1
 

Этот праздник просто какой-то

В четверг вечером в Институте регионального развития обсуждали псковские праздники. Праздник "типа А" и праздник "типа Б". Который "типа А", - пахнет жареным. Который "типа Б", - вылеплен из снега.

 

Научный руководитель Института регионального развития Сергей Дамберг грозился таким, как я, беспринципным журналистам, Божьим судом. Если мы не стерпим и предадим огласке необработанные аналитиками цифры опроса, который был проведён в Пскове после Дней города (так и сказал: "Бог вам судья"). Но я всё-таки вам сейчас расскажу, кто эти "некоторые", которые "любят погорячей", а точнее, сколько их. И почему "провальный" "Снежный град" и почти такой же жизнеутверждающий, судя по замерам общественного мнения, "О Псков мой, город-книгочей" рядом не валялись.

 

Так вот, сотрудники института опросили неделю назад 400 "неподкупных случайных" псковичей. Насколько я поняла, 10 из них сказали, что в Дни города им не хватило пива, а 16 надеются, что в следующий раз на городских торжествах будет ещё больше шашлыков.

 

Журналистам не дали заглянуть в составленный социологами опросник, но на слух он "доставляет" почти так же, как и скандальное видео "Быдло в клумбе" с сайта "Псковской правды". Можно было бы опубликовать эти вопросы вообще без ответов в качестве ещё одной иллюстрации к псковским Дням города.

 

Цитирую. Варианты ответов на вопрос "Что вы делали в Дни города?":"пил пиво", "ел шашлык", "слушал музыку","просто гулял", "участвовал в конкурсах", "смотрел салют", "отдыхал дома", "ездил на дачу"…

 

Варианты ответов на вопрос "Чего вы хотите от Дней города в следующем году?": "больше пива", "больше шашлыков", "провести пивной фестиваль", "провести музыкальный фестиваль", "запретить торговлю алкоголем", "больше мероприятий для детей" и "больше мероприятий для ветеранов"…

 

Разумеется, с цифрами всё гораздо интересней. Оказалось, что "атмосферу" праздника в Пскове на этот раз создавали всего 12% жителей: это они "ели шашлыки". 13% опрошенных "пили пиво" (или это те, кто не постеснялся в этом сознаться?) 27,5% видели салют, 21% слушали музыку, 4% поучаствовали в конкурсах. "Просто гуляли", как редактор "Псковской правды" Александр Машкарин, который в Дни города обходил все неинтересные ему мероприятия… стороной, 27% опрошенных.

 

При этом 21% псковичей "отдыхали дома" и 23% "уехали на дачу". То есть, подсчитал Юрий Стрекаловский, получается, что почти половина псковичей проигнорировали Дни города напрочь.

 

Некоторые участники позавчерашней дискуссии были ещё более категоричны и уверяли, что на празднике побывали только те из горожан, кому не удалось никуда "свалить". А те, кто заранее готовился к Дням города в Пскове, с удивлением встречали друг друга, например, на улицах праздничного Тарту, где как раз в это время проходили такие же Дни города. Такие же, да не такие.

 

Я, кстати, оказалась как раз в числе тех, кто "свалил" с псковских Дней на тартуские. Мы с псковскими менеджерами культуры учились у тамошних муниципальных служащих искусству делать праздники по-ганзейски. Поэтому вместо вот такой картинки:

 

 

я наблюдала вот такую:

 

И нисколько об этом не пожалела, прогуливаясь воскресным утром 24 июля по заплёванному и заблёванному Октябрьскому проспекту, где из каждого куста нестерпимо пахло общественным туалетом, а под деревом у памятника Пушкину с крестьянкой вообще было наложено сразу несколько куч.

 

Чем же занимались те мои земляки, которым повезло гораздо меньше, чем мне? (А таких в Институте регионального развития насчитали тысяч 70-80). Судя по опросу, ничем таким, чем можно было бы похвастаться Вконтакте. Одни ели шашлыки, другие их нюхали. Одни пили пиво, другие мечтали позабавить чем-нибудь своих детей.

 

Но это судя по опросу. Тот же редактор "Псковской правды" возмутился, почему составители опросника не упомянули ни одного мероприятия из афиши Дней города, кроме салюта, "ведь шашлык – это не мероприятие, а процесс". Может, кто-то из псковичей ходил на ярмарку ремесленников или на концерт "Русского размера"? Или на открытие фонтана у гостиницы "Рижская", подсказал заместитель губернатора Максим Жаворонков.

 

"Опрос был не про то", - отрезал Сергей Дамберг.

 

- А про что тогда опрос?

 

- Цель исследования - понять что происходило с людьми в День города и чего они хотят. Понять, как город хочет отдыхать… Чтобы перестать пребывать в той позиции, когда к нам прилетел на голубом вертолёте волшебник, а мы видим, что это Гаврюшкин, а нам он не нравится: "Ай блин, дурацкий у вас праздник, мы не пойдём"…

 

Из опроса, по словам Сергея Дамберга, "видно", "сколь поразителен разрыв между тем, что мы можем наблюдать на улицах, и тем, чего хотят люди". "А люди говорят: "Пива нам не надо, шашлыков не надо. Нам бы музыки и для детей чего-нибудь. И для ветеранов. С этими благородными мыслями горожане и выстраивались в очереди за пивом…"

 

- А вы афишу-то праздника хоть читали? – прикапывались те, кто "просто гулял" по праздничному Пскову, к таким, как я, прогульщикам Дней города. В ответ сотрудники Института регионального развития углубились в чтение афиши, заодно силясь понять, каким таким "интерактивом" были охвачены 4% опрошенных. Ведь попахивающий нафталином пафосный тон заявленных в программе мероприятий предлагал им открывать доски в память о физиках-ядерщиках и интеллектуально обогащаться в стиле "О, Псков мой, город-книгочей". Всем сразу стало понятно, почему редактор "Псковской правды" выбрал для себя всего две позиции: "просто погулять" и "посмотреть салют".

 

- Стереотип сложился, - резюмировал ещё один таруский беженец с псковских праздников Константин Калиниченко. - Ну что ТАКОГО может произойти на Днях города в Пскове? Всё равно все нажрутся под вечер. А в 150 км "такие же" дни города…

 

Короче говоря, на шашлычный ответ городских властей последовал шашлычный вопрос Института регионального развития.

 

Справедливости ради надо сказать, что Дни города ассоциируются у тех, кто принял участие в четверговой дискуссии, не только с шашлыками. Ещё с кокошниками из фольги - в виде церковных куполов. По Юрию Стрекаловскому, традиция отмечать Дни города именно так и никак иначе складывалась в Пскове годами, а то и десятилетием. Выпестовался, по его терминологии, такой праздник "типа А", похожий на деревенскую или райпошную ярмарку в самом пошлом исполнении, когда всё веселье ассоциируется с поеданием шашлыков и запиванием их пивом под танцы дрессированных детей с нахлобученными на головы куполами или под музыку какого-нибудь "Русского размера".

 

Кстати, Максим Голиков задал в четверг очень резонный риторический вопрос: "Выбирая музыку для праздника, не программируем ли мы тем самым настроение отдыхающих? Если мы выбираем "Русский размер", то не провоцируем ли мы таким образом танцы в клумбах?"

 

Например, на концерте Стинга Максим не видел не одного пьяного, потому что там играл симфонический оркестр, который "не подразумевает"…

 

Все сразу заулыбались, пробуя вообразить себе симфонический оркестр… вечером на Октябрьской площади в Пскове… в День города… Ну а почему нет? Лично у меня получилось.

 

Юрий Стрекаловский тоже верит, что симфонический оркестр народу бы понравился: "Нашему народу всё нравится, потому что ему вообще мало что предлагают. Я вас уверяю, если бы в День города в Пскове было лазерное шоу, то все тоже бы сказали, что понравилось, только не было бы пьяной пляски в клумбах, и псковичи не стали бы немножечко хуже после этого праздника".

 

Чего же хотят женщины и мужчины Пскова от Дней города? Вернее сказать, какие ответы они выбрали из предложенных Институтом регионального развития?

 

58% опрошенных хотят "больше мероприятий для детей". 38,5% опрошенных – "больше мероприятий для ветеранов". Сергей Дамберг придумал такой вариант ответа, чтобы, по его словам, проверить, насколько горожане "чутки" к скандальной истории с переносом церемонии возложения венков от Вечного огня к Стеле города воинской славы. Но Юрий Стрекаловский считает, что "ветераны" хотят не возложений, а танцев под гармошку, как это было раньше возле памятника Пушкину в Летнем саду.

 

- Эта площадка до декабря занята коммунистами, - напомнил присутствующим заместитель губернатора Максим Жаворонков.

 

"Забавная штука, - продолжал Сергей Дамберг - 16% предлагают не перекрывать автомобильное движение вообще. "Убрать всю торговлю с тротуаров" – 20%". "Короче говоря, - прокомментировал научный руководитель ИРР. - Порядка трети опрошенных предлагают вернуть торговлю в магазины и запустить автомобильное движение, а весь этот праздник… ну его…"

 

- Ага, и параллельно провести музыкальный фестиваль… Какие-то бредовые у вас предложения… Одно бредовее другого, - возмутились участники дискуссии.

 

- Мы пытались нащупать тренды, - оправдывался Юрий Стрекаловский. По его мнению, опрос обнаружил "огромный, подавляющий, 90%-ный (!) спрос на семейный организованный отдых", то есть на праздники "типа Б": "Я рискну предположить, что успех "Снежного града", который состоялся, конечно же, не как туристическое мероприятие, а как семейное, а он действительно был успешен, при том, что он конечно же всем "не понравился", вот именно был обусловлен тем, что спрос на такие мероприятия в городе огромен".

 

Вот тут мне захотелось поспорить. Как человек семейный-пресемейный (у меня двое детей) я почему-то ничего "семейного" в городских праздниках не ищу. Я за праздники "типа Ц", как у новгородцев, которым я завидую чёрной завистью, потому что они в отличие от нас умеют повеселиться. Сравните. У нас "О Псков мой, город-книгочей", а у них – "художественная секта "КОЛХУи". У нас "Связь поколений", а у них – "Битва танцоров" на Софийской площади. У нас "В гостях у Пеппи Длинныйчулок", а они запускают с кремлёвского пляжа самодельные ракеты. И так далее, и тому подобное. Как будто у псковичей совсем туго с фантазией, и как будто сценарии всех псковских праздников до сих пор заимствуются из пособий для массовиков-затейников по организации досуга будущих строителей коммунизма.

 

"Менеджмент этих мероприятий ужасен, ниже плинтуса. И вредоносен", - подытожил Юрий Стрекаловский. По его словам, те немногие события, которые всё-таки "состоялись", всё равно утонули в пиве и погрязли в шашлыках.

 

А ещё Юрий Стрекаловский обратил наше внимание на то, что "просто гуляли" в Дни города 27% опрошенных и 22% хотят на следующий год убрать всю торговлю с тротуаров. Он считает, что эти две группы респондентов пересекаются.

 

- Ведь торговля мешала людям гулять!

 

"Мешали" отдыхающим, конечно же, не ремесленники со своими поделками. Мешали продавцы воздушных шариков, дудок, синих париков, "волшебных" палочек со встроенными светодиодами и прочей китайской дребедени. У кого есть маленькие дети, - тот нас с Юрием Стрекаловским поймёт. А ведь некоторые народные умельцы приехали на псковскую ярмарку издалека и предлагали покупателям поистине уникальные изделия… Но только они успели разложить свой товар, как их, по словам Стрекаловского, "накрыло всем этим".

 

В общем, Стрекаловский считает, что коммерция убивает праздники. По крайней мере, такая коммерция.

 

- А где грань между коммерцией, которая полезна, и коммерцией, которая так достала, что граждане просят её убрать? – поинтересовался Максим Жаворонков.

 

Я знаю, где грань! Я это выяснила в Тарту. Тамошние сотрудники муниципалитета объяснили нам, что допускают к участию в своей ярмарке ремесленников далеко не всех желающих. Китайским побрякушкам на такие ярмарки в Эстонии вход заказан, уверяли они. Поэтому я даже этой отвратительной сахарной ваты на тартуских Ганзейских днях не видела. Но зато обратила внимание, что один из ресторанчиков на Ратушной площади наделал специально к празднику леденцов на палочке в виде золотых петушков. И красиво, и вкусно - так что дети с их родителями были в полнейшем в восторге.

 

Главным событием тартуских Ганзейских дней города в этом году был музыкальный фестиваль "Европеада". 51,5% опрошенных Институтом регионального развития псковичей тоже хотят в Дни города музыкальный фестиваль. И "всего-навсего 10%" (цитирую Дамберга) – пивной.

 

"Люди НЕ ХОТЯТ ни пива, ни шашлыков", - резюмировал своё социологическое исследование Сергей Дамберг и объявил, что 40% участников опроса предложили вообще запретить на следующий год торговлю алкоголем в праздничные дни.

 

И хоть у самого научного руководителя ИРР "до сих пор свербит", что "закрыли пивные палатки", он не мог не отметить: 66% опрошенных (то есть, две трети) считают, "что давно пора было прекратить это пьянство" и всего только 26% согласились с суждением "жаль, что торговлю пивом запретили, а не сделали лучше".

 

При этом 51% участников опроса выбрали более абстрактную формулировку: "Наконец-то власть стала действовать". А 31% жалеет о том, что власти не посоветовались с горожанами.

 

"То, что каждый третий пскович сказал, что ему жаль, что не посоветовались с горожанами… ну… по-моему, это торжество демократии, - восхитился Дамберг. - Это очень существенно, ей-богу!"

 

Теперь, считай, что с псковичами посоветовались.

 

(Настоящие, то есть, правильно интерпретированные, результаты проведённого Институтом регионального развития социологического опроса про Дни города, наверное, будут опубликованы на сайте ИРР чуть позже.)

 

Ольга Миронович, Псковское агентство информации.

Ольга Миронович
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...