опять вроде как законодательно предлагают расторгнуть договор.
- Ситуация, мягко говоря, щекотливая и тревожная. И какая-то явно правовая неразбериха, хотя я не юрист, и ничего в этом не понимаю.
- Неразбериха полная! Я тоже не понимаю. Но нутром чувствую, что...
- Тут какая-то подстава.
- Подстава явно есть. Потому что у нас в городе нет положения об аренде. И на что опираться, я не знаю. Наверное, человек, который юридически грамотный, мог бы задать властям какие-то правильные вопросы. А я не могу. Но нутром чувствую, что здесь какой-то капкан. Потому что мы теряем долгосрочный договор.
- Но вам ведь надо что-то делать, принимать решение: подписывать или нет?
- Да, как только я получу на руки договор, я пойду в КУМИ и задам свои вопросы. На каком основании и так далее? По каким критериям была проведена оценка? Кто её проводил?
- На вопросы СМИ, кстати, они ничего не отвечают.
- И нам не отвечают. "Это наша закрытая информация", - вот весь ответ. Это что, они там бомбу разрабатывают? Что значит "закрытая информация"? Почему? Почему они вдруг переоценили помещения, которые город сдавал художникам в аренду в течение 30 лет? И все эти годы зал работал по назначению. И никогда за все эти 30 лет плата с посетителей не бралась. Мы по сути занимаемся благотворительностью.
- Теоретически у художника с выставки могут работу купить.
- Могут. Но если говорить откровенно, я лично не помню, чтобы у нас с выставок много картин покупали. Ну, одну-две картины иногда купить могут. Дело в том, что Псков — это не тот город, где существует арт-рынок. Псков — это не Москва и не Питер, где крутятся деньги вокруг искусства.
- Одна моя знакомая работала продавцом в художественном салоне на Васильевском острове, так ежедневная выручка у них составляла 80-100 тысяч рублей.
- Да, Псков с мегаполисами сравнивать, конечно, нельзя. Нужно трезво смотреть на вещи.
- С моей точки зрения, и выставочный зал, и Союз художников, и в целом художники в городе выполняют просветительскую функцию. Если представить, взяли и убрали художников из города. То что же это тогда за город такой убогий?
- Меня поражало в Пскове одно обстоятельство. Казалось бы, Псков — город с более чем тысячелетней историей, с тысячелетней культурой. Со своей архитектурной школой — культового и гражданского строительства. Со своей самобытной школой иконописи. Ведь иконописцы — это художники. Город строителей и художников. Здесь должна бы быть такая благоприятная почва для развития искусства, что лучше не придумаешь. А у нас получается парадокс. Где-то там в Сыктывкаре приходит к власти новое правительство, вызывает председателя Союза и спрашивает у него: "А почему у нас нет крупных художественных событий в городе?" И вот там уже второй раз организуется выставка художников всего Северо-Запада. Она проводится раз в пять лет. А мы сейчас головы ломаем, как нам туда наши работы доставить. Это же какие деньги! Где их взять? А ещё ремонт сейчас делать. Полное, как говорится, "жэньминь жибао".
- Если, опять же, говорить начистоту, подытоживая наш разговор, получается так, что на исходе 2013 года художники имеют все шансы лишиться всех своих помещений?
- А вполне! За что боролись, на то и напоролись. Проблем у нас только прибавилось. У нас сейчас даже какую-то призрачную перспективу отняли. Возникает множество вопросов: "Почему? Сколько? Как? Какие гарантии?" Мы сейчас деньги в зал вкладываем, с этих несчастных педагогов по тысяче рублей собираем, а власти нам скажут: "Спасибо. Хорошо. Но в следующем году мы с вами не будем продлевать договор аренды". И всё! И беги куда хочешь. А кто даёт сегодня гарантию, что этого не произойдёт? Произойдёт. Власть поменяется в городе, а нам опять ликбез устраивать? Они там каждые два года меняются, а нам приходится всякий раз что-то доказывать. Ну, нельзя же так!
- На этой, что называется, "пессимистической ноте"...
- Я не согласен, что нота пессимистическая. Потому что власти меняются, а художники остаются. Художники не работать не могут. Но вот эта тревожная ситуация может негативно сказаться на развитии культуры города, на культурной атмосфере в Пскове. Какие могут быть варианты? Ну, не сможет город помочь художникам...
- Хотя от города, по сути, ничего не требуется. Безвозмездная и бессрочная аренда была бы всего лишь преференцией для развития художественной культуры...
- Согласен. Мы же денег не берём от города ни копейки. Мы бесплатно работаем.
- Мне что здесь не понятно. Ну, сделают они коммерческую аренду для всех помещений по всем адресам художников: на Ленина, 1, на Советской набережной, 9, на улицах Труда и на Народной, где находятся мастерские, так что — решат все финансовые проблемы города?
- Да ну! Проблемы города они за счёт художников не решат! У них ведь сотни миллионов дефицит бюджета. Что, эти 5 миллионов гипотетических рублей наполнят бюджет Пскова? Нет, конечно! Но часть здорового нормального организма они отрежут точно! И что дальше?
- А дальше — неизбежная "провинциализация" псковской жизни. Хотя Союз художников у такого города, как Псков, всё-таки, по моему мнению, должен существовать. Не зря же 30 лет назад Советская власть в Пскове волевым решением создала местное отделение Союза?
- Да, разумеется, не зря, и должен Союз существовать! Ну как это можно не понимать? Если вы хотите видеть Псков туристическим городом, то как можно без этого обойтись? Ну, поезжайте в любой город на Западе. Да там сотни художественных галерей! Неужели мы не в состоянии поддержать свою культуру?
Беседовал Саша ДОНЕЦКИЙ