Путешествие девятое: стеклянные времена года, "дешёвый" ковёр и привет потомкам
К вечеру мы добрались до усадьбы Лог – дома-музея Ал. Алтаева – писательницы Маргариты Владимировны Ямщиковой. Надо сказать, что ещё когда мы составляли маршрут и договаривались о том, чтобы нас приняли в усадьбах и музее, директор дома Ал. Алтаева Татьяна Степанова сказала: "Можете к нам не торопиться, мы и в два часа ночи экскурсии принимаем". Я, мягко говоря, сильно удивилась и даже подумала, что она шутит. Оказывается, Татьяна Николаевна живёт не где-нибудь, а в самом доме-музее, поэтому и встречает гостей в любое время.
Очень хочется передать картинку, которую мы увидели, когда приехали в Лог, но как-то тяжело это сделать, потому что эмоции, пожалуй, не смогу описать в полной мере. Хотя попробую. Усадьба оказалась совершенно не похожей на все виденные ранее: ни тебе забора, ни многокилометрового парка, ни банек, ни людских, ни амбаров, а просто дом, окружённый деревьями. В поисках входа мы обошли его со всех сторон: подёргали одну дверь – закрыто, вторую…, третью …. И тут за очередным углом открылся совершенно фантастический вид: внизу, под горкой, на которой стоит дом, виднеется река, слегка закрытая деревьями, туда спускается тропинка, на террасе дома, куда светит вечернее солнышко, стоит стол, накрытый для чаепития, на скамеечке с книгой сидит женщина в уютной вязанной кофте и юбке в пол. И тут мой мозг запутался в эпохах, потому как ощущение современности пропало, а ещё показалось, что я в своих джинсах и футболке вот как-то совсем не вписываюсь "в интерьер". Когда мы сели пить чай на террасе, я поняла для себя, куда нужно ехать, чтобы "проветрить мозг". Мне показалось, что я могла бы часами сидеть на этой самой террасе и смотреть вдаль – на реку, на деревья, на цветы, а ещё слушать тишину, которую, правда, назойливо прерывали комары. Эти насекомые порадовали меня, когда я слушала диктофонную запись беседы с Татьяной Николаевной. Оказалось, что комары жужжат на ней гораздо громче нашего разговора))).
И так, что же такое усадьба Лог и кто такой/такая Ал. Алтаев. Оказывается, тут стоит ЕДИНСТВЕННЫЙ в России сохранившийся до наших дней деревянный усадебный дом XVIII века. Он построен в стиле русского ампира (тут я верю на слово Татьяне Николаевне, потому как сама в этом совершенно не разбираюсь). Жили в нём с 1786 года. Конечно, владельцев за это время у него было много, они менялись и меняли дом, но все перестройки коснулись только внутренних помещений, внешне он сохранился в своём первозданном виде. Естественно, его периодически подлатывали и подлатывают сейчас – меняли крышу, террасу, наличники у окон (хотя на некоторых окнах дома наличники сохранились с 1895 года). Когда-то рядом с домом был флигель, но он сгорел, был и ледник, который тоже до наших дней не дожил.
Раз дом такой уникальный, то в нём получается как бы два музея в одном – тут можно узнать и о том, как жили дворяне в XVIII веке и об Ал. Алтаеве.
Так вот о дворянах. Экскурсию Татьяна Николаевна начала, прямо скажем, необычно. Она привела нас в небольшой коридорчик, в который попадаешь с парадного крыльца, и вдруг спросила: "Где в "Михайловском" туалет, куда Александр Сергеевич ходил?". И тут я глубоко призадумалась: "А, правда, где?" Честно говоря, раньше никогда этим вопросом не задавалась. Оказывается, что в таких мелкопоместных дворянских усадьбах в стиле русского ампира, где жили не слишком богатые люди, туалеты устраивали прямо на парадном крыльце. Хотя нет, не совсем так. По сторонам парадной лестницы располагались две "будки", вот в одной из них непременно был туалет. Крыльцо с противоположной стороны дома было устроено примерно также, там был туалет для прислуги. А ещё обитатели усадеб пользовались ночными вазами. Ну вот, теперь, когда поеду в Михайловское, то непременно поищу в доме "пушкинский" туалет.
Но, вернёмся в усадьбу. По парадному крыльцу гости попадали сразу в переднюю. В доме в Логе она переделана – сейчас это небольшой коридорчик, а раньше помещение было гораздо больше. В передней была печь, стоял стол, мягкая мебель – там принимали гостей. Дальше в помещичьих домах был переход в бальную комнату. Как выглядела в доме в Логе эта самая бальная комната изначально – сказать трудно, потому как в XIX веке владельцы усадьбы её, видимо, ремонтировали. Именно с того самого времени сохранилась печка и полы. Татьяна Николаевна рассказала, что старинные полы моются крайне редко, потому что процесс этот трудоёмкий – нужно щёткой натереть каждый сантиметр. Зато такая уборка иногда, как оказалось, приносит прибыль: однажды в процессе мытья пола между половицами нашли рубль 1816 года. А ещё в стене дома обнаружилось письмо: "Дорогие мои, хорошие, кто вы и откуда?" Говорят, что ещё много ценного оказалось на чердаке дома, а кое-что обнаруживается и сейчас при вскопке "усадебного" огорода.
И так, прогуляемся дальше. Из бальной комнаты попадаешь в столовую, откуда имеется выход на летнюю террасу, как раз на ту самую, о которой я рассказывала в самом начале. Особой гордостью этого дома оказались стёкла в двери, ведущей из столовой на террасу. Они разноцветные, ручной работы. А изготовлены были примерно в 1870-е годы. Тогда в доме в Логе жил со своей семьёй полковник Реммер. И вот для своих детей он устроил такую забаву, как разноцветные стёкла в двери. Логика такова: если посмотреть на улицу через красное стекло, то кажется, что на дворе тепло и лето, если через синее – то ощущается зима, через жёлтое – осень, а через зелёное – весна. К сожалению, стёклышки сохранились не все – зелёные до нас не дошли.
Конечно, как и в любом музее, в Логе помимо мебели, которая, кстати, тут принадлежит к совершенно разным эпохам и стилям, есть ещё множество других экспонатов, но в основном это книги, и относятся они уже к истории Ал. Алтаева. Собственно, к ней и перейду, но сначала признаюсь – к собственному стыду я не читала ни одного произведения Ал. Алтаева (надеюсь, что ещё не всё потеряно и хотя бы что-то всё же прочту). А биографией писательницы поинтересовалась когда-то давно, после того, как обнаружила в Пскове некоторую неразбериху – на части домов на улице в честь писательницы значилось название "ул. Алтаева", а на части – "ул. Алтаевой". Надеюсь, что сейчас уже указатели привели к единообразию.
Так вот, Маргарита Ямщикова не жила в усадебном доме в Логе, она в нём бывала, когда приезжала на свою дачу, располагавшуюся по соседству. В доме же жила её близкая подруга Ольга Константиновна Гориневская со своими дочерями. Она и была владелицей усадьбы. Ольга – жена царского архитектора, когда-то вместе с супругом и детьми она обитала в Екатериненском дворце в Петербурге, но в 1917 году, когда Николай II оставил престол, О. Гориневская забрала своих дочерей и уехала в усадьбу своего отца в Лог. Тут у неё, человека, окончившего Петербургскую консерваторию, владеющего четырьмя иностранными языками, началась совсем другая жизнь – деревенская со всеми вытекающими из этого последствиями. В Логе Ольга Гориневская прожила до 1967 года, а потом уехала к детям в Америку и завещала открыть в её усадебном доме музей подруги – писательницы Маргариты Ямщиковой. Кстати, дача Ал. Алтаева сохранилась тоже, но, насколько я поняла, в музейный комплекс она не входит, хотя могу и ошибаться.
Наш экскурсовод заверила, что в доме, где располагается музей, Маргарита Ямщикова бывала очень часто и есть основания утверждать, что именно тут она написала некоторые свои произведения. А всего перу Ал. Алтаева принадлежат порядка 200 произведений, более 80 биографий известных личностей, адаптированных для детского чтения. Собрание сочинений этого автора насчитывает 19 томов. Книги переводились на самые разные языки, их издавали в Германии, Чехии, Польше. В 20-е годы прошлого века была такая статистика: кого читают рабочие в возрасте от 16 до 19 лет. Так вот этот рейтинг выглядел следующим образом: Лондон, Горький, Вернер, Голышев, Алтаев и только потом уже шёл Гоголь и другие классики.
Маргарита Ямщикова происходит из рода Толстых и рода Рокотовых. Её отец Владимир Дмитриевич Рокотов был псковским помещиком - предводителем великолукского уездного дворянства. Его имение находилось недалеко от Михайловского. А её мать Аглая Николаевна Толстая была родственницей приятеля А. С. Пушкина по "Зелёной лампе" Якова Николаевича Толстого. Была у Маргариты и одна очень широко известная родственница – Анна Петровна Керн. В своих воспоминаниях, которые пересказала нам Татьяна Николаевна, писательница говорила об Анне Керн как о бедной родственнице. Эта дама временно жила в семье Рокотовых и отличалась тем, что по ночам любила кушать вишню в шоколаде, а косточки плевала в стену, за которой находилась спальня родителей Маргариты.
Родилась Маргарита Владимировна Ямщикова в 1872 году в Киеве, потом жила в Пскове, затем - в Петербурге и Москве. В северной столице она училась в Академии художеств и вообще прожила там до 1917 года, а уже после революции переехала в Москву и на 40 лет поселилась в гостинице "Метрополь".
Свои первые сказки писательница отправила на суд поэту и прозаику Якову Полонскому, он высоко оценил эту пробу пера и в 1989 году первые произведения Маргариты Ямщиковой вышли в свет. Подписаны они были псевдонимом – Ал. Алтаев. Его она взяла из произведения Полонского о вдовце, главным героем которого был Александр Алтаев. Она была знакома с Маяковским, Есениным, Маршаком, Агнией Барто, Симоновым, Кассилем и другими. Писательница работала во многих детских журналах, в том числе и в известном всем "Мурзилке", в годы революции даже писала, так сказать, острые политические статьи.
В Лог Маргарита Ямщикова впервые приехала в 1895 году, сбежав от мужа вместе с маленькой дочкой. Оказывается, когда Маргарита выходила замуж, то её супругу очень льстило, что его 23-летняя жена уже автор 6 книг, но после свадьбы он потребовал, чтобы она закончила литературную деятельность и стала просто домохозяйкой. Писательница не собиралась вставать у плиты. Поэтому через год семейной жизни она забрала ребёнка и ушла от мужа. Ситуацию сильно осложняли тогдашние законы: женщины не имели паспортов, их вписывали в паспорт супруга, а вот жить отдельно от мужа жена могла не более трёх месяцев и то, только если она заранее получила на это письменное разрешение своего благоверного. Это был не вариант для Маргариты Ямщиковой, поэтому ей нужно было уехать туда, где разрешения от мужа на отдельное проживание никто не спросит. Писательнице посоветовали отправиться в Лог и снять там жилплощадь у местных жителей, что она и сделала. А потом она приезжала в эти места каждое лето и в конечном итоге прикупила домик по соседству со своей подругой Ольгой Гориневской.
Так вот когда хозяйка дома уезжала в Америку, в Логе она оставила всё, так как было. Так что, сейчас здесь очень легко представить, как жили Гориневские, что видела в доме Маргарита Ямщикова, по крайней мере, в части дома. Тут есть спальня со старинной кроватью и умывальником, туалетный столик со всякими женскими штучками, швейная машинка, рабочий письменный стол. Сохранилось тут кое-что и от других владельцев усадьбы. Например, крайне оригинальные подсвечники из пушечных ядер. Их привёз один из хозяев дома, обладатель ордена Святого Георгия за переправу через Дунай генерал-майор Щетинин. В подсвечники ядра превратил уже здесь, в Логе, какой-то местный умелец по просьбе генерала.
А ещё в доме стоит мебель Павловских времён. Она принадлежала Леониду Николаевичу Бутовичу, который тут жил в 20-30-х годах XIX века. Остался в Логе и рояль из Екатериненского дворца, его привезла сюда Ольга Гориневская. Удивительно, что рояль стоит на хрустальных шарах. Как нам объяснила Наталья Николаевна, на шары его водрузили для лучшего звучания. А ещё в доме очень много подушек, которые шили и вышивали Ольга Гориневская, Маргарита Ямщикова и их дети.
Но, наверно, больше всего поразил меня в убранстве дома персидский ковёр, который датируется серединой XIX века. Во-первых, в принципе поражает, что экскурсанты ходят по такой древности, а во-вторых, не понятно, как у какой-то женщины в далёкой стране хватило терпения на создание вручную такого напольного покрытия. По словам Татьяны Николаевны, специалисты признали этот ковёр очень дешёвым, конечно же, по меркам времени его создания. Дело в том, что если покрытие перевернуть, то на обратной стороне видны узелки. Так вот в имеющемся коврике всего 75 узелков на квадратный сантиметр, а у его дорогих собратьев насчитывается по 250-300. Ещё в доме стоит обратить внимание на шторы, которые висят там аж с 1895 года!
Когда мы бродили по дому, Татьяна Николаевна показала нам несколько следов от пилы и рассказала совершенно шокировавшую меня историю, относящуюся уже к современности. Однажды у местного жителя случился приступ белой горячки, судя по всему на почве злоупотребления алкоголем. И вот ночью этот молодой человек в голом виде и с бензопилой пришёл в музей, он перепилил двери, стены, витрины, попортил и некоторые книги. Честно говоря, мне сложно представить, как это перенесла директор музея Татьяна Николаевна, поскольку она живёт в самом усадебном доме. Она говорит, что в тот момент просто спасала собственных детей.
Кстати, наш экскурсовод позволила заглянуть и в свою половину дома. Там меня поразило просто огромное количество книг, мне показалось, что из-за стеллажей с изданиями даже стен не видно. Вообще в Логе как-то сама атмосфера располагает к чтению, там очень спокойно и тихо, кажется, что время замерло. Конечно, всё это мои эмоции, возможно, у вас они будут совсем другими…
Раз уж я так вам советую отправиться в Лог, то расскажу и как туда добраться. В предыдущей части я писала о дороге до Ореховенского музея, так вот путь из Плюссы в Лог проходит именно мимо него. Нужно продолжать ехать прямо. По дороге встретятся деревни Березицы, Заруденье. Потом будет развилка с автозаправочной станцией. От неё в одну сторону уходит дорога на Ляды, а в другую – на Струги Красные. Свернуть нужно на Струги. Далее едете прямо до поклонного креста, возле которого нужно повернуть направо под углом в 180 градусов и снова ехать прямо порядка 7 километров до деревни Лосицы. В Лосицах будет Т-образный перекрёсток, на нём следует повернуть направо, через несколько километров вы увидите усадьбу Лог.
Заказать экскурсию можно по телефону 8811-33-26-209, стоимость её совершенно символическая – каких-то 30 рублей.
P.S. Именно сегодня, 18 октября, у дома-музея в Логе юбилей. Ему исполняется 45 лет!
Вот таким было наше путешествие в Плюсский район. Говорят, что мы не увидели ещё массу интересного, например, одна из читательниц ПАИ настоятельно рекомендует побывать в деревне Заянье и заверяет, что там уникальные не только места, но и люди.
А за окном уже осень. Но кого может остановить плохая погода? В скором времени мы обязательно снова куда-нибудь отправимся, и, значит, …..
продолжение следует!
Лена Лешкина.