Espresso от Саши Донецкого: Шорт-лист Никиты Михалкова
Этим летом "наше всё российского кинематографа", эпохальный кинорежиссер Никита Михалков выступил с любопытным предложением: ввести в общеобразовательных школах ещё один учебный предмет под условным названием "100 лучших фильмов". Ничего, кроме скепсиса и сомнений, эта инициатива главного "бесогона" страны не вызвала, однако предложение неожиданно поддержал свежий министр культуры Владимир Мединский, а на сайте Минкульта даже было организовано что-то вроде народного голосования. Тот, кто заходил на сайт, имел возможность проголосовать за три отечественных фильма и за три иностранных. Владимир Мединский, при этом, заявил, что у отечественных фильмов должна быть некая квота, но "процентаж" не уточнил.
Сам оскароносный режиссёр Михалков сразу внёс свою небольшую, но весомую лепту в будущий список, сообщив СМИ, что обязательно желал бы видеть в школьной программе фильм "Броненосец Потёмкин" Эйзенштейна, "Окраину" Барнета, Пролетая над гнездом кукушки" Формана, "Унесенных ветром" Флеминга, "Падение Берлина" Чиаурели и "Фотоувеличение" Антониони.
Уже от шести избранных фильмов мозг идёт в разнос, настолько эклектична коллекция Михалкова, но признаем, что авторский перечень и не может быть другим. У каждого свои вкусы, но дело не только в этом. Кинематограф искусство синтетическое и разнообразное по жанрам. Тут вам и революционное (как по сюжету, так и по форме) немое кино, и сугубо сталинский помпезный соцреалистический агитпроп, и пёстрая панорама свингующего Лондона шестидесятых годов, и драма в американском сумасшедшем доме, заканчивающаяся лоботомией главного героя... То есть понятно, что Никита Михалков назвал первые взбредшие ему на ум шедевры, вот только как здесь быть с законом о защите детей от вредной информации? Все эти этикетки 14+, 16+, 18+ на список Михалкова не распространяются?
"Нужно попытаться привить интерес к кинематографу не только за счет того, что это сейчас модно, нужно рассказать, почему именно эта картина изменила сознание людей, стала революционной и культовой", - сформулировал Никита Михалков главное своё требование к гипотетическому школьному курсу "100 фильмов".
Никита Сергеевич, пользуясь своим авторитетом в кремлёвских коридорах, забросил в общество идею, а вот о том, как её реализовать, подумать не успел.
Да и не собирался успевать — не царское это дело.
Следует иметь в виду, что ничего невозможного нет, особенно в нашей стране, и Михалков с Мединским вполне способны пролоббировать включение нового предмета в школьную программу; так давайте хотя бы на несколько минут представим себе, что министерство образования и науки, послушавшись высочайшего указания, всё-таки ввело курс киноведения в средней школе. По типу того, как в свое время ввели ЕГЭ.
Да, никто не спорит, современному индивидууму, если он хочет быть культурным человеком, действительно необходимо знать хотя бы какие-то элементарные основы искусства кинематографа, его историю, принципы кинопроизводства, главные шедевры, как принято выражаться, фильмы всех времен и народов. Ну, или список так называемых "культовых фильмов".
Беда в том, что не совсем понятно, с какого возраста можно показывать ребёнку тот или иной фильм. Так что, опять же, всё упирается в пресловутый список Никиты Михалкова.
Ну, ладно, давайте предположим, что этот список составлен, и в старших классах (а не в 7-м, как предлагают некоторые) введён такой предмет как киноведение. Что для этого потребуется? А потребуются многомиллиардные (не побоюсь этой цифры) инвестиции в новый школьный предмет.
Кадры решают всё не только в кино, но и в образовательном процессе. Кто будет вести новый предмет? Учителя мировой художественной культуры? Преподаватели литературы или рисования?
Да, кино визуальное искусство, многое почерпнувшее в живописи и фотографии, однако искусство кинооператора и монтаж фильма — это всё-таки нечто иное. К тому же кинематограф тесно связан с такими искусствами как литература, театр и музыка. Следовательно, средней школе необходим внятный и доступный для учителей и учеников учебник по киноведению. А учебник — это специальная методика, причём именно для средней школы, а не для вуза (ВГИКА, например).
Иначе говоря, с кондачка, новый предмет в школе не введёшь. Далеко не всякий учитель литературы или учитель МХК, да даже дипломированный искусствовед, являются компетентными киноманами и способны интересно рассказать детям о кино. Которое, кстати, не только искусство, но и целая индустрия.
Ладно, предположим, что учителей мы нашли. Пригласили со стороны или подготовили на спецкурсах. Теперь давайте подумаем о технической части. Разумеется, техника сейчас творит чудеса, и существуют компьютерные проекторы, при помощи которых можно будет показывать фильмы в обычном классе, не далеко уходя от парты. Но для курса кино каждой школе, по видимому, придётся обзавестись новеньким домашним кинотеатром, а как же иначе?
Представляете себе суммы очередного госзаказа и ожидаемые прибыли компаний, производящих домашние кинотеатры! Я уж не говорю об авторских роялти за показ фильмов в тысячах школьных классов по всей стране. Что-то мне подсказывает, что в списке "100 лучших фильмов" картины самого Никиты Михалкова займут далеко не последнее место. Ужасно "коррупциёмкое" предприятие! В счётной палате до сих балдеют от того, сколько бюджетных денег вылетело в трубу под эгидой насаждения ЕГЭ, а тут новая "картошка" — киноведение в школе.
И наконец, главное: где взять учебные часы на преподавание нового предмета? Отрезать от той же литературы, и без того безбожно урезанной, или от физики с математикой, от биологии с химией? Где взять время сначала для просмотра фильма, а потом его детального изучения, грамотного искусствоведческого анализа, и, надо полагать, обсуждения?
На это и целый день может уйти.
Так что, подытоживая всё выше сказанное, нужно прямо заявить: сногсшибательная идея Никиты Михалкова утопична и несбыточна. В лучшем случае достойна факультатива. То есть дополнительных занятий на добровольных началах. Хочет школьник изучать историю мирового и отечественного кинематографа - пусть изучает. Вот только нужно понимать, что затраты на факультатив по кино будут точно такими же, как и на обязательный школьный курс по кино.
Иначе говоря, слишком уж много "но".
Вспомним классиков. Как всем нам с детства известно (уж постарались, вбили в голову), вождь мирового пролетариата Владимир Ленин в беседе с первым наркомом просвещения советского государства Анатолием Луначарским произнес свою знаменитую крылатую фразу: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино". По утверждению сетевых знатоков, на самом деле эта фраза полностью якобы звучала так: "Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк"!
Не правда ли, весьма назидательно?
Неужели мы, как страна, и особенно её подрастающее поколение, и вправду достигли такого уровня падения образования, что без уроков киноведения в школе нам ну никак не обойтись? И если Ленин прав, так давайте введём в школе уроки клоунады. Когда народ безграмотен, кино и цирк — самое то!
Саша ДОНЕЦКИЙ