Псков-арт под ударом
Уж никак нельзя сказать, что в Пскове изобразительные искусства процветают. Скорее, прозябают и скукоживаются. Как, впрочем, и другие искусства: театр, музыка, литература. Но вот визуальным искусствам (на жаргоне школяров "изо") почему-то особенно не повезло. Достаточно посчитать количество художественных галерей. Их к концу 2012-го года осталось в Пскове ровным счётом две: выставочный зал Союза художников на Ленина, 1 и несколько месяцев назад открывшаяся галерея современного искусства "Дом на Набережной" в Доме купца Сафьянщикова.
Есть ещё, конечно, выставочные пространства Псковского музея-заповедника или две комнаты для экспозиций в областном Центре народного творчества, однако музей есть музей, у музея своя экспозиционная специфика и программа, не связанная с задачами актуального искусства, да и у народного творчества, проходящего по разряду этнографии и фольклора, - отдельная ниша.
Так что у псковского зрителя, дабы приобщиться к свежим арт-трендам, да и просто посмотреть, кто во что горазд в местном отделении художников-профессионалов, остаётся весьма скудный выбор: либо отправиться на Ленина, 1, где в обшарпанном помещении бывшего магазина за давно немытыми окнами демонстрируется преимущественно академическая живопись, либо заглянуть в небольшую галерею по адресу Советская набережная дом 9, где показывают кое-что позамысловатей, чем дежурный вид на башни Псковского Кремля. В любом случае, повторюсь, выбор невелик.
Здесь следует акцентировать внимание на одном важном обстоятельстве. Как, увы, показывает повседневная практика, чиновники города Пскова, что "сидят" на культуре (за областных судить не берусь) весьма своеобычно и причудливо понимают само слово "культура". По наивности, либо недомыслию они постоянно путают "кулёк" (то есть организацию массовых зрелищ и гуляний) с собственно культурой, сиречь, духовными артефактами, которые производят псковские музыканты и библиотекари, музейщики и реставраторы, театральные деятели и художники.
Сие обстоятельство можно было бы расценивать как глупое недоразумение или смешной курьёз, если бы оно не выглядело столь грустно и не носило бы системный характер. Организация плясок под новогодней ёлкой и запуск в ночное небо фейерверков, равно как и выкрутасы Деда Мороза со Снегуркой, есть в советской терминологии "культурно-массовый сектор", или по-современному: "шоу-бизнес", "интертеймент", развлекуха для народа, не отягощённого высокими духовными запросами.
Понятно, что и развлекуха тоже требует известных навыков и талантов, на то и существует творческий коллектив ГКЦ. Однако путать спектакль профессионального театра с развлекухой, подчас в её самых дешёвых и уродливых проявлениях (пусть пипл хавает и даже обожрётся) всё-таки негоже, даже чиновнику-тугодуму или депутату от сохи. Думается, исключительно "благодаря" тому, что у местных чинуш от культур-мультур вместо культуры в мозгах исключительно одни "кульки", псковский театр и был доведён до полного позорища, а, к примеру, в Центральную городскую библиотеку стыдно заходить, настолько обшарпанная там мебель, да и весь интерьер, сохранившийся ещё с 70-х годов.
У Советской власти, кстати, было более адекватное представление о культурных потребностях и их удовлетворении. Культура (а не "кулёк, как нынче) насаждалась наподобие петровской картошки. Не обходилось без идеологических перекосов, понятно, но Советская власть поддерживала, к примеру, достаточно высокий уровень театрального искусства в регионе, в том числе приглашая в Псков на ПМЖ молодых профессиональных актёров, строила приезжим художникам мастерские, печатала через здешнее отделение "Лениздата" местных поэтов и прозаиков. Словом, разницу между "кульком" и "культурой" Советская власть понимала и учитывала, не задаваясь бессмысленным вопросом всяческих прощелыг и неучей : "Кому она, эта культура, нужна?"
Когда же Советская власть в конвульсиях путчей и переворотов сгинула, первый удар пришёлся как раз на культуру, фактически брошенную в свободное плаванье, и до сих пор бултыхающуюся в мутном потоке масс-культа. Творческие Союзы в свою очередь превратились в обычные общественные организации, доедающие остатки былого авторитета, а деятели искусств - в претенциозных нищебродов, выживающих кто как может в условиях дикого провинциального рынка.
Пресловутый "кулёк", наоборот, остался на плаву, потому как в лихую годину всякая развлекуха для народа (а не только кино и цирк) важнейшее из искусств. К тому же многие прощелыги и неучи удачно переместились в чиновничьи кабинеты, и бюджетную копейку (не без гешефта для себя, разумеется) стали обильно отпускать на устройство пьяных Дней города и прочие увеселения под ди-джея и поющие трусы.
Культурный слой Пскова, между тем, и без того скудный, тончал и истощался. Свежая творческая кровь, как-то: профессиональные актёры, музыканты и художники, прибывавшие в советские годы из других регионов России, перестали обогащать древний город, и Псков стал стремительно мельчать и обращаться в заштатную провинцию в самом худшем значении этого слова, в захолустье, где правят бал завравшиеся чиновники и зарвавшиеся ди-джеи.
И удивительно, как в условиях этого разухабистого и воинственного невежества, когда верхом "кульковой" эстетики стали считаться петушиные трели вихляющих чреслами ди-джеев на подряде городской администрации, всё-таки сумели сохраниться в Пскове редкие "оазисы" настоящей художественной культуры.
Уж никак нельзя сказать, что в Пскове изобразительные искусства процветают. Скорее, прозябают и скукоживаются. Но вот год назад художники псковского регионального общественного движения "ПскоАРТ" объединили усилия, поднапряглись, сбросились и "сочинили" галерею современного искусства "Дом на Набережной".
За девять минувших месяцев в галерее прошло четыре выставки, и в ближайших планах два интересных международных проекта: в декабре откроется инсталляция художников Ариэла Соуле (Аргентина) и Саймона Топаровски (США). Проект курирует Посольство Италии в России и лично художник Энцо Форнаро (Милан). А на февраль 2013 года в "Доме на Набережной" намечено открытие международной выставки "Алфавит искусства", в которой участвуют 30 художников из разных стран мира.
Сегодня эти выставочные планы под ударом. А всё потому, что художники неожиданно получили "письмо счастья" из КУМИ города Пскова, а именно: так называемое "Дополнительное соглашение №4 к договору передачи в аренду объектов нежилого фонда, являющихся муниципальной собственностью №3262 от 12.08.2005" от 19 ноября 2012 года за подписью председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пскова Морозовой Л. О., в котором указана новая арендная плата в размере 1315721,19 рублей в год (без учёта НДС).
С учётом НДС, стало быть, арендная плата составит полтора миллиона рублей в год.
Что сей акт означает на деле? Только то, что власти Пскова в лице председателя КУМИ г-жи Морозовой вознамерились фактически уничтожить галерею современного искусства, а художников выкинуть на улицу. Ибо ясно, что платить такие бешеные деньги за аренду помещений в Доме купца Сафьянщикова художники по определению не могут. Они ведь не коммерсанты. Из своей затеи с галереей они не извлекают прибыль. А как раз наоборот: сами вкладываются в содержание галереи и организацию новых выставок.
Сложилась парадоксальная ситуация. Открытие новой галереи не стоило Пскову ни копейки. И вот город в отместку за добро решил "возблагодарить" художников резким повышением арендной платы. Пока художники наивно надеялись, что руководство Пскова пойдёт им навстречу и придаст галерее муниципальный статус (как это сделано в соседнем Великом Новгороде), чиновники из КУМИ кинули им подлянку: "Приехали! Слазьте..."
"Просим вас разобраться в сложившейся ситуации и принять меры против фактического уничтожения новой городской галереи "Дом на Набережной" и творческих мастерских художников движения "ПсковАРТ", - написали художники движения "ПсковАРТ" в своём "письме отчаяния" депутатам Псковской городской Думы. - Согласно юридическим нормам, "ПсковАРТ" как общественная организация имеет право на безвозмездное пользование помещениями дома. Галерея "Дом на Набережной" - некоммерческая, и открыта для всех жителей и гостей города Пскова. Мы взываем к вашей мудрости и неравнодушию к судьбам культуры Пскова".
Тут нужно уточнить, что атаке КУМИ подверглись не только художники "ПсковАРТа", но и все художники Пскова, отмечающие, кстати, в конце декабря 30-летие создания псковского отделения Союза художников России. Прекрасный подарок к юбилею, ничего не скажешь! С 1 января 2013 года в разы вырастет арендная плата и за выставочный зал на Ленина, 1, и за 28 мастерских на улицах Труда и Народной, что построены в советские годы.
"Видимо, потратили деньги на праздники, а теперь думают, на чём можно заработать", - сделали безрадостный вывод художники Союза, и пригрозили властям голодовкой. Художники "ПсковАРТа", в свою очередь, пообещали демонстративно сжечь свои картины. То есть сдавать свои позиции без боя (а значит, и без скандала) псковские художники всё-таки не намерены.
Борьба, впрочем, для них не новость. Вялотекущая тяжба с властями продолжается уже лет десять. Покушения и на Дом купца Сафьянщикова, и на выставочный зал на Ленина, 1 были и в прошлые годы. Ну, а тот факт, что Псков при подобном раскладе окончательно превратится в духовное захолустье, чиновников с "кульками" в мозгах абсолютно не волнует.
"Зачем заботиться о внешнем облике Пскова, реставрировать башни Кремля, благоустраивать набережные и парки, если всё это не будет наполнено творческими людьми, ведь атмосфера, аура города - это люди?, - задал вопрос в никуда художник Эдуард Шарипов, считающий Псков и его окрестности главной темой своего творчества. - Без творческих людей город будет пустым и не интересным — ни жителям, ни гостям".
Трудно с этим мнением не согласиться. Вот только согласятся ли чиновники? Несмотря на успокоительные заверения главы Пскова Ивана Цецерского, ситуация, как говорится, остаётся в подвешенном состоянии. Депутаты городской Думы никакого решения не приняли. Их больше последствия снегопада волнуют. А "письма счастья" из КУМИ как бы остаются в силе. Чиновники шутить не умеют. А значит, всё псковское искусство сегодня находится под ударом.
Саша ДОНЕЦКИЙ