Espresso от Саши Донецкого: Салют, Жерар! Адьё, Депардьё!
Нет, какой Жерар наш Депардьё всё-таки душка! Сюжет с российским паспортом следовало бы выдумать, даже если бы никакого скандала с правительством социалистов у Депардьё и не случилось бы. Человек обиделся на определение "жалкий", вспылил, включил галльский гонор, и пошло-поехало. Рождественский телесериал под названием "Французский актёр Жерар Депардьё получает российский паспорт" вошёл в топ международных новостей.
Реалити-шоу с участием Депардьё и первых лиц сразу нескольких стран Европы может казаться сколь угодно комичным, гротескным, циничным и т. д., однако демонстрирует нам вовсе не камео Депардьё, а сущность российской власти. Чем в первую голову и интересно.
Казус с Депардьё вскрыл собственно то, о чём и прежде был прекрасно осведомлён отечественный обыватель. Россия — страна иллюзорной, словно ширма в театре кукол, демократии, прикрывающей подлинную машинерию принятия государственных решений, главный маховик которой — наш родной и посконный абсолютизм.
Русский абсолютизм испокон веков определял психологию царей и их подданных. В ситуации с Депардьё на месте Путина легко вообразить любого правителя России — не только Ивана Грозного или Николая I, Сталина или Брежнева, но и Ельцина. Верноподданническая свита прилагается. Вот почему на рождественских каникулах нас всех смешил и удивлял не столько ряженый в расписную мордовскую рубаху актёр Жерар Депардьё, сколько отечественные чиновники и прочая государственная челядь.
Президент всея Руси Владимир Путин исполнил свой номер как по писаному, без сучка, без задоринки. Блестяще отыграл роль "доброго царя", вручил публично, как и обещал, французскому актёру новенький, спешно изготовленный российский паспорт.
Это был чисто внешнеполитический, дипломатический трюк: мол, "надёжа-царь" за базар отвечает, мужик обещал — мужик сделал. Шестерёнки абсолютизма бешено закрутились, и нижестоящие деятели, желая выслужиться, принялись производить абсурд в немеренных количествах, как бы на полном серьёзе предлагая Депардьё то должность министра мордовской культуры, то место артиста Тюменского драмтеатра, то вакансию руководителя Калининградского театра эстрады.
Неужели очередные Добчинские-Бобчинские всерьёз думали, что Депардьё вот так всё бросит и отправится в российскую глубинку - поднимать мордовскую культуру или тешить самолюбие сибирских театралов? Вряд ли. Но от дурацкой привычки в державном рвении расшибать лбы за здорово живёшь не избавишься, холопство у них в крови. Важен не результат, а степень рвения.
Депардьё, выправив себе запасный "тугамент", о ПМЖ в России совсем не заикался. Наоборот. Подурачившись в хороводах с мордвой и славянами, он улетел в Цюрих для участия в церемонии вручения "Золотого мяча" лучшему футболисту Европы, а потом отправился в Черногорию, где для кучи был произведён в "посланцы черногорской культуры". Жерар широк, его талантов хватит на всех. При этом идеологически Депардьё неуязвим, потому что позиционирет себя исключительно гражданином мира, то бишь, говоря по-советски, "безродным космополитом".
Чем закончится телесериал весёлого гротеска с участием харизматичного актёра, бог весть, но покамест от показа если кто и выиграл, то Жерар Ксавье Марсель Депардьё. О том, что его ждут с распростёртыми объятиями, объявили не только коммунисты России, но чиновники Бельгии. И даже министр культуры Французской Республики Орели Филиппетти высказалась в духе: "Вернись, я всё прощу". Видно, и в Париже наконец осознали, что конфликт со всемирно известным соотечественником изрядно подпортил имидж галантной Франции.
"Царь-батюшка" Путин на пару с шутом Депардьё, как принято нынче выражаться, весьма тонко "протроллили" весь французский истеблишмент во главе с президентом Франсуа Оландом, показав всему честному народу, - и у нас, и в Европах, - что в случае нужды знаменитый человек со взрывным характером способен поиздеваться над родным государством по полной программе, особенно когда в его "друзьях" официально числятся небожители, которые буквально возглавляют полеты заповедных стерхов. Причём не в снах, а наяву.
Для нас, впрочем, простых смердов, гораздо любопытней не международный резонанс с фамилией Депардьё, а ответная реакция в сугубо родных пенатах. Плебсу, оно, конечно, подавай не только хлеба, но и зрелищ, однако и задуматься о смысле случившегося иной смерд тоже не прочь. И тут, в ярком свете французской звезды, сразу высвечивается много для российской власти неприглядного и мало радостного. Скажем, история с паспортом явно злит и раздражает тех, кто, родившись в СССР, унизительно бился и до сих пор бьётся за обладание заветной "краснокожей паспортиной".
У Депардьё, понятно, никто из российских чиновников не спросит, как у лесковского Левши: "Кто таков и откудова, и есть ли паспорт или какой другой тугамент?" А вот у тысяч бывших да и нынешних соотечественников спросит и помурыжит в длинных оскорбительных очередях. Так что демонстрация актёром свеженького паспорта с фотографией, извлечённой из интернета, скорее выглядит державной бестактностью, нежели забавной шуточкой международного калибра.
Другое неприятное "послевкусие" скандала, заставляющее глубоко задуматься над произошедшим, связано с изначальной причиной конфликта, а именно: якобы нежеланием Депардьё платить семидесяти пяти процентный налог с дохода в миллион евро. Да, художника обидеть легко, но и сочувствовать богатым и знаменитым у нас не очень принято. Пусть даже это Депардьё.
У нас как бы подразумевается, что и для среднестатистического работяги, месяц живущего от зарплаты до зарплаты, и для олигарха, ежедневно ворочающего миллиардами, подоходный налог в 13% есть торжество справедливости.
Никто ведь не рискнул по следам событий с Депардье провести социологический опрос: а что россияне думают по сему поводу? А может, они на стороне правительства Франции? И вообще, чем российские богатеи лучше французских? Не пора ли и у нас всерьёз озаботиться введением налога на сверхдоходы?
Ну, не 75% с миллиона евро, так хотя бы 50?
Давайте уж начистоту: сравнение с просвещённой и цивилизованной Францией (во всяком случае, в сфере налогообложения) явно не в нашу пользу. И высочайший троллинг с Депардье в главной роли вскрыл не только легендарную широту русской души, но и нашу непролазную дикость, и гордиться тут, понятно, абсолютно нечем.
Вот и получилось, что, сам того не желая, Депардьё оказал российской власти медвежью услугу, а многих россиян заставил пораскинуть мозгами: а так ли уж правильно и справедливо устроено наше государство? За что хочется сказать Жерару Ренеевичу огромное человеческое спасибо.
Саша ДОНЕЦКИЙ