Скобарский нонсенс
- Берём два кованых сердца, сделанных заранее (чтобы молодожёнов не томить). Одно - мужское, побольше, брутальное. Другое — женское, помягче, поинтересней. И соединяем на глазах молодожёнов и гостей кованой заклёпкой. Молодожёны в этом процессе тоже принимают участие, - под аккомпанемент выступления питерской группы "Pep-See" организатор и вдохновитель историко-этнографического центра "Псковский кузнечный двор" Евгений Вагин рассказывает мне о старинном обряде заковывания свадебки. - Потом сердечки передаём на хранение хозяйке дома, то бишь - невесте. Новоиспечённый муж чеканит псковскую деньгу (реплику XV века), которая, по нашему поверью, принесёт молодым счастье и финансовое благополучие. Сила и энергия калёного металла переходит в родниковую воду, в которую мы опускаем заклёпку. Мы эту воду называем "каляной". И вот эта вода приобретает целебные свойства. Сами кузнецы эту водичку прямо с утра начинают вкушать, и поэтому всегда бодрые, сильные и не стареющие.
- Целебность "каляной воды" - это легенда или реальность? - удивился я.
- На самом деле это я сам придумал, - не стал кривить душой кузнец. - Но поверье пошло в народ. Гости уносят это ведро и обычно всё выпивают, особенно летом. Пьют все, и молодожёны в том числе, чтобы деторождаемость была высокая.
- То есть обряд заковывания свадебки у вас поставлен на поток?
- Нет, не на поток. - Открестился от коммерческого умысла Евгений Вагин. - Я поначалу совершал этот обряд только друзьям. Мы даже денег за это не брали. А сейчас это стоит недорого. И людям в подарок остаются два сердечка, монетка, да и сам обряд проходит очень весело.
- Если говорить о нынешнем Дне Скобаря, второй День Скобаря, в этом году, чем-то отличается от первого Дня Скобаря, в году прошлом? Что можно сказать по итогам события? - Я вернулся к главной теме разговора с Евгением Вагиным, без участия которого праздник в его нынешнем обличье вряд ли бы вообще был осуществим.
- Ну, мы постарались привнести что-то новое. Кстати, тут одна газета напечатала статью, в которой утверждалось, что День Скобаря придумали кузнецы. Это не правда. На самом деле идея принадлежит областному комитету по туризму и инвестициям. Просто без кузнецов День Скобаря показался пустым каким-то. И они обратились к нам, и мы участвовали очень активно. Тем более, наконец-то нам, кузнецам, выделили хоть какие-то финансы, и мы в прошлом году выковали достаточно много интересных фигур. Плюс к этому я предложил показывать то, что можно покрутить, и на чём можно поездить. Творческие люди объединяются. К сожалению, в этом году хватило денег только на изготовление памятного знака "Пуп Земли кузнечной". Остальные вещи, глубоко концептуальные, мы делали за свои деньги. Пять вещей, таким образом, в коллекцию добавилось.
- У вас не было ощущения "дежавю"? В принципе-то ведь ничего нового?
- Я предлагал организовывать праздник не каждый год, а через год. Потому что есть такая опасность, что День Скобаря быстро приестся. В прошлом году было много кованых вещей, и это гостям праздника было в новинку. Митьков, кстати, поначалу не заинтересовало. Но когда они вошли на кузнечный двор, они забыли обо мне. Сразу придумали картину: "Братание митьков и скобарей". То есть отработали очень интересно. В этом году всё организовано гораздо профессиональней с точки зрения размещения мероприятий. Концерты все отдельно, на кузнечном дворе — только мастер-классы и железо. "Фанни райдер шоу" получилось шикарное. И митьки работали за пределами двора. Написали два концептуальных полотна, одно батальное – "Как скобари и митьки побороли Стефана Батория", второе - "Прибытие варягов Рюрика, Трувора и Синеуса в Псков". Там митьки как бы в роли варягов. Скобари с опаской прячутся за воротами Снетогорского монастыря. А кузнецы встречают варягов, которые идут на ладье.
- В целом публики было больше или меньше, чем в прошлом году? По вашим ощущениям.
- По-моему, столько же. В прошлом году, говорили, что было около 8 тысяч человек. И чему я удивился, было очень много гостей из Питера. Мы сувенирами торговали. Эти сувениры — подковки, скобки, гвоздики — псковичи обычно не покупают. А тут было сметено просто всё. Понятно, что всё гости скупили. В этом году, надо признать, всё было более зрелищно.
- Дорого стоит большая скульптура из кованого металла?
- Это металл. И в это всё в этом году и упёрлось, например. У меня есть проект памятника Скобарю. Идея такая. Огромная скоба! То есть всем как видится памятник Скобарю? Огромная на три метра фигура Скобаря. Вроде Ленина. Я от этого церетелизма принципиально отказался. Я предлагаю сделать скобу, состоящую из маленьких кованых изделий. Издалека ты видишь скобу, подходишь ближе — всё разнообразие ковки. А на скобе сидит небольшой бронзовый скобарь. Он такой в фартучке, в кирзовых сапогах, с хитроватой улыбкой. С ним можно приобняться. Идея такая: небольшой человечек с золотыми руками способен делать вот такие большие дела.
- Так какая перспектива у этого памятника?
- Вот хотели в этом году. Но не срослось. Чего сейчас о деньгах говорить? Понятно, что такие вещи чего-то стоят. Денег, увы, не нашлось.
- Если этот памятник будет всё-таки изготовлен, он будет установлен где-то в Пскове?
- Нет, не в Пскове. Я через неделю еду в Москву. Договариваться с "Этномиром". Это такой действующий этнографический парк близ деревни Петрово на северо-востоке Калужской области у границы с Московской областью, представляющий в популярной форме традиционные культуры народов мира. Сейчас там, например, строится китайский городок. Имеются белорусская, украинская деревни, памятник русской печки. Идёшь, налево — англичане, направо — голландцы. Какие-то чукотские яранги стоят. Весь мир в миниатюре. Везде можно ночевать. И вот вдруг оказалось, что нет у них кузнечного двора. Организатор "Этномира" очень нами заинтересовался. Я ему показал проект памятника Скобарю, и вот еду договариваться.
- А как же тогда Псков?
- В Пскове ничего не сделать, ничего не поставить! Вот этот гвоздь я предлагал на "Гардарику" поставить на Золотой набережной. Пошёл к архитектору Юрию Ширяеву. Он говорит: "Жень, такая классная работа! Я давно хотел, чтобы там какая-то скульптура стояла". Отнёс, показал. Говорят, всё одобрено. Через два дня звонят, говорят: "Ставить не будем". Я у них спрашиваю: "Почему? Назовите фамилию того, кто против". Отвечают: "Не комментируем! Всё. До свидания". По молодости я обижался. Сейчас работаю только для тех, кому это надо. Вот недавно в Порхов ездили. Нас великолепно встретили. Они нашли деньги. Мы им сковали огромную вазу с букетом цветов в два с половиной метра. Организаторы были в шоке. Великие Луки в этом году — пожалуйста! Мы были приглашены на мастер-классы. "Придумайте что-нибудь, - предложили, - мы профинансируем". "А я уже придумал", - отвечаю. Два влюблённых кресла барочного типа, они людей напоминают. Стоят так под ручку, место для влюблённых парочек. Приехал в Великие Луки, у мэра пробыл пять минут. Он увидел проект, - подпись. Вышли, я ради шутки говорю: "Давайте с видом на администрацию". "Какой фундамент капаем?" - спрашивают. Для меня это был шок. В итоге мы нашли место на берегу Ловати. Через неделю мне позвонили и сказали: "Фундамент готов". Через три недели деньги за работу уже были на нашем счёте. В Великих Луках быстро всё делается. А в Пскове в прошлом году мы деньги за "Кузнечную механику" на День Скобаря получили на четвёртый месяц. У нас в Пскове всё так. Ставить нельзя. Оплачивают через пень колоду. А в Луках никакого "вопика", никаких проблем.
- "Вопика" - это ВООПиКа, имеется в виду?
- Да. Вот мы хотели сделать стелу Савве Ямщикову. Со мной работал профессиональный художник. Эскизы были хорошо выполнены. Так нас размазали на Градсовете. Причём предупредили: "Женя, эта вещь не пройдёт, и всё". Ну, она и не прошла. Вместо стелы — мемориальная доска, кусок штуки висит. В душе, конечно, обидно. Наши работы в Арле стоят на улице Псковской. В Гере — золотой петушок. То есть на Западе стоят, по всей России — стоят. В Пскове — нет. Это, конечно, нонсенс. А ведь есть возможность организовать целый фестиваль! Представляете, приехали в Псков 60 лучших российских кузнецов на неделю. Уехали, а у нас осталось 14-15 скульптур или памятных знаков. Это ведь так украсило бы город. Вот сейчас делают набережную. Закажут скамейки стандартные. И все будут по ним с ногами лазить. Что сделали в Ульяновске. Выделили деньги на изготовление авторских кованых скамеек. Теперь весь берег Волги уставлен этими изящными художественными скамейками. Рука не поднимется чего-то там отломить или сесть на спинку и пива попить. На этой скамейке хочется сидеть и любоваться Волгой. Я собственными глазами видел- всё чистенько и аккуратно. А казалось бы, бытовое дело. А главное, я думаю, что деньги те же самые. Что авторские скамейки ковать, что их на заводе делать. Ну и за День скобаря мы боремся. Ведь постоянно идут споры, мол, обидное прозвище. Праздник быдла, жлобов.
- Обидное, конечно, это ведь ругательство.
- Да, как-то приезжала питерская команда телевизионщиков — снимать сюжет о кузнеце. Меня сняли, всё хорошо. Подходит ко мне женщина-режиссёр и спрашивает: "А вам не обидно, что вас называют скобарём?". Я сначала даже не понял: "А чего здесь обидного?". А потом до меня дошло и я ей: "А вам не обидно, что вы режиссёр?". "А какая связь?" "Для меня, - отвечаю, - скобарь — это, прежде всего, мастеровой человек". Существует легенда про Петра Первого, который псковскую скобу не мог разогнуть. Это, конечно, байка, но байка красивая. И утром я встал и написал свою песню "Скобари". В интернете уже 100 тысяч скачиваний трека! Песня пошла в народ. Даже пишут: "Песня народная, жаль, что автор неизвестен". Чем я, кстати, очень горд. И мы своими действиями показываем, что скобарь в первую голову — мастер. И ещё об этимологии. Скоб - это короткая воинская стычка. Скобари ведь были прекрасные воины. Мы своей работой негативное значение слова скобарь опровергаем.
Саша ДОНЕЦКИЙ