ПАРТАКТИВ: Постскриптум
В Псков из Великого Новгорода вернулась выставка "П.АРТ.АКТИВ", которая на протяжении нескольких недель демонстрировалась в Новгородском Центре современного искусства "Диалог". Название для гастрольной демонстрации визуальных достижений и новаций придумал куратор проекта Анатолий Жбанов. "П.АРТ" в данном случае — собственно, движение "ПсковАРТ", ну, а слово "АКТИВ" понятно без всякой дешифровки. Компания художников, влившаяся в П.АРТ.АКТИВ по воле Анатолия Жбанова, представляет срез наиболее активных, деятельных художников.
Если есть АКТИВ, то имеется и ПАССИВ, и в этом смысле нынешняя экспозиция, понятно, выражает взгляды куратора на современное искусство Пскова. Здесь главное заключается всё-таки в том, что оно, современное искусство, вопреки тяжёлым обстоятельствам и глупым мнениям провинциальных профанов и снобов, всё-таки наличествует, живёт и взаимодействует с окружающими художников ландшафтами и ойкуменой.
Понимание арт-активности у Жбанова бежит от всякого салонного ширпотреба и навязчиво-унылого академизма в сторону любого нетривиального эстетического жеста. При этом куратор избрал исключительно персоналии, тогда как самим участникам проекта П.АРТ.АКТИВ предоставил полную свободу.
- Я для этой выставки отобрал самых оригинальных, на мой взгляд, художников Пскова, которые работают в направлении современного искусства. - Сформулировал своё кураторское кредо Анатолий Жбанов. - Из этого получилась очень неплохая выставка, которая произвела большое впечатление на новгородцев.
Вместе с картинами и арт-объектами псковичей, так сказать, "с оказией", в Псков из Новгорода приехала и новая экспозиция, пока упакованная в большие деревянные ящики, открытие коей в галерее "Дом на набережной" намечено на середину декабря. Это — масштабная инсталляция из Италии "Колонна позора" международного тандема актуальных художников: аргентинца Ариела Соуле, нынче живущего в Милане, и жителя американского города Филадельфия Саймона Топоровского. Но об этом - чуть ниже.
Для начала о том, как встретил художнический Новгород активистов "ПсковАРТа".
- Мы увидели несколько имён, несколько художников, очень мощных, и отнюдь не провинциальных. Что очень важно, - подчеркнул в своём комментарии по итогам выставки П.АРТ.АКТИВ директор Новгородского Центра современного искусства "Диалог" Сергей Пухачёв. - Мы ведь все так или иначе бьёмся в тенетах провинциализма. И вырваться из этого круга подчас очень трудно. Даже не то чтобы вырваться... Мы всё-таки не спортсмены, а художники. Просто хотелось бы ощущать, что мы живём в культурном контексте страны. Или хотя бы в контексте какого-то крупного слоя людей, понимающих современное искусство. И поэтому для нас увидеть работы Эдуарда Шарипова, Анатолия Жбанов, Ирины Гурской и других участников "ПсковАРТа" было необычайно важно. Очень интересно было узнать, как обстоят дела у наших соседей-псковичей, чем они-то дышат? Как у них отношения с городом складываются, откуда они финансируются, о чём они думают?
- Ну и как, узнали?
- Безусловно! Более того, договорились сразу о трёх "персоналках" участников "ПсковАРТа" в Великом Новнгороде. Договорились, что в первую очередь сделаем персональную выставку Шарипова. Как только у нас возникнет выставочная "дырка", так сразу же и сделаем. К тому же Шарипов из тех художников, которые владеют теоретическими знаниями. Тут во время открытия "П.АРТ.АКТИВа" возникла целая дискуссия, острый спор по проблемам искусства. Только клочья летели! Интересно эту эстетическую проблематику перенести на обучающуюся публику. Плюс к "персоналке", в 2013-м обязательно устроим в "Диалоге" выставки Толи Жбанова и Ирины Гурской.
- В каком творческом состоянии вы, как искусствовед, обнаружили художников из Пскова?
- Мы, новгородцы, отстали от художников "ПсковАРТа" на полкорпуса. Я не думаю, что мы отстали от Псковского Союза художников. Тот как был "болотиной", так "болотиной" и остался. А вот объединение "ПсковАРТ" — это, безусловно, рывок в современном искусстве. У нас в Новгороде таких художников нет.
- Вы когда используете в названии своего Центра определение "современный", какой смысл в это слово вкладываете. "Современный" — по форме, по исполнению, по материалу, по способам репрезентации мыслей и образов? Или для вас "современное искусство" — это буквально "искусство наших современников"?
- Разумеется, мы вкладываем первый смысл: "современный, актуальный по форме". Но мы в центре современного искусства вынуждены пока выставлять и дипломы академии, и даже Илью Глазунова. И Зураб Церетели здесь у нас выставлялся. И мы вот так говорим, что это "искусство наших современников". Однако мы же всё-таки понимаем, что современное искусство, а тем более актуальное, это на сегодня прежде всего искусство формы. Это попытка ответить на главный вопрос художественной культуры XX века: как соотносятся искусство и реальность? Вот их соотношение, их взаимодействие очень интересно и плодотворно в плане творческих идей. Копия - не копия? Зеркало - не зеркало? Реализм - не реализм? Всё крутится вокруг одного вопроса. И поэтому актуальное искусство для меня — это всегда поиск формы. Или поиск формы выражения, что тоже важно. Вот пример Pussy Riot... Как их акцию квалифицировать? Как акт искусства или как акт вандализма? Хулиганство? Нам кажется, что искусство просто пытается раздвинуть свои границы. Войти буквально в сознание масс, в быт, преодолеть жанровые перегородки. Подобно тому, как Шарипов, оставаясь в границах как бы картины, извлекает музыку из куска ржавого железа и из темы "сельского учителя". Вообще он тут нас подзавёл! Графикой своей эротической. Мы даже обалдели немного. В общем, целую волну рефлексий псковские ребята вызвали.
- Реакция публики была адекватной экспозиции? Мне вот лично показалось, что когда у вас в ноябре 2011-го открывалась выставка "Параллелошар. Санкт-Петербург: Свободная культура в музеях Росиии", то многие зрители, что называется "не догоняли."
- Мы всё-таки продолжаем жить среди публики, которая крутит пальцами у висков: "Нам вот этого не надо!" И требует: "Сделайте нам похоже". Если кубометр берёзовых дров, так кубометр. А не всякие там гайки да пружинки. Но в целом выставка псковских художников имела успех. Люди приходили и смотрели.
- Расскажите немного об инсталляции из Милана художников Соуле и Топоровского, которая из Новгорода переместилась в Псков?
- "Колонна позора" — редкая для наших мест инсталляция. Инсталляция очень качественная, там есть и скульптура. Весь объект сделан подробно и тщательно. Не кубик на кубик, а масштабная инсталляция, серьёзная работа. Предыстория её появления такова. В Милане в 17-м веке сожгли двух мужиков на площади. Якобы они были виновниками чумы. А потом выяснилось, что они не виноваты. А мужики-то уже погибли. И колонна позора — это обвинение нашей цивилизации, юридической практике, науке. В инсталляции и жители Милана очень интересно изображены, и разбегающиеся крысы, и много чего ещё накручено.
- Значит, с "ПсковАРТом" у вас завязалось своего рода сотрудничество. Будете выставлять псковских художников у себя в Центре. Наверное, и сами псковичам что-то предложите?
- Будем искать поводы и причины привезти в Псков, в галерею "Дом на Набережной", новгородскую фотовыставку. Пять авторов. Порядка 60 работ.
- Главное в том, что в Новгород мы привезли не только свои работы, мы привезли туда идеи, - резюмировал смысл выставки в Новгороде Эдуард Шарипов. - И эти идеи новгородцами были приняты благосклонно. Потому что мы всё-таки живём в едином историческом пространстве. Псков и Новгород - это свобода духа, древняя демократия, Вече и так далее. Ценность даже не в самих работах, не в вещах, а в том послании зрителю, которое они с собой несут. Добавлю, что мы особо не выпячивались, но новгородцы нам сказали, что считают нас более продвинутыми в плане современного искусства. И эта оценка коллег нам, конечно, приятна.
Саша ДОНЕЦКИЙ