Espresso от Саши Донецкого: Реинкарнация для чайников
Если вы до сих пор не верили в метемпсихоз, то вам следует посмотреть кино, а именно "Облачный атлас" - визуальный аттракцион по бестселлеру Дэвида Митчела, собранный сразу тремя режиссёрами: братьями Вачовски (теперь они, правда, брат и сестра — Энди и Лана) и примкнувшим к ним немецким вундеркиндом Томом Тыквером. Все трое в особом представлении киноманам не нуждаются. Вачовски — авторы культовой трилогии "Матрица", Тыквер — "Беги, Лола, беги!" и экранизации "Парфюмера" Патрика Зюскинда.
Перенос на большой экран "Облачного атласа" критики назвали "мегаломанским". Однако, поскольку определение "мегаломанский" кочует из рецензии в рецензию, есть подозрение, что эффектную дефиницию изобрели сами создатели и их прокатчики. И в общем-то, не сильно преувеличили. Мания величия сквозит в каждом кадре, детерминирует замысел картины. Зритель должен знать, что, решив посмотреть "Облачный атлас", он увидит не один фильм, а как минимум шесть. Седьмым, так сказать, мега- или гипер-фильмом будет целое, все шесть граней объёмного стереоскопического кубика-рубика.
Аналогия с кубиком Рубика здесь вполне уместна. Вачовски и Тыквер показывают то одну грань (фильм в фильме), то другую, и чем ближе отдельные сюжеты к своим кульминациям, тем грандиозней общий финал, соединяющий разные эпохи, прошлое и будущее, и разных людей, отличительным знаком которых остаётся родинка в форме кометы.
Сформулировать философскую идею фильма легко: смерть — это не конец, а двери в следующую жизнь, где можно остаться самим собой, например, проявить себя каннибалом, а можно воплотиться, чтобы "исправить природу" и стать немножко лучше. И никакой Дьявол этому "улучшению" не помешает.
Шесть фильмов, шесть короткометражек, причудливо и неожиданно монтируются в грандиозный видеоклип из а) приключенческой истории одного отравления - "Тихоокеанского дневника американского юриста Адама Юинга" (1849), б) творческой и жизненной драмы композитора Роберта Фробишера (1931), в) журналистского расследования Луизы Рей (1973), г) злоключений издателя Тимоти Кавендиша (2012), д) истории девушки-клона по имени Сонми-451 (2144 год) и событий на острове Га-Уае (2321-й год).
Тем, кто не читал книжку Дэвида Митчела, понять сюжетные хитросплетения, возникающие на экране, не так-то просто, необходимо напрячь внимание, и следить за актёрами, которые выступают в функции своего рода "проводников", так сказать, "персональных указателей" процесса реинкарнации. Одни и те же люди легко переходят из эпохи в эпоху, из одного кинематографического жанра - в другой. Из приключенческой саги - в политический триллер-детектив, из комедии положений - в жёсткий кибер-панк, из арт-хаусной драмы с гомосексуальным мотивом — в голимую фантастику. В какой-то момент просмотра начинает кружиться голова.
Где-то посередине стремительно разворачивающейся головоломки (местами — жуткой, местами — смешной и забавной) появляется русский писатель Александр Солженицын и проповедует о свободе личности. Проповедь "отшельника из Вермонта" и часть сюжета (видео с Солженицыным пробуждает от экзистенциального сна клона Сонми-451), и своего рода комментарий ко всему, что происходит на экране. Все условно "положительные" персонажи "Облачного атласа" так или иначе ломают существующий "порядок", вспарывая общую фабулу, единое течение жизни. Без их "выламывающих" реальность поступков не было бы аналогичных действий других героев. Все связаны со всеми невидимыми нитями существования и вечных перерождений. Революционер остаётся революционером (не важно — в общественной жизни или искусстве) и через триста лет, тиран — тираном, хотя душам открыты пути к совершенствованию, а в своих новых воплощениях они подчас меняют не только цвет кожи и национальность, не только пол, но и свою сущность, колеблющуюся между Добром и Злом. Преодолевая трудности, с грехом пополам.
Так, персонажи Тома Хэнкса, пройдя сквозь время, пусть и преисполнены страстей, однако неизменно эволюционируют, делаясь чем дальше, тем лучше. Герой Тома Хэнкса (или скажем так, его "бессмертная душа") перевоплощается из алчного "врача-убийцы" доктора Генри Гуза в мерзкого менеджера отеля, затем переходит в тело физика-филантропа Айзека Сакса, после чего оказывается в теле амбициозного писателя Дермота Хоггинса, автора книги "Кулаком в зубы". Два последних воплощения "души Хэнкса" — актёр, играющий издателя Тимоти Кавендиша в комедии "Страшный суд Тимоти Кавендиша" и пастух из пост-будущего Захри Бейли, который, слыша голоса, собственно и рассказывает своим внукам (а заодно и кинозрителю) всю историю "Облачного атласа" целиком, от начала до хэппи-энда. Если можно назвать хэппи-эндом термоядерную катастрофу на Земле и переселение землян на другую планету.
В свою очередь "душа" актёра Джима Бродмента распределена между диковатым капитаном Молинё, стареющим композитором Вивианом Эйрсом и издателем Тимоти Кавендишем, попавшим в переплёт в связи с изданием книги "Кулаком в зубы" и позже написавшим, подобно Солженицыну, мемуары под названием "Страшный суд Тимоти Кавендиша", которые были экранизированы.
Хью Грант играет шесть ролей, и все его воплощения на экране — исключительно негодяи и хищники. Из директора энергетической корпорации, лоббирующего интересы нефтяников и мечтающего о катастрофе на атомной электростанции, он сначала превращается во владельца дома престарелых, куда помещает своего брата Тимоти Кавендиша, потом - в Сира Ри, отвратного смотрителя в кафе "Папа Сонг", где содержатся девушки-клоны, а в концовке становится уж совсем самым настоящим каннибалом, вождём племени разукрашенных Конов, и погибает, пьяный, от ножа Захри Бейли.
"Душа" Хэлли Бэрри проходит сквозь эпохи от племени африканских аборигенов до бесстрашной американской журналистки Луизы Рэй, а уж потом, спустя ещё два воплощения, становится провидицей Мероним, при помощи пастуха Захри Бейли сумевшей послать в космос сигнал "SOS" и спасшей остатки людей на планете Земля.
Хьюго Увинг воплощает одних садистов и киллеров: то он наёмный убийца Билл Смоук, то жестокая сестра Нокс в доме престарелых, то сам Дьявол.
Ну, и т. д. и т. п. Увлекательное это всё-таки занятие — разгадывать ребусы от Тыквера и Вачовски, не забывая, разумеется, об авторе романа, всплекс популярности к тексту которого вполне ожидаем.
"Облачный атлас" из тех редких фильмов, которые зритель либо сразу отметает, как изначально "несмотрибельный" бред, либо принимает целиком, и обязательно пересматривает по второму и третьему разу, чтобы уж наверняка рассмотреть все многочисленные авторские "фишки".
Саша ДОНЕЦКИЙ.