17
 

Espresso от Саши Донецкого: Бумага терпит

Ещё совсем недавно (по историческим меркам, конечно) пресса являлась мощнейшим рупором власти, поставщиком информации и ретранслятором мнений, успешно конкурируя с радио и телевидением. Газеты и журналы, то бишь периодическая печать, занимали свою уникальную нишу на рынке актуальной информации, а реальная степень влияния прессы была никак не меньше, чем у электронных СМИ.

И понятно почему: заменить хорошую газету - по разнообразию журналистских жанров и злободневности тем, по глубине проникновения в проблемы — не способно никакое телевидение, а тем более радиопередача, воспринимаемая на слух. Именно поэтому добротная газетно-журнальная журналистика долгое время оставалась одним из главных средств влияния на умы и чувства населения, была востребована как властью, так и бизнесом (здесь речь идёт, разумеется, о мировой ситуации, в СССР была своя специфика).

 

И всякий обыватель, с утра, выпивая свой кофе и съедая на завтрак бутерброд с ветчиной, заправлял свой мозг свежей газетой. И каждый в газете находил своё: кто-то - скандальные новости, кто-то - политические сюжеты и интервью, кто-то - спорт и курьёзы, кто-то - кроссворды и некрологи. Словом, каждому — своё.

 

Вот как оценивал, к примеру, в 1969-м свой журналистский опыт американский поэт и писатель Чарльз Буковски, сочинявший еженедельные колонки для лос-анджелесской независимой газеты "Открытый город" ("Notes of a Dirty Old Man" for Los Angeles' Open City): "По части действенности колонка уложила поэтическое творчество на обе лопатки. Допустим, приняли у тебя стихи к публикации; можно надеяться, что года через два, если не через пять, они наконец будут напечатаны, а то, с вероятностью пятьдесят на пятьдесят, и вовсе сгинут, или вдруг несколько строчек, слово в слово, появятся в работе другого – очень известного – поэта, и тогда ты понимаешь, что мир несправедлив. Конечно, в этом нет вины самой поэзии. Просто много всяких говнюков пытаются ее публиковать и писать. С «Записками» совсем другое дело! Сидишь с пивком и печатаешь, скажем, в пятницу или в субботу, на крайняк в воскресенье, – а в среду твоя писанина уже разлетается по всему городу. Я получал письма от людей, которые никогда не читали поэзию – ни мою, ни чью-либо другую, – а "Записки" осилили. А сколько людей ломились ко мне в дверь – толпами, блин, – и втолковывали, как "Записки старого козла" их заводят. Оператор с междугородней телефонной линии прислала мне денег, чтобы я не так налегал на пиво и нормально питался".

 

Само собой, то были времена общественного энтузиазма (и у нас, и в Америке) и немыслимых сегодня тиражей; баснословная эпоха, когда печатное слово действительно чего-то стоило. И не только в переносном смысле. В конце концов андеграундная газета, с которой сотрудничал поэт Буковски, лопнула, не выдержав конкуренции с другими изданиями, однако важно понимать, что нынче подобный проект на бумажном носителе вообще вряд ли бы состоялся (ни у нас, ни в Америке).

 

Тиражи бумажных изданий устремились к нулю, читатели традиционных газет дружно переходят на планшеты и гаджеты, так что, живи Буковски в наши дни, он скорее всего завел бы персональный блог в сети и имел бы в рассылке десятки тысяч "френдов". Впрочем, это совершенно другая история, моя же культурологическая преамбула несколько затянулась...

Так вот, в конце августа-начале сентября Институт Регионального Развития (ИРР) по заказу своего учредителя - администрации Псковской области - провёл медиаметрию, то бишь серьёзное социологическое исследование влияния местных СМИ (в частности, газет) на формирование общественного мнения.

 

Было опрошено 3 тыс. 250 респондентов. Выяснилось много любопытных для власти и СМИ тенденций и подробностей, большинство из которых остались закрытыми для широкой публики. Если те или иные СМИ захотят, они могут купить секретную информацию у ИРР за деньги. Экспертному сообществу (в которое входят, понятно, и журналисты) пришлось довольствоваться всего лишь несколькими таблицами и устными комментариями специалистов ИРР. Однако и в столь дозированном виде итоги медиаметрии способны составить более или менее отчётливую картинку состояния нынешних бумажных СМИ региона.

 

"Уровень доверия", пожалуй, один из главных показателей работы редакции. Так вот, по этому параметру на первом месте оказались "районки", на втором — "КурьерЪ", на третьем — "Псковская правда", тогда как, к примеру, оппозиционная "Псковская губерния" — лишь на десятой позиции, пропустив вперёд не только "АиФ-Псков" и "Псковскую провинцию", но и "Комсомольскую правду".

 

При этом, как отметил директор ИРР Сергей Дамберг, так называемый анти-рейтинг у местных изданий крайне низок, народ в целом не критичен по отношению к местной прессе, а если и не доверяет "районкам", то исключительно из-за их родовой "марионеточности" к районным властям. Скажем, по графе "они могут опубликовать неправду" районки набрали 6,4%, "КурьерЪ" — 2,6%, "Псковская правда" — 1,9%.

 

Стало быть, "КурьерЪ" и "главная газета области" расцениваются читателями куда менее "марионеточными"?

 

Что ещё выявила медиаметрия? Федеральная пресса не является конкурентом местным газетам на региональном медиарынке: 65% жителей вообще не читают федеральных газет. Самый популярный источник информации (в кумулятивном плане) — всё-таки районная газета. Потенциал районок остаётся во многом недооценённым.

 

Интересен и "умственный портрет" нынешнего псковского читателя, уровень его осведомлённости о том, что происходит в регионе.

 

Так, на просьбу назвать фамилию председателя Псковского областного Собрания депутатов 33% респондентов назвали имя и фамилию Бориса Полозова, 23% - Ивана Цецерского, 19% - Александра Котова и 3% - Максима Жаворонкова. То есть реальный спикер оказался на третьем месте, пропустив вперёд бывшего спикера и главу города Пскова.

 

На вопрос: "Что строится в посёлке Моглино Псковского района?" - читатели ответили так: крупный завод — 27%, технопарк — 22%, гостиница — 12%, аквапарк — 7%.

 

На просьбу назвать три приоритетных направления развития Псковской области, определённых командой губернатора Андрея Турчака, псковичи выделили сельское хозяйство - 56%, образование — 45% и туризм — 30%. Транспорт и логистика, соответственно, остались на четвёртой позиции, пищевая промышленность — на пятом, машиностроение — на шестом.

 

Сказать, что в головах псковичей царит полный кавардак, наверное, нельзя, но, согласно оценке Сергея Дамберга, почти половине читателей Псковская область не интересна в принципе. Социальный пессимизм довольно популярен, и это массовое настроение. Причины - в том числе и в просчётах в PR-активности нынешней областной администрации. Тема развития слабо артикулирована, подчеркнул директор ИРР.

 

Сергей Дамберг даже противопоставил негодное качество нынешнего административного PR-а с административным PR-ом команды Михаила Кузнецова, программа "оптимизации" которого хотя и получала резкие оценки оппонентов, однако чиновникам пальцы загибать было значительно проще, поскольку задачи и приоритеты администрации были сформулированы более внятно.

 

Из федеральных изданий в рейтинге читательских предпочтений с большим отрывом от остальных лидируют "АиФ" и "Комсомольская правда", тогда как число читателей таких газет как "КоммерсантЪ" или, к примеру, "Ведомости" буквально исчисляется сотней-другой.

Что свидетельствует, собственно, об одном: издания на бумажных носителях медленно, но верно (и с каждым годом всё вернее и быстрей) сдают свои позиции другим носителям — прежде всего электронным: планшетным компьютерам и ноутбукам, транслирующим интернет-СМИ.

 

Тиражи бумажных газет невесёлые. Тиражи неизбежно будут сокращаться. Хотя у районок есть реальный шанс на спасение. По итогам опроса ИРР более 50% читателей интересуют в первую очередь местные новости. И этим ресурсом разбрасываться не стоит.  

 

Поэтому властям, если они действительно собираются сохранять влияние на умы, пора задуматься о решении проблемы кадрового голода редакций и отсутствия карьерного и профессионального роста для журналистов. Ведь хорошая, качественная газета - это не только, как формулировалось в СССР, "коллективный организатор и пропагандист", но и важный социокультурный феномен, значение которого в нашей стране явно недооценивается.

 

Бумага с напечатанным текстом и картинками терпит всё: и правду, и вымысел, и откровенную ложь, однако спустя годы остаётся одним из немногих свидетелей времени, её самым усердным хроникёром.

 

Саша ДОНЕЦКИЙ

Александр Донецкий
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...