От Рождества до Водолея
О знаке Зодиака "Водолей" в популярной сетевой энциклопедии говорится: "Большинство людей любит радугу. Но Водолеи любят её больше всех, они живут на радуге. Более того, они разобрали её на части, исследовали каждый цвет и, тем не менее, продолжают в неё верить..."
Звучит так, будто накануне персональной выставки Галины Дячок, названной "Земля Водолея", некто, не удовлетворённый названием, вознамерился придумать для акварелей ещё и свежий эпиграф, и попал в самую сердцевину замысла, ибо новые работы Галины именно что радужный спектр (от латинского "spectrum" - видимое), музыка цветового сознания, растворённого в воде, смешанного кистью на бумаге и, наконец, помещённого под стекло.
Выставка открылась в читальном зале Центральной библиотеки на Конной 6 в рамках программы "От Рождества до Рождества", в этом уютном "оазисе" художественной жизни Пскова, скромном и камерном, возникшем между полками книг, как бы в поисках иллюстраций, от буквы к образу, упрямо не перестающем удивлять посетителей всё новыми визуальными откровениями.
В непрерывном ряду выставок на Конной "Земля Водолея" Галины Дячок — искусный и неожиданный флешбэк, демонстрирующий зрителю поэтическое виденье автора: от спонтанного пейзажа, сделанного с натуры, на пленэре, в создании коих (и пленэра, и пейзажа) успел поучаствовать дождь, до абстрактных эскизов, призванных выразить всю мимолётность настроения.
Вот, казалось бы, совсем недавно чувства были багрово-фиолетовыми и глубокими, насыщенными, что твоя печаль, а вот трансформировались и перетекли в лёгкую радость, в непринуждённость, в такие внезапные и чистые сочетания, каковые вряд ли встретишь в живой природе.
Возможные (и осуществлённые) исключительно на бумаге - там и тогда; здесь и теперь эти чувства вновь оживают в благодарных зрачках зрителей и далее — в тех очагах головного мозга, что отвечают за восприятие и связь с миром; зрителей, отражающихся, - а благодаря стеклу так оно физически и происходит, - как будто в цветных контурных картах радужных оболочек, увеличенных в сотни раз.
Эта причудливая оптика отражений (из сознания художника в зрение наблюдателя) суть самое любопытное в абстракции, подлинный объект которой — чувства художника. Изображения изначально не нуждаются в знаках или фигурах, а надеются исключительно на цветовые волны. Поэтому абстрактные изображения сами по себе чужды слов и номинаций, их просто хочется поместить в интерьер. Слов, сложенных в некое описание, всё равно не хватит, и в этом смысле сей текст бесполезен.
Человеческое мышление, впрочем, устроено так, что всегда тщится выдать поток дефиниций (на то и "когито эрго сум"), определений, хотя бы приблизительных, набор более или менее удачных фраз и сравнений, пытающихся уловить и опредметить нечто изначально беспредметное.
Русские младосимволисты назвали бы этот процесс "символизацией ощущений".
Акварели Галины Дячок есть алхимия краски и воды, каковая символизирует внутренние переживания и состояния художницы, тогда как название выставки "Земля Водолея" всего лишь более или менее удачная метафора акварели как способа художественного постижения красоты бытия.
В оной системе координат запечатлённые изменения ландшафта онтологически равны, тождественны мгновенным пейзажам души, этой явленной (уж извиняюсь за тавтологию) феноменологии творчества.
"Здесь работает плоскость, а не глубина и не кулисы, не соотношение переднего и заднего планов, не скомпонованные в определённом порядке предметы, а именно живописная плоскость, - высказал свою любимую мысль куратор "Земли Водолея" Эдуард Шарипов. - Галина к подобному пониманию изображения шла очень долго, не десять и не двадцать лет".
"Бумага в акварели что называется "задаёт" и белый цвет, и фактуру, иначе говоря, плоть, то есть создаёт другой эффект, нежели, допустим, масло на холсте, - постарался дать своё описание технологии создания акварельных изображений куратор. - В принципе, можно написать маслом монотипию на стекле и сделать оттиски на бумаге, и получится в итоге чистая графика, пусть и выполненная маслом".
"Но все эти разграничения: живопись, графика — на самом деле условны, - сразу же подправил сам себя Шарипов. - Проблема в том, что XX век зрителя немножко, скажем так, унизил. Передвижники, например, с цветом очень плохо работали. У них диапазон цветовой очень слабенький. Посмотрите на тон их неба. Возьмите импрессионистов — то же самое. В современном искусстве цвет несёт и выражает гораздо более сложные вещи. Цвет — это не просто пигмент для раскраски, это — плоть".
"Абстракция у меня идёт от школы акварелиста, от создания композиций по цветоведению. Этим многие художники занимаются. Я делала такие работы для выставки минимализма в Санкт-Петербурге. - Пояснила Галина Дячок истоки замысла. - Да, я пытаюсь выразить тему при помощи абстрактных изображений. Вот были в Пскове выставки на зимние праздники, на Рождество, на Масленицу. Кто-то рисует детей с санками. Другие — натюрморты с блинами. А мне хотелось охватить больше. Передать всё ощущение праздника, тайны. Что такое Рождество? Это всегда ночь, тьма, бархат, и одновременно — свет. То есть, когда я начинала работать, я не знала, что в итоге получится. Была игра с цветовыми пятнами. А потом всё стало происходит как бы само по себе, независимо от меня. Я за то и люблю акварель, что она сама иногда что-то выдает, нечто, для меня самой совершено неожиданное".
"Мы были в Выбутах на пленэре, писали пейзаж. И вдруг пошёл дождь. И всё у меня на бумаге сразу поплыло. Подошёл Эдик спасать мою работу и ему очень понравилось то, что получилось. Он спрятал эту работу в машину и вынес вердикт: "Всё, дописывать не надо". Так случай, то есть дождь, помог завершить изображение", - раскрыла Галина "секрет" одной из акварелей.
"Чувства, как их передать? - задала себе главный вопрос художница, выводящий на сверхзадачу. - Чувства ведь не выразишь формой, фигуративными изображениями. Чувства — это динамические цветовые пятна, мазки... Давайте лучше рисовать!"
И Галина Дячок положила на стол лист и обильно плеснула на поверхность бумаги воду из банки, приглашая гостей на акварельный мастер-класс.
И все слова тут же лишились своей мимолётной власти. Потому что в силу вступила магия цветовых отношений, рождённых hic et nunc, водой и краской, непосредственно на глазах у публики.
Саша ДОНЕЦКИЙ