7
 

Espresso от Саши Донецкого: Манифест подпольного инфантила

Юрист фармацевтической компании "Ригла", некто Дмитрий Виноградов явился на свою работу с двумя карабинами и хладнокровно,  за 15 секунд, расстрелял пятерых сослуживцев. На лестнице встретил ещё одного, которого тоже не пожалел, после чего сдался охране. Прямо не Москва, а какой-нибудь сраный L.A., где подобные эксцессы в порядке вещей.

Чуть позже выяснилось, что тридцатилетний Дмитрий Виноградов, имевший репутацию тихого, но замкнутого человека, устроил расстрел коллег не просто так, с кондачка, а из "идейных" соображений. В тихом омуте водились черти, да ещё какие! Ночью, накануне казни, Виноградов сочинил свой "манифест", а с утра отправился "мочить", за что репортёры уже окрестили Виноградова "русским Брейвиком".

 

Характер убийства, впрочем, намекает, что у Виноградова имелись какие-то тёмные личные мотивы. Расстрелять весь боекомплект (более 200 патронов) из идеи чистой ненависти к человечеству было бы гораздо удобней где-нибудь в супермаркете, а не на службе. "Мститель", однако, отправился в родной офис. Быть может, наблюдать предсмертные конвульсии знакомых людей гораздо приятней? Кто их, сумасшедших, разберёт?

 

Как бы там ни было, но "манифест", который Виноградов оставил в соцсети "ВКонтакте", есть документ, позволяющий говорить об очередной реинкарнации так называемого "подпольного человека", фигуры сколь мифической, сконструированной гением Достоевского, столь и вполне реальной, материализованной и воплощённой в конкретных исторических обстоятельствах.

 

"Подпольный" здесь, разумеется, только метафора. "Подпольный человек" не живёт буквально под полом, в подполье. Это не обитатель андеграунда. Он всего лишь "подпольно", "андеграундно" мыслит. И иногда способен на поступок, доказывающий (либо опровергающий) правильность его сверх-идеи, как это случилось с героем романа "Преступление и наказание" Родионом Раскольниковым, решившим проверить наверняка: "тварь ли он дрожащая", или, подобно Наполеону, "право имеет?".

 

Текст "манифеста" Виноградова, разумеется, разберут на кусочки психиатры и криминалисты, пытаясь понять, насколько вменяем, либо невменяем их клиент. Что касаемо обычного человека, не занятого поисками мотива или следов безумия, то "Манифест" Виноградова вряд ли покажется очень уж любопытным документом.

 

Похожие мысли обыкновенно посещают черепушки продвинутых подростков в пубертатном периоде, а потом благополучно вытесняются другими мыслями, более глубокими или практическими. Словом, наш пациент явно инфантил, то есть чувак, застрявший в возрасте где-то между 14 и 16 годами, и это притом, что он, по заверению его начальника, был ответственным работником и имел неплохие карьерные перспективы. Что ж, личностная неразвитость и овладение теми или иными профессиональными навыками, душевная глухота и карьерный успех совмещаются в наш техногенный век всё чаще и, как показал свежий опыт, губительней.

 

Инфантилизм убийцы, кстати, подтвердила и девушка, с которой встречался Дмитрий Виноградов и с которой расстался накануне трагедии в офисе. Причина, побудившая девушку сказать парню "нет", на удивление банальна. Оказалось, что Дмитрий на протяжении нескольких месяцев поддерживал со своей пассией исключительно "платонические" отношения, и был излишне "романтичен".

 

Если перевести на грубый народный язык: трахнуть ему надо было девицу, да поскорей, не рассусоливая, и не было бы никаких проблем и глупых мыслей о человеческом компосте. А так — шесть трупов и один инвалид по жизни (если ещё выживет), не говоря уж о самом несчастном невротике, которому теперь светит либо пожизненное, либо дурдом.

"Манифест" Дмитрия Виноградова, повторюсь, достоин разве что сайта, на котором размещают свои амбициозные опусы прыщавые задроты.

 

"Одним из важнейших свойств интеллигентного человека является способность взглянуть на свое окружение аналитически, непредвзято – что называется, "со стороны",  - вкрадчиво формулирует застенчивый убийца. - Всю свою жизнь я смотрел на мир именно со стороны". Вот так. Наш автор - "интеллигентный человек", здесь — явно в значении "избранный", а потому у него "есть достаточные основания считать всё человечество макро-аналогом раковой опухоли живого организма; в роли последнего в данном случае выступает наша планета. Вдруг автор "манифеста" спотыкается, замечая с досадой: "Чёртгде-то я уже это слышал…"

 

То есть охотник за "раковыми клетками" планеты чувствует, что не оригинален, однако продолжает накручивать аргументы в пользу доказательства смерти. Человечество-де бросает вызов законам природы и неограниченно размножается. В 2011-м году численность людской популяции уже достигла семи миллиардов, при этом крупномасштабных войн человечество не ведёт, и давно отказалось от естественного отбора, плодя индивидов с генетическими дефектами.

 

В роли своего главного врага Дмитрий Виноградов видит современное "общество", можно сказать, он его "одушевляет", воображает неким чудищем, которое "обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй": "Но самое паршивое – это то, что современное общество становится все более однородно. Всё интегрируется и теряет индивидуальность, все различия стираются. Вся наша жизнь теперь основывается на компромиссах: с самими собой, с другими людьми, но, увы, не с другими формами жизни. Мы больше не можем реализовывать то, что заложено в нас природой, жить по ее законам, делать то, что считаем нужным, но вынуждены руководствоваться только принципами, выработанными обществом – принципами целесообразности".

 

Хочется спросить: а что тут плохого? Но понятно, что спрашивать некого. Дмитрия Виноградова нет, а есть огромный человеческий трюизм. Далее Виноградов начинает путаться и выражать свои мысли крайне невнятно, будто бредит, но две свои мысли он формулирует более или менее отчётливо: 1) принцип гуманизма необходимо отменить в пользу иных форм жизни, по-видимому, животных и растительных, 2) человек как вид не достоин существования: "всё, что я увидел и узнал за свою жизнь, воспитало во мне ненависть к человеку как к виду".

 

В финале своего "професьон де фуа" офисный киллер сбивается уже просто на истерический крик: "Я ненавижу человеческое общество и мне противно быть его частью! Я ненавижу бессмысленность человеческой жизни! Я ненавижу саму эту жизнь! Я вижу только один способ её оправдать: уничтожить как можно больше частиц человеческого компоста."

 

"Осознайте, наконец, свое истинное значение и место в этом мире! Поймите, что вы здесь лишние, вы – генетический мусор, которого здесь быть не должно, мусор, который возник случайно, в результате ошибки в эволюции, мусор, который должен быть уничтожен," – таким эмоциональным призывом заканчивает тридцатилетний инфантил свой детский лепет, выключает компьютер и встаёт из-за стола, чтобы отправится в офис... палить по живым мишеням.

 

Над "манифестом" юриста Виноградова можно было бы иронизировать, стебаться и глумиться сколько влезет, если бы этот текст не служил своего рода "предсмертной запиской", апологией убийства двух и более лиц.

 

Возможно, убийца был настолько коварен, что, задумав жуткое, специально написал текст в качестве предварительного "оправдания" своей убойной затеи?

 

Однако вполне возможно и другое: всё это всерьёз. Без смехуёчков. А значит, чувак — стопроцентный, натуральный псих, и место его - в Кащенко.

Тогда поражает другое: неужели люди, которые трудились с коллегой Виноградовым бок о бок, ноздря в ноздрю, не замечали странностей в его поведении? Неужели бывает так, что человек — бац! - и рехнулся, взял в руки любимый карабин и пошёл отстреливать сослуживцев?

 

Всё это выглядит и звучит настолько дико, что даже не верится. Тут и убедишься лишний раз, что жизнь действительно богаче любого вымысла, или во всяком случае, нисколько вымыслу не уступает. Жизнь подражает вымыслу. Ибо разыгранный в московском офисе кровавый сюжет мы не раз встречали в голливудских фильмах.

 

Дмитрий Виноградов носил в своей душе страшное, разрушительное "подполье", но никто из окружающих этого "подполья" не замечал. Не исключено, что если бы нашёлся рядом внимательный душевный человек, то он смог бы помочь коллеге — вовремя остановил бы губительный процесс, заставил бы взглянуть на ситуацию "со стороны" и сделать правильные выводы. О том, например, что не Дмитрию Виноградову решать, являются его сослуживцы "раковыми клетками", или нет.

 

Убитых не вернёшь, и единственную пользу, которую могут сейчас извлечь офисные служащие из этой печальной истории — присмотреться к ближним своим, к соседям по офисным "загончикам": а не притаилось ли рядом, в двух шагах, душное "подполье" ненависти?

 

Саша ДОНЕЦКИЙ

Александр Донецкий
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...