13
 

Espresso от Саши Донецкого: Нули и минусы "политбюджета"

Проект бюджета Пскова на будущий 2013-й год уже стал для нового состава городской Думы своего рода "проверкой на вшивость", сиречь, на политическую зрелость и человеческую адекватность. Пока одни депутаты истерически дерут горло, изображая бюджетную ситуацию в апокалиптических красках, якобы Псков опять обидели и обделили, другие уверяют публику, что ничего страшного не происходит. Одни народные избранники предлагают голосовать "против" проекта бюджета-2013, другие — однозначно "за".

 

Как обычно бывает в подобных мутных ситуациях, в публичную дискуссию включились ловкие на руку и хлёсткие на язык политики, старающиеся использовать разброд и шатания гордумы в своих краткосрочных тактических целях. Что явно не благоприятствует решению насущных проблем областного центра, а только усугубляет кризис всеобщего и взаимного недопонимания. В визгливом хоре хулителей власти и "спасителей Отечества" теряются и почти не слышны здравые голоса и вменяемые мнения.

На фото: Григорий Турчин

Для того, чтобы выяснить, так ли страшны параметры будущего бюджета, как его малюют некоторые чересчур активные "радетели за народ", обозреватель Псковского агентства информации Александр Донецкий встретился с депутатом Псковской городской Думы Григорием Турчиным.

 

- Григорий Михайлович, в связи с той бурной дискуссией, которая развернулась на слушаниях по бюджету города Пскова 2013-го года, у обывателя возникает вполне уместный вопрос: "А что, и в самом деле ситуация настолько катастрофическая?" Как высказался один из депутатов областного Собрания, бюджет Пскова-2013 — это "колониальный бюджет", "бюджет оккупированного города, судьбу которого решают варяги-гауляйторы"? Насколько справедливы эти апокалиптические оценки?

 

- Ну, высказался всё-таки не "какой-то депутат". У этого высказывания есть автор — Лев Маркович Шлосберг, это его особое мнение. Что касается бюджета-2013, то с моей точки зрения, этот документ крайне политизирован. О бюджете мы долго не могли говорить конкретно, пока не получили контрольных цифр. Но работа велась: депутаты работали в своих округах, собирали наказы жителей, знакомились с проблемами. Потом всё это оформлялось в некие заявки, которые подавались в бюджетный комитет городской Думы, а уже бюджетный комитет должен был подготовить проект бюджета Пскова. И соответственно, на основе дальнейшей работы специалистов администрации Пскова готовился окончательный текст проекта бюджета. Всё-таки этот документ должны делать специалисты, а не депутаты. Если депутаты вмешиваются, то это очень негативно на бюджете сказывается. Так мы никогда не придём к консенсусу. У нас 25 депутатов, из которых 13 — списочники, 12 — одномандатники, и каждый тянет одеяло на себя. Причём публично! Когда один на один с человеком разговариваешь, он вроде нормальный, а когда он участвует в сессии, то совсем уже другой человек. В этом-то как раз и заключается политизированность бюджета. Когда начали вырисовываться какие-то цифры, то мы постарались включить все пожелания. И как итог: эти пожелания оказались завышенными по отношению к возможностям.

 

- Завышенные цифры расходов?

 

- Да, расходов и плюс — ожиданий от доходов. А когда получили контрольные цифры от областной администрации, оказалось, что не всё, что заложили на бумаге по одну сторону Октябрьского проспекта, подтверждается по другую сторону Октябрьского проспекта. И возник вопрос: "А где же брать остальные деньги?" У меня же возникли свои вопросы: "Остальные деньги — на что? Все ли заложенные в проекте бюджета цифры соответствуют потребностям сегодняшнего дня? Все ли внутренние резервы исчерпаны?"

 

- Приведите для наглядности какие-то цифры.

 

- Вот основные характеристики проекта бюджета на 2013-й год. Посмотрите. Первоначальный бюджет на 2012 год, то есть принятый 12 месяцев назад, доходная часть составила 2 млрд 720 млн 92,8 тысяч рублей, общий размер расходов в сумме 2 млрд 873 млн 287 тысяч рублей. При этом дефицит бюджета составлял 10,9%. Это в конце 2011-го года депутаты приняли такой бюджет Пскова. В конце 2012-го года, то есть почти 12 месяцев спустя, доходы бюджета составили 3 млрд 819 млн 582,5 тысяч рублей, а расходы соответственно — 3 млрд 972 млн 776,7 тысяч рублей. То есть бюджет — это не застывшая какая-то цифра, это процесс: в течение года цифра постоянно увеличивается. Не исключено, таким образом, что и в 2013-м году цифры бюджета будут постоянно меняться. Причём здесь надо учитывать, что в бюджете 2012-го года у нас "сидят" расходы и на реконструкцию набережной, и детского парка, и туристический кластер "Псковский". Кроме того, финансирование медицинских учреждений тоже ушло от города в область. Посмотрите теперь на цифру проекта бюджета 2013-го года. Доходная часть — 2 млрд 521 млн 565,5 тысяч рублей. Расходная часть — 2 млрд 658 млн 455,7 тысяч рублей при дефиците 10%. Эти цифры практически соизмеримы с первоначальным проектом бюджета 2012-го года? А сравнивают с цифрой не начала года, а конца. Это не совсем корректно. И получается, что проект бюджета 2013-го года составляет вовсе не 65% к уровню 2012-го, как нас пытаются убедить, а гораздо больше.

 

- Так это не "политизированность", это называется "передёргивание".

 

- Я не хочу никого оскорблять, но вот так получается.

 

- Ещё это называется "формальный подход".

 

- Да, и в заложниках здесь оказывается действующая администрация Пскова.

 

- Почему?

 

- Потому что депутатский корпус берёт на себя избыточные полномочия. Мы, депутаты, — не управленцы. Формально депутатом может стать каждый. Колхозник, пастух. Вот к помощнику депутата, как это не парадоксально, требования выше. Помощник должен обязательно иметь среднее специальное образование или высшее. А я могу быть чабаном, к примеру. И буду сидеть и разбираться в бюджете. Специалисты же городской администрации набираются по требованиям тарифно-квалификационного справочника. То есть депутат претендовать на роль специалиста не должен. Кто такой депутат? Проводник между жителями и властью. А не подмена этой власти.

 

- Не могли бы вы конкретизировать некоторые цифры. Что город получил, согласно проекту бюджета, что не дополучил?

 

- Думаю, что нужно добавить на ремонт автодорог. На ремонт дворовых территорий. На исполнение судебных решений по капитальному ремонту жилого фонда — обязательно! Это вообще больная тема. И мне кажется, что здесь всё на город вешать нельзя.

 

- 252 миллиона рублей необходимо?

 

- Да. И это только по судам. Город этого потянуть не в состоянии. И не город Псков виноват, что у нас жильё в столь ветхом состоянии. Это вообще вина государства в целом. Здесь точно нужна поддержка области. Поддержка федеральных властей. Должна действовать какая-то федеральная программа по ремонту ветхого жилого фонда. Люди не должны быть заложниками ситуации. Ждать исполнения решения суда, в то время как мы будем говорить, что у нас нет денег. Рано или поздно крыша провалится, дом провалится. Далее: при таком дефиците бюджета, мне кажется, не совсем своевременно ремонтировать мосты, разрабатывать схему водоснабжения Пскова. Где-то цифры большие — 185 миллионов, где-то небольшие — 7 миллионов, но из ручейков складывается река. Хотя у меня на руках документ очень приблизительный. Экономию при желании найти можно.

 

- Что в предложенных цифрах вас не устраивает?

 

- Мы с этой бумагой ходили к губернатору. Деньги просили. И лично мне было стыдно. Например, за статью расходов на замену 224 лифтов.

 

- А почему вам стыдно? Разве лифты не нужно менять?

 

- Я объясню. Я спрашивал: "Откуда вы взяли эту цифру — 224 лифта?" Никто мне ответить так и не смог. В силу своей въедливости я порылся и обнаружил документ от 29 февраля 2012 года. Согласно этому документу при благоприятном развитии ситуации в Пскове было запланировано в 2013-м году заменить 7 лифтов. Почему у нас в проекте бюджета значится 224 лифта? Получается, мы заранее закладываем заведомо невыполнимую цифру. А потом будем заявлять во всеуслышание: "Нас обидели! Нам отказали." Почему мы 635 лифтов не хотим заменить? Ещё более страшную цифру назвали бы. Мы могли бы играть на этом перед населением. Но это ведь неправильно.

 

- А сколько один лифт стоит?

 

- Примерно два миллиона рублей.

 

- Выходит, 448 миллионов рублей надо. Плюс на установку. И именно в 2013-году приспичило?

 

- Именно. В разрез действующей программе. И не понятно, откуда эта цифра в 224 лифта упала.

 

- А я другого не понял. Когда я был на слушаниях, то прозвучала такая информация: на обустройство городских пляжей — ноль, на фонтаны — ноль, на обработку парков от клещей — ноль, на установку биотуалетов — ноль, на ликвидацию свалок в городской черте - ноль, на вывоз мусора из частного сектора — ноль и т. д. и т. п. Это что за саботаж? Частный сектор Пскова сегодня буквально завален мусором.

 

- Мусор в частном секторе — это вообще отдельная тема. Здесь проблема в чём: кто будет платить за вывоз? Те, кто живёт в многоквартирных домах, ведь платят.

 

- А частный сектор платить не будет. Надо же понимать скобарский менталитет, прежде чем решения принимать... Ну, не будут они платить! Как, простите, гадили всю жизнь рядом с домом, так и будут гадить.

 

- Мы должны учитывать опыт и других городов. Бардак, между прочим, везде. Не только у нас в Пскове. И сейчас есть такое предложение — вернуться к созданию муниципальной службы по вывозу мусора.

 

- Мне не очень понятно, зачем резать по живому? Например, отменять надбавки воспитателям детских садов? Это как будто нарочно придумано, чтобы позлить народ.

 

- Я же говорю, бюджет политизирован.

 

- А кто именно его политизирует?

 

- Не будем называть фамилии. Все их и без меня хорошо знают. А вот ещё один документ о лифтах — 70 миллионов рублей. Это уже третья цифра! Спрашиваю: "Какой цифре верить?" Никто не может мне толком объяснить. Некоторые цифры (не буду говорить — все) берутся неизвестно откуда. И я не понимаю своих коллег. Не понимаю их непоследовательности.

 

- Что вы имеете в виду?

 

- Ну, вот есть депутат Евгений Самуйлов от "Справедливой России". Он говорит: "Хреновый бюджет! Давайте наберёмся мужества, и не будем принимать этот бюджет". Самуйлов голосует против. Есть депутат Дуля. Он говорит: "Бюджет плохой. Давайте выйдем на улицу и не будем голосовать". Дуля тоже голосует против бюджета. Депутат Сергей Никифоров говорит: "Да нет! Бюджет не хуже, чем в прошлом году. Бюджет — нормальный живой организм. Давайте его будем ворошить, притирать". И Никифоров голосует за бюджет. Но остальные-то говорят: "Плохой бюджет. Обрезали в два раза то, то, то". Они костерят проект бюджета, но при этом голосуют за него. Как это понимать? Почему такая непоследовательность? Если вы за этот бюджет голосуете, то зачем говорите о нём в таких резких тонах? Не надо говорить языком ультиматумов. И голосить, мол, нас на колени ставят.

 

- А вы сами как будете голосовать?

 

- Я буду голосовать против бюджета в первом чтении, и по одной простой причине. На сегодняшний день в этом бюджете пожелания депутатов вообще не учтены. Все депутаты проделали огромную работу. Ходили по дворам — собирали наказы избирателей. Открываем проект бюджета, статью "План капитального ремонта в многоквартирных домах на 2013 год". В каждой графе по каждому адресу указан срок исполнения судебного решения. То есть это не статья бюджета, это, по сути, исполнительный лист. Бюджет 2013 года будет работать без депутата Турчина, депутатов Иванова, Петрова, Сидорова. Депутаты тут уже не нужны. Будут проводится конкурсы, будут работать строительные и ремонтные организации. А депутатского вклада никакого нет. И мне стыдно. Стыдно, что у меня столько писем собрано, знаю, какие объекты нужно ремонтировать. И не только моих предложений в проекте нет. Но и предложений моих коллег. Если бы я один был обижен. Так где же тогда их политическая воля, гордость наконец? Ответственность перед избирателями? Этих вещей я не понимаю. Говорят "плохо" и дружно голосуют "за". Вот этим "планом" мы толкаем всех горожан в суд. Потому что они видят, нормальным путём им дом никто не отремонтирует. Опять вал судебных решений, опять — "гири на ноги". Ворох проблем, в пору стреляться. А ведь существуют так называемые "переходящие объекты". И любопытно, что в данном проекте бюджета они почему-то не указаны.

 

- Это ещё что такое?

 

- Каждый год составляется план капитального ремонта жилых домов. В силу каких-то объективных, либо субъективных причин этот план полностью не выполнялся. Оставались объекты, которые с 2009-го переносились в план 2010-го и так далее. Некоторые объекты переносились на 2-3 года. Но у людей была надежда. Люди ругались с властями, но ждали. Сейчас их надежды лишили. "Переходящие объекты" взяли и просто выкинули. Просто-напросто похоронили. Живой пример: Октябрьский проспект, дом 52. Его уже 20 лет пытаются газифицировать. Переписка с властями то ли ещё СССР, то ли новой России. И до сего дня тянется канитель. Были в бюджете выделены деньги. В позапрошлом году конкурс не состоялся. В прошлом — состоялся. 30 марта работы по газификации дома должны были бы закончиться. Я писал, писал, бился, бился. В конце концов решили: раз подрядчик не справляется, просто разрываем с ним контракт. Люди остались без газа. Из плана их выкинули. Всё! Успокойтесь! А ведь всё это в 2013-м году проявится. Люди, отчаявшись, пойдут в суды. И я, как депутат, буду им помогать подавать заявления в суд. Меня же не власть выбрала, а народ.

 

- Проблема, стало быть, системная.

 

- Да. Мы почему-то стыдливо умалчиваем, что и областной бюджет в этом году стал меньше. Бюджет Пскова зависит и от областного бюджета, и от федерального. Мы-то в Пскове хотим жить по параметрам бюджета конца 2012-го года!

 

- Чтобы уровень бюджета начала 2013-го года совпадал с уровнем бюджета конца 2012-го?

 

- Совершенно верно. Нам надо учитывать и изменения областного бюджета. Если бы, допустим, областной бюджет увеличился, а городской уменьшился, тогда были бы вопросы. Хотя по каким-то статьям не город должен отвечать. Например, выделение жилья сиротам. Это должен федеральный центр финансировать, а не город. Или, например, покупка квартир для инвалидов-колясочников, для детей, больных церебральным параличом. Здесь тоже, на мой взгляд, должно быть софинансирование. Но для этого необходима воля двух сторон, чтобы идти на сближение. Плюс понимание того, что необходимы компромиссы. Когда люди идут с цифрами, которые заведомо неисполнимы, кто им пойдёт навстречу? Вот чья светлая голова предложила освещать за 15 миллионов рублей лыжную трассу в Корытовском лесу? Я бы ещё понял, если бы речь шла об освещении дворов, или Финский парк бы предложили осветить...

 

- Ну, а какой всё-таки выход? Депутаты пойдут на компромиссы?

 

- Думаю, за бюджет в первом чтении депутаты всё-таки проголосуют. И потом, во время работы над бюджетом во втором чтении, цифры конкретных статей будут более детально и правильно скорректированы. Я в целом не согласен с контрольными цифрами. Если сокращается областной бюджет, то, наверное, должен сокращаться и бюджет города. Пусть не совсем синхронно, но хотя бы пропорционально.

 

- Вот орут: "Ремонт дворов, ремонт дворов". Ладно, Запсковье, это вообще какой-то брошенный район Пскова, полнейшее захолустье, промзона. Но пройдитесь по дворам вокруг здания областной администрации. Яма на яме, асфальт — одно название, как после бомбёжки. А ведь это самый центр, лицо города.

 

- Взять двор за магазином "Ракета". Нет проекта на ремонт! Сколько я не бился. Вот, кстати, и ещё одна проблема, связанная с политизацией бюджетного процесса. Уравниловка при распределении средств. Меня эта ситуация, как нового депутата, неприятно удивила. Говорят: депутатам подать заявки на ремонт трёх дворов! Я в корне с этой практикой не согласен. Подаст мой коллега на улице Рокоссовского или на Рижском заявку на три двора, и я на три двора в первом округе: от площади Ленина до Вокзальной. Здесь в центре все дворы разбомблены, развалены. Некоторые дома на Рижском проспекте ремонтируются уже по 2 раза при возрасте 30 лет. В центральном округе по 80-90 лет домам, а они не разу не ремонтировались. Разве это не политика? Не для людей работают, а на себя. Кто больше себе политических дивидендов в карман положит. А должны быть критерии оценки двора дома. Когда нынешняя городская администрация об этом заговорила, один депутат с таким неподдельным удивлением заявил: "Так ведь тогда все деньги на 1-й округ к Турчину уйдут!"

 

- То есть депутатам, получается, система критериев оценки политически не выгодна?

 

- Не выгодна. А ведь центр — это визитная карточка города. Здесь все туристы, все приезжие, все жители спальных районов здесь проходят. Здесь государственные органы власти все находятся, зоны отдыха, театры, кинотеатры. Все жители пользуются этой частью города, а она — в развалинах. Так уделите же историческому центру Пскова побольше внимания. Неужели центр Пскова этого не заслуживает? А у нас подход другой. "Ага. В этом доме — два подъезда, 8 квартир, грубо говоря, 16 избирателей. На Рокоссовского в одном доме — 800 избирателей. Так, значит, сделаем ремонт на Рокоссовского. Несмотря на то, что 3 года назад там уже ремонт был". Ну, не должно ведь такого быть!

 

 

Беседовал Александр ДОНЕЦКИЙ

Александр Донецкий
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...