7
 

Путешествие девятое: подлинная голова императора и коробочка с мухами

Плюсский район удивил меня тем, что в его "столице" – посёлке Плюсса – как-то даже и посмотреть-то особенно не на что, зато вокруг масса всего интересного. Даже краеведческие музеи расположены и то не в Плюссе, а в нескольких десятках километрах от  посёлка. Музеев два, но мы смогли побывать только в одном – в Ореховенском. Он находится в деревне Ореховно. Из Плюссы путь туда не очень близкий: нужно выехать в сторону Гдова и посёлка Ляды, по дороге вам встретятся деревни Должицы, Погребище, Игомель, Комарово, а вот за ними и находится Ореховно. Музей находится примерно в 52 километрах от Плюссы.  Стоит ещё отметить, что почти весь путь пролегает по грунтовой дороге не самого хорошего качества. Но, уверяю вас, все эти неудобства того стоят. Сразу хочу сказать большое спасибо  директору Ореховенского музея  Маргарите Георгиевне Ивановой за тёплый приём, понимание и очень интересную экскурсию.

На фото: здание Ореховенского музея

Этот музей просто кладезь самых разных вещиц, причём тут много чего совершенно удивительного и неизвестно как оказавшегося в Плюсском районе.

На фото: коллекция рушников

Кстати, само музейное здание тоже не простое. Оно было построено в конце XIX века для  Бобровской волостной управы. В 1863 году часть комнат отдали под первую муниципальную школу. Местные жители гордятся тем, что первая муниципальная школа у них появилась раньше, чем Александр II издал Указ о создании таких учебных заведений. Музей же там основали в 1963 году. Создателем его стал местный житель, участник Великой Отечественной войны Валентин Иванов.

На фото: коллекция музея

Особенно в музее гордятся коллекцией льняных полотенец, как заверила Маргарита Георгиевна, это самая большая экспозиция  рушников в Псковской области.  Глаза там, конечно, разбегаются от обилия самых разных по длине, ширине, вышивке, назначению полотенец. Причём большинству из них уже более 100 лет. Очень много в музее полотенец одного автора – некой Гусевой - выпускницы Центрального училища технического рисования барона Штиглица, которое было открыто в Санкт-Петербурге в 1876 году и существует до сих пор (одно время оно называлось Художественно-промышленным училищем имени Мухиной). В училище Штиглица набирали талантливых девочек, которых учили там рукоделию, госпожа Гусева была одной из них. Потом она делала полотенца для великих княжон и соборов. В Ореховно хранятся совершенно фантастические работы этой мастерицы – очень-очень тонкая льняная ткань, отделанная тончайшим кружевом.  На каждом полотенце рукодельница вышивала инициалы человека, для которого она его делала.

На фото: коллекция музея

В музее я для себя открыла разницу между псковской и поморской вышивкой.  Оказывается, что для псковичей и новгородцев типичным было использование чёрного и красного цвета, а вот в поморской вышивке имеется голубой цвет, символизирующий воду. А ещё на Руси было три вида полотенец: одними вытирались, другие вешали в красный угол к иконам, а третьи назывались рукотёрами. Так вот в Ореховенском музее в изобилии представлены  две первых разновидности, а рукотёров - нет. А всё потому, что делали их из остатков мужского белья и вполне логично, что до наших дней они просто не дожили.

На фото: рушники

Есть в музее и предметы с теперь уже загадочными названиями, потому как давно вышли из употребления. Например, подзор. Это такая  кружевная "штучка", которую для красоты вешали на край по периметру кровати. То есть, сейчас у нас свисает обычная простынь (ну или не свисает))), а у наших предков из-под покрывала выглядывал красивый, искусно сделанный подзор.

 

Есть тут панёва, датируемая началом XIX века. Это такая тяжёлая женская юбка. Судя по всему, в XIX веке женщины одевались как "капуста": сначала шла очень длинная расшитая рубаха, потом вокруг талии обкручивалась панёва, затем широкий расшитый пояс и при хозяйственных работах венчал всё это передник. При этом, когда женщина занималась домашними делами или работала в огороде, один край панёвы она затыкала за пояс и в образовавшийся "разрез" выглядывал край нижней рубахи.  К слову, панёва, имеющаяся в музее, соткана из конопли.

На фото: рушники

Ещё в Ореховно я узнала, что бывают лапти, а бывают берещенники. Собственно, выглядят-то они примерно одинаково, только вот берещенники – это, что делали из бересты, а обувь из других пород деревьев – это всё лапти.

 

Забавным экспонатом мне показалась специальная посуда, в которой женщины носили еду мужьям в поле. Это такие два глиняных горшочка, скреплённые одной ручкой: в один из них наливали первое, во второй накладывали второе. Очень, надо сказать, удобная вещь.

На фото: слепок с головы Петра I и древнее копьё

А теперь внимание! В музее под Плюссой мы обнаружили слепок с головы самого Петра I, выполненный при жизни императора!  Я, вообще, была, мягко говоря, в шоке. Ну, вы сами подумайте: подлинный слепок с головы ни кого-нибудь, а самого Петра I и где? В деревне Плюсского района!  И это при всём при том, что, как правило, такие ценности забирают в музеи Петербурга и Москвы. Слепок этот был сделан в 1724 году, но он оказался не очень удачным – там видны швы, поэтому сделали новый.  Сложно сказать, где хранился неудачный экземпляр все эти годы, вообще не понятно, как он попал в Плюсский район, но факт остаётся фактом – "копия" императора стоит в Ореховенском музее. Кстати, немного покопалась в Интернете и вот что обнаружила: в 1724 году Растрелли создал бронзовый бюст Петра I. Уж не для этих ли целей делали тот самый слепок с головы правителя?

 

Под подбородком у Петра I  в музее хранится копьё. Маргарита Георгиевна долго считала, что оно принадлежало русским войнам и относится к времени Шведской войны, но потом оказалось, что это копьё викингов!

На фото: кусочек араукария

Ещё в Ореховенском музее мне удалось подержать в руках кусочек араукарии, которому 230 миллионов лет. Добыли это дерево в Антарктиде в 250 километрах от береговой линии. Подарил его музею полярник, который провёл в Антарктиде 25 сезонов и поехал туда уже в 26 раз.

На фото: шпанская мушка

Среди экспонатов, который сильно меня удивили, была и коробочка со шпанской мушкой. Я никогда не видела это насекомое, так сказать, живьём, а тут вот обнаружилась даже не одна мушка, а целая коробочка.  Для тех, кто забыл, напомню, что где-то в веке XIX считалось, что препарат из этих насекомых повышает потенцию у женщин, а потом оказалось, что он плохо воздействует на желудочно-кишечных тракт, поэтому к концу позапрошлого века его запретили.

На фото: школьные тетради

А вообще в музее очень-очень много всяких занятных предметов, в основном относящихся к началу прошлого века. Например, школьная тетрадь по математике 1915 года.  Там обнаружились всякие интересные задачки. Например, такая: "Куплено 25 пудов сахару и некоторое число фунтов чаю. За пуд сахару платили 8 рублей, а за фунт чаю - 3 рубля. Сколько чаю было куплено, если всего заплатили 377 рублей?".

 

Хранится в Ореховенском музее инвентаризационная книга 1912 года одной школы, которая располагалась в соседней деревне Терешинка. По словам нашего  экскурсовода, она вообще не подозревала, что в той деревне была школа, а судя по книге – это было совсем не бедное учебное заведение. Школа была рассчитана всего на 30 человек, а имущества там было на 39 тысяч 504 рубля 39 копеек. Для сравнения – килограмм гречки тогда стоит всего 19 копеек.

На фото: дневник

Ещё в музее можно посмотреть, да, в общем-то, и потрогать, грифельную доску, пенал 1913 года, выпущенный к 300-летию дома Романовых, послереволюционные аттестаты,  свидетельство об окончании духовной учительской семинарии.  Интересным оказался даже простой школьный дневник за 1938-39 учебные годы.  В нём нет дней недели, вместо понедельников-вторников просто указаны даты. Как рассказала нам директор музея, тогда в стране была шестидневка – с первого по пятый день люди работали, а шестой - отдыхали. При этом рабочие и выходные дни у всех членов семьи могли не совпадать. Поэтому и в дневниках были просто числа, а не названия дней недели. Такая система была введена для того, чтобы люди не ходили в церковь.

На фото: школьная тетрадь

Презабавным оказалось и прошение женщины о смене имени. Вот что она указала в ходатайстве: "В прежнее время крещённая Анастасией, теперь желают отречься от всего старого и пойти по новой дороге указанной нашим вождём Лениным. Желала бы себе назначить революционное имя Интерна". Конечно, по мне, выбор имени крайне странный, но в те времена бывали имена и хуже))) Среди других "революционных" экспонатов тут хранится подлинник  первого Декрета о земле 1918 года, первый советский паспорт.

 

Одна из комнат в музее отведена под историю Великой Отечественной войны. Среди самых разных предметов, принадлежавших как советским, так и немецким солдатам, хранится букварь 1938 года, в котором есть такое вот стихотворение:

 

Климу Ворошилову письмо я написал.

Товарищ Ворошилов - народный комиссар.

В красную армию брат мой идёт,

Слышал я фашисты задумали войну,

Хотят они разграбить советскую страну.

 

Получается, что даже дети ещё в 38 году знали о предстоящей войне, и при всём при этом Великая Отечественная началась "как бы" внезапно?

На фото: солдатская вилколожка

Конечно, многое из "военных" предметов, хранящихся в Ореховно, можно увидеть и в других музеях, но есть и такие вещи, которых я пока нигде не встречала. Это листовки, которые выбрасывали с самолётов. Они оказались совсем не маленькими клочками бумаги, а большими газетами. Есть там и марки, которые ходили на оккупационных территориях, и письма с фронта. А меня больше всего заинтересовал дневник Виктора Маркова, который во время войны был ещё совсем подростком.  Он описывает каждый день своей жизни на оккупированной немцами территории, правда сосем по-детски и неподробно. Он рассказывает о том, как видел немецкий самолёт, как ловил рыбу, а потом продавал её немцам,  как его друзья и соседи работали на завоевателей и многом другом. Честно говоря, если бы у нас было больше времени, то я бы целиком этот дневник с удовольствием бы прочла.

На фото: фрагмент копии дневника Виктора Маркова

Наверно, рассказать я  вам смогла только о процентах 30 всей коллекции Ореховенского музея. А в процессе экскурсии, понимая, что время у нашей тургруппы ограничено, Маргарита Георгиевна нам показала примерно половину от всего, что хранится там. Так, что  у каждого, кто приедет в Ореховенский музей, будут собственные открытия. Кстати, ещё в этом хранилище интересностей очень ждут благотворителей – музею нужны средства хотя бы на ремонт здания.

На фото: здание музея

Ну, а мы после Ореховно отправились дальше в путешествие по Плюсскому району. Впереди нас ждала ещё одна крайне интересная усадьба, но об этом в следующей "серии".

 

Продолжение следует!

 

Лена Лешкина.  

Елена Лешкина
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...