Espresso от Саши Донецкого: Поединок Давида и Голиафа
Очередная 12-ая сессия Псковского областного Собрания оказалась эпической. Как по напряжению, так и по хронометражу. С лёгкими имиджевыми потерями для некоторых участников дискуссии. С неизбежной игрой на публику. С ретардациями по ходу пьесы и неожиданными вспышками ораторской активности. С острыми пикировками между депутатами и ироническими - вслух - оценками происходящего.
В общем-то, ничего необычного: привычный стиль парламентского общения, в котором каждый депутат реализует свою "правду" и своё понимание того, что хорошо для псковской области и её населения, а что дурно и даже вредно.
И всё-таки вопрос об областном бюджете-2013, несмотря на то, что значился вверху намеченной повестки дня, изначально был самым важным и весомым событием сессии, её бесспорной кульминацией и главным итогом.
Чисто номинально число участников "битвы за бюджет" соответствовало количеству фракций, представленных в региональном парламенте, то есть цифре 5, плюс голос профсоюзов, персонифицированный фигурой Ульяны Михайловой.
Позиции оппонентов были заранее определены, обильно и шумно озвучены в СМИ, а результаты возможных прений не вызывали особой тревоги у тех, кто готовил бюджет и отстаивал его пункты на заседаниях согласительной комиссии.
Однако полемический поединок, безнадёжный для меньшинства, и предрешённый для большинства, всё-таки был ритуально разыгран.
Лично мне вся постановка напомнила завязку ветхозаветного мифа о Давиде и Голиафе.
Но только завязку. Ибо 29 ноября 2012-го года условный Давид (как догадался проницательный читатель в его роли выступил "человек-фракция" Лев Шлосберг), если на что и сподобился, так только бросить вызов заведомо более мощному противнику. В остальном мифический герой потерпел полное фиаско.
Здесь напомню вкратце Библию. Давид, щуплый на вид иудейский юноша с пращой, вышел на бой с трёхметровым, закованным в броню, непобедимым филистимлянином Голиафом. Все бывалые солдаты, как в стане иудеев, так и в стане филистимлян, были убеждены, что исход поединка предрешён в пользу Голиафа.
Щуплый юноша Давид, однако, не стушевался, раскрутил свою пращу и отправил камень Голиафу прямиком в лоб. Тот упал и тут же помер, а радостный Давид отсёк вражине голову. Войско филистимлян тут же впало в панику и, преследуемое иудеями, бежало с поля боя. Нынешние толкователи Библии ставят весь этот сюжет под большое сомнение, но Давид с Голиафом вошли в мировую культуру и служат нынче именами нарицательными, так называемыми "фигурами речи".
У Льва Шлосберга ничего похожего на Давидов трюк не получилось, хотя "камни преткновения" грядущего бюджета он метал изрядно и с редким усердием, и всё в одну сторону — по направлению к "левому крылу" Псковской областной администрации.
"Коллективный Голиаф" в виде двух фракций — "Единой России" и "Справедливой России", в свою очередь, устоял, не пошатнулся, и даже голоса оппозиционеров из КПРФ и ЛДПР не помогли метафорическому "объединённому Давиду" (Шлосберг, Рогов, Макарченко и другие) повторить подвиг Давида ветхозаветного.
Как любил повторять один партийный бонза (ныне покойный): "Много амбиций, да мало амуниции". А Лев Шлосберг сейчас с полным правом может процитировать своим соратникам по "Яблоку" другую крылатую фразу - от персонажа фильма "Пролетая над гнездом кукушки": "Но я хотя бы попытался..."
Попытка Шлосберга сбежать из виртуального дурдома (каковым ему явно представляется бюджетный процесс: "моя твоя не понимай"), впрочем, если судить по впечатлениям от интернет-трансляции, для многих депутатов превратилась в сущую пытку.
Выступление "яблочника" длилось более полутора часов, что можно считать для Псковского областного Собрания своеобразным рекордом, хотя до известного достижения лидера кубинских коммунистов Фиделя Кастро ему далеко (Фидель как-то произносил речь в течение 6 часов).
Что до самочувствия оратора Шлосберга, составившего таблицу в 45 поправок к проекту бюджета, то не будет преувеличением заметить, что за несколько последних месяцев лидер псковского "Яблока" вырос из "человека-фракции" в "человека-собрание", и сегодня вполне может заменить собой все фракции и аппарат ПОС вместе взятые.
Его программная речь не оставляла сомнений: "Собрание — это я!"
Если так и дальше пойдёт, по-мегаломански, то недалеко и до классического отождествления себя с государством. По крайней мере, до отождествления с комитетом по бюджету, финансам и налоговой политике было очень близко.
"Ничего более важного, чем принятие закона Псковской области о бюджете, в течение года на сессиях областного Собрания не рассматривается, - справедливо заметил Лев Маркович в своём послании "городу и миру". - Этот закон касается практически всех жителей области, тысяч бюджетополучателей, в этом законе выражена квинтэссенция нашей политики и нашего отношения к людям в самых разных жизненных ситуациях. Сейчас мы все с вами полностью прошли бюджетный процесс, и я хочу выразить своё категорическое неудовлетворение качеством этого процесса. Псковское областное Собрание депутатов сегодня не готово к полноценной работе с бюджетом. /.../ Это неудовлетворительный бюджет! Это бюджет, который не отвечает главным потребностям Псковской области. Он очень сильно искажён. Это бюджет, на который очень большое влияние оказали экономические лоббисты. Это бюджет, в котором неэффективно распределены средства..."
Ну и так далее в том же негативном духе, смотрите, если хотите, видео на сайте Псковского областного Собрания.
"Приговор" депутата Шлосберга работе согласительной комиссии по бюджету печален: "Вся та огромная PR-кампания, колоссальная, которая была проведена в течение почти двух месяцев... была ни о чём. Она завершилась ничем".
Когда "депутат-фракция" Шлосберг в роли обречённого Давида (а в том, что он именно "фракция" сомневаться не приходится, поскольку Лев Маркович в Собрании всегда использует вместо местоимения "я" местоимение "мы") от общих оценок перешёл к "конкретике", то озвучил все 45 поправок к проекту бюджета, воспользовавшись своим правом выступить по каждой поправке до 3-х минут времени."Конкретика" свелась прежде всего к метанию критических камней по разнообразным программам и проектам, которые реализует в последние годы (и намерена реализовывать в ближайшей перспективе) администрация Псковской области.
И первый камень из пращи полетел в проект технопарка "Моглино". Второй — в туристический кластер "Псковский". Третий — в антикоррупционную программу. Четвёртый — в программу разработки местных видов топлива. Пятый — в программу развития местной авиации (авиарейс "Псков-Москва). Шестой - в электронное правительство. Седьмой — в программу "пиара" региона в федеральных СМИ. Восьмой — в мясное скотоводство. И так далее по списку претензий.
(Замечу в скобках, что постоянные читатели газеты Льва Шлосберга "Псковская губерния" вряд ли узнали для себя что-то новое, в том числе и по поводу бюджета).
Если уж за время работы "согласкома" депутаты не пришли к согласию, то обрести его, как манну небесную, на 12-й сессии они явно не могли, даже если бы вдруг впали в массовый психоз, и пошли на поводу у несогласного коллеги.
Так что итоги голосования по главному финансовому документу региона действительно были предрешены. Голиаф не упал. Миссия же Давида, похоже, в данном случае заключалась в эффектных па, то есть собственно в том, в чём он любит обвинять остальных - в PR-е.
Всё правильно и грамотно с точки зрения профессионального политика: если не можешь повлиять на ситуацию, используй её хотя бы для само-пиара, не будь лохом — пиарься, пока другие ковыряют пальцем в носу.
На фоне виртуозных PR-па маэстро Шлосберга другие оппоненты смотрелись скромно, если не сказать убого. Так, скажем, известный балагур Иван Цецерский со своим неординарным мега-предложением "создать группу по бюджету Пскова в областном Собрании" попал в полемический просак. Вместо поддержки глава Пскова получил ироничную отповедь от мастодонта псковской политики депутата Собрания Бориса Полозова, предложившего Цецерскому сдать свой мандат. Смысл предложения Полозова: если вы как депутаты не в состоянии сверстать бюджет, так что вам тогда вообще в гордуме делать? Иван Цецерский стушевался и полемизировать с тяжеловесом псковской политики отказался.
А я вообразил, какая бы феерическая словесная дуэль развернулась бы на глазах зрителей, будь на месте Цецерского коллега Шлосберг.
Саша ДОНЕЦКИЙ
Примечание:
Ретардация — поэтический прием, состоящий в замедлении, задержании повествовательного потока, ритмической устремленности, развития сюжетных положений и т. п.