2
 

Путешествие девятое: кругосветка, музыка и "призрак" Лешего

Ну-с, начнём. Как и обещала, в этом блоге расскажу вам сразу про три усадьбы, две из них связаны с именем композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Это Любенск и Вечаша. Обе усадьбы расположены буквально в полутора километрах друг от друга, но по разные стороны дороги, ведущей от трассы Санкт-Петербург-Киев к посёлку Плюсса.   Найти их очень просто – сворачиваете с трассы по указателю на Плюссу, едете порядка 20 километров, а дальше - по указателям: направо – в Любенск, налево – в Вечашу. Только вот оказывается логичнее начинать экскурсию с Вечаши, потому как Римский-Корсаков сначала открыл для себя это место и много лет снимал там "дачный домик", а уже потом приобрёл себе имение в Любенске.

На фото: те самые указатели

Надо сказать, что у нас  в усадьбах Римского-Корсакова был совершенно волшебный экскурсовод Раиса Алексеева. Я была  просто поражена тем, сколько всего хранить у неё в голове и как легко она цитирует отрывки из писем, фрагменты воспоминаний. Было ощущение, что она не просто тут работает, а сама когда-то жила в Вечаше и Любенске вместе с Римским-Корсаковым.

На фото: дом в Вечаше

Итак, Вечаша. Экспозиция тут построена таким образом, что рассказывает она о жизни композитора, начиная с самого детства. Тут имеются фотография дома в Тихвине, где родился Николай Андреевич, письма, которые  он писал родителям во время учёбы в морском кадетском корпусе. В одном из них он говорил матери о том, что очень скучает по дому и хочет увидеть "и иву, и акацию, и картофельную яму, и капусту, и Иванову траву, и фиалки, и гвоздики, и овёс, который посеян в огороде, и бабочек, и жуков, и пчёл, и мух, и слепней, и комаров, и кузнечиков". "Всё это воображаю, как будто я в Тихвине, скорей бы попасть туда", - писал композитор.

На фото: изображение коробля, на котором служил композитор

Вообще Римский-Корсаков мог и не стать композитором, а быть, например, морским офицером, тем более, что опыт хождения по морям у него был. Когда Николай Андреевич завершил обучение в кадетском корпусе, то был произведён в гардемарины и приписан на клипер "Алмаз". На этом паруснике он путешествовал 2 года и 8 месяцев. Маршрут плавания был таким: Санкт-Петербург – Нью-Йорк – Вашингтон – Рио-де-Жанейро -Остров зелёного мыса – Адикс – Лиссабон - Лондон – Санкт-Петербург. В Вечаше есть фотографии, где будущий великий композитор запечатлён в Нью-Йорке, на фоне Ниагарского водопада.

На фото: маршрут морского путешествия Николая Андреевича

Надо сказать, что у Николая Андреевича и профессионального образования-то не было. Единственный профессионал, который с ним занимался – это нанятый старшим братом, которого звали крайне оригинально - Воин, учитель музыки. Было, правда, это ещё в детско-юношеские годы будущего композитора. Тем не менее, в процессе обучения в кадетском корпусе Римский-Корсаков попал в кружок Балакирева, куда входили и другие известные музыканты,  и  уже начал писать свою первую симфонию. Однако, походив по морям, Николай Андреевич решил для себя, что сочинять музыку он больше не может, потому, как эти способности исчезли, и стоить посвятить жизнь госслужбе. Но тут в его жизни снова возникает господин Балакирев, который настаивает на том, что Римский-Корсаков непременно должен продолжить писать и начать стоит с окончания первой симфонии.

 

Уж не знаю, как уговаривал Балакирев Николая Андреевича, но музыкальное произведение было окончено, и 19 декабря 1865 года его впервые услышала публика.  Концерт состоялся в два часа по полудню в Петербурге в зале Городской Думы.  В Вечаше хранится афиша этого мероприятия, в которой значится, что в первой части исполняется симфония Римского-Корсакова, которому тогда было всего 21 год, а во второй части –  "Реквием" Моцарта.  Несмотря на то, что Николай Андреевич был тогда никому неизвестен,  после симфонии зал его приветствовал стоя. Видимо, именно этот концерт и стал определяющим в выборе дальнейшего пути – Римский-Корсаков остался в музыке.

 

Ещё один "кусочек" экспозиции посвящён семейной жизни Николая Андреевича. Со своей супругой Надежной Николаевной он познакомился, когда ему было 24 года, а ей – 20. Надежда – профессиональная пианистка, которую в музыкальной среде называли "наш милый оркестр". Однако, выйдя замуж за Римского-Корсакова, она бросила свою карьеру и посвятила жизнь семье, тем более, что дети у супругов появлялись довольно часто – с разницей в два-три года.

Семейные фотографии композитора

Естественно, при таком "раскладе" Николай Андреевич занялся зарабатыванием денег. В разное время он работал в придворной певческой капелле, был инспектором духовых морских оркестров России, работал в бесплатной школе Балакирева, которую в последствие возглавил. А потом композитора пригласили на профессорскую должность в Петербургскую консерваторию. В итоге Николай Андреевич отдал преподаванию в консерватории 37 лет. 

 

К слову, ещё одним интересным фактом из биографии Римского-Корсакова оказалось его соседство с Мусоргским, имя которого, кстати, тоже связано с Псковщиной (до усадьбы этого композитора мы тоже обязательно доберёмся!). Два великих композитора жили некоторое время вместе, в одной комнате. В то время  Мусоргский работал над оперой "Борис Годунов".

На фото: обложка клавира

В Вечашу же великий композитор впервые приехал в 1894 году. Он снял тут дачу и привёз семью. За летний отпуск композитор создал оперу "Ночь перед Рождеством", премьера которой позже состоялась в Мариинском театре. Буквально в следующем году на даче он написал оперу-былину "Садко", потом были "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"  и много чего ещё. Как уверила нас экскурсовод, на творчество Николая Андреевича серьёзное влияние оказала местная природа.  Практически в каждом дереве, в каждом прудике композитор видел мифических животных, которые потом становились героями его опер. Удивительно, но даже я увидела некоторые загадочные фигуры, например, атлета с поднятыми вверх руками. 

 

Сегодня в музее в Вечаше хранятся  клавиры опер Николая Андреевича, многие из них были изданы в Лейпциге в типографии Митрофана Беляева. Этот издатель дружил с композитором и даже приезжал в гости к нему на дачу.

На фото: памятная лента об исполнении

Гостил у Римских-Корсаковых и ещё один человек - Владимир Иванович Бельский. Вообще он работал статистом на железнодорожной станции, но при этом знал 14 языков, увлекался древнерусской литературой.  Владимир Иванович стал автором либретто ко многим операм Николая Андреевича. Их сотрудничество началось с "Садко": композитор создал музыкальную тему, но никак не мог понять, как же её включить в оперу, тогда Бельский предложил ему ввести ещё одного персонажа – супругу былинного героя, вот тут-то и пригодилась написанная ранее музыка. А потом оказалось, что статист-железнодорожник прекрасно пишет либретто, хотя прежде слова к своим операм Николай Андреевич писал сам.

 

Ещё в Вечаше можно увидеть много костюмов, в которых в разные годы  артисты крупнейших театров России исполняли роли героев опер Римского-Корсакова. Многим костюмам более 100 лет. Для своего почтенного возраста они хорошо сохранились, правда, отпечаток частого использования на нарядах тоже остался.

На фото: те самые костюмы артистов

Вообще дом в Вечаше совсем не большой и сейчас там только одна комната выглядит так, как это было при Николае Андреевиче. Большинство же помещений – это просто выставочные залы, а из двух бывших детских комнат вообще создан небольшой концертный зал, в котором стоит рояль и устроены места для зрителей. А вот та единственная комната – это кабинет Римского-Корсакова. По словам нашего экскурсовода, композитор всегда выбирал себе в домах, где жил, самую маленькую комнату с окнами на северную сторону.  Не все из находящихся сейчас в кабинете вещей действительно "видели" великого композитора, многие предметы просто относятся к этому времени. Дело в том, что "по старой доброй традиции" вещи из Вечаши, как и из многих других усадеб, сначала растащили местные жители, а потом, когда создавался музей, они всё  же кое-что вернули.

На фото: та самая шкатулка

Из подлинников тут имеется, например, шкатулка. Она принадлежала хозяйке дома, но чисто теоретически  Николай Андреевич мог ею пользоваться. Ещё тут есть керосиновая лампа и подставка под неё, блюдо с отбитым краем, которое как раз таки принадлежало семье Римского-Корсакова. А вот мебель не из дачного дома в Вечаше, она просто относится к той эпохе. Надо сказать, что композитор вообще не привозил на дачу своих вещей, семья пользовалась хозяйскими предметами.

На фото: терраса в доме в Вечаше

Будете в Любенске и Вечаше обратите внимание на копии писем Римского-Корсакова. Удивительно, но с годами подчерк композитора кардинально поменялся, причём явно в лучшую сторону, глядя на письма разных лет вообще сложно поверить в то, что их писал один человек. Кстати о письмах. В кабинете композитора в Вечаше под стеклом лежит фрагмент из его переписки с женой. Дело в том, что впервые за 33 года со дня венчания композитор и его супруга не смогли отпраздновать это событие вместе, потому как Надежда Николаевна вместе с заболевшим сыном Андреем отправилась на курорт в Германию, чтобы поправить здоровье ребёнка, а Николай Андреевич остался в Вечаше. "Милый друг, Надюша. Сегодня - 5 июня - наш день…. Погода была не очень хорошая, но всё же вынесли стол на террасу, пили "Мадейру" за твоё, Андрево, ну и моё здоровье. А дальше, как всегда, - в творчестве", - писал композитор супруге. Дальше он рассказывал о том, что перечитывал "Анну Каренину", делал разбор своей "Снегурочки".  Римский Корсаков писал, что иногда просыпается в холодном поту от того, что ему снится будто "Снегурочку" написал не он. А Надежда Николаевна отвечала мужу: "Ты пишешь, чтобы мы ехали, куда нас потянет, а нас тянет только в Вечашу. В любое другое место поедем по принуждению и только в Вечашу с радостью".  

На фото: парк в Вечаше

Закончив прогулку по дому, мы ещё довольно долго любовались парком, а наш экскурсовод продолжала цитировать записки композитора: "Впервые в жизни я оказался в настоящей русской деревне. Здесь мне нравилось всё, всё приводило в восхищение, всё каким-то чудным образом совпадало с моим пантеистическим настроением: какой-нибудь толстый корявый сук, поросший мхом, или пень, казались Лешим или его жилищем. А тройное эхо, слышимое с балкона нашего дома, кажется голосами Леших или других чудищ".

А разве вы здесь не видите атлета с поднятыми руками???

В Вечаще, кстати, часто устраивают разные праздники именно в парке, а не в доме. Тут весело празднуют, например, Рождество и Масленицу. Тогда всех туристов ждут не только рассказы он великом композиторе и его произведениях, но и чай со всякими вкусностями, народные забавы, театрализованные представления, катание с городок и многое другое. В общем, теперь я подумываю: "А не вернуться ли в Вечашу в какой-нибудь из этих праздников?"  Чего, кстати, и вам желаю)))

 

Продолжение следует…

 

Лена Лешкина.

Елена Лешкина
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...