Путешествие первое: Заместитель Багратиона и неожиданный финал
После знакомства с Гдовом мы отправились в Кярово — имение графа Петра Петровича Коновницына. Добраться до него совсем просто: 6 километров по прямой от Гдова в сторону города Сланцы (Ленинградская область), после чего нужно по указателю свернуть направо. Часть пути пролегает по асфальтовой дороге, ещё небольшой отрезок, после поворота с трассы, придётся проехать по просёлочной, но вполне пригодной для поездки на легковом автомобиле дороге.
Итак, кто такой Пётр Петрович Коновницын. Он жил в одно время с Кутузовым и Багратионом. У него было много имений, в том числе в Петербургской губернии, но любимым стало Кярово. Тут он нашёл и свою жену Анну Иоанновну, урождённую Дондукову- Корсакову. Имение Дондуковых-Корсаковых находилось всего-навсего в двух километрах от Кярово.
Коновницын служил в российской армии, а в годы вправления Павла Первого некоторые офицеры попали в опалу, этой участи "удостоился" и Пётр Петрович. В итоге 8 лет жизни ему пришлось провести вдалеке от Санкт-Петербурга — в Кярово. Тогда он был достаточно молодым человеком и оказавшись в ссылке стал "плотно" общаться с соседями — Дондуковыми-Корсаковыми. Дружба двух семей закончилась свадьбой Петра Петровича и Анны Иоанновны. Буквально на следующий год после женитьбы у них родилась дочь Елизавета, а потом год за годом появились на свет Пётр Петрович-младший, Иван Петрович, Алексей Петрович и Григорий Петрович. Кстати, в семьях первого мальчика было принято называть в честь отца, поэтому и появился ещё один Пётр Петрович Коновницын.
Тем временем опалу с Петра Петровича-старшего сняли, но тут как раз наступила война 1812 года, в которой Коновницын принял самое непосредственное участие. Когда шёл Бородинский и Багратиона ранили, Пётр Петрович Коновницын его заменил и принял на себя командование второй армией. Он был контужен в бою, но потом всё обошлось.
После войны Коновницына поставили во главе военного училища в Санкт-Петербурге. В итоге жить ему "пришлось" в Петергофе, но в Кярово он продолжал наведываться с завидной регулярностью. В 1822 году Петра Петровича-старшего не стало. Похоронить он себя завещал в Кярово, поэтому на лошадях его тело из Петергофа перевезли в Кяровскую Покровскую церковь и похоронили.
Анна Иоанновна пережила своего супруга на 19 лет. Её похоронили рядом с мужем — под сводами кяровской церкви. Кстати, там же погребены и многие другие родственники Коновницыных, о чём свидетельствуют многочисленные плиты, вмурованные в стены храма.
Меня удивила надпись на надгробной плите Анны Иоанновны: "кавалерственная дама". Прежде с такими "формулировками" я не встречалась даже в книгах. С теми, кто так же как и я "не в курсе", поделюсь новыми сведениями. Оказывается, если мужчине присваивали орден, то он назывался кавалером ордена, а если женщине - то она становилась кавалерственной дамой. Так вот Анна Иоанновна была удостоена ордена Святой Великомученицы Екатерины.
Вернёмся в современность. До наших дней, к великому сожалению, от всей усадьбы дошёл только домовой храм Коновницыных — Покровская церковь. Сейчас там служит, как мне показалось, молодой и совершенно потрясающий батюшка, который очень много знает об истории этого храма и готов часами рассказывать гостям о церкви. Причём с нами, по большому счёту светскими людьми, он общался на "доступном нам" языке. Так вот, по его словам, храм совершенно нетипичный для деревни, он городского зального типа без каких-либо приделов. Внутреннее убранство храма тоже в городском стиле. При этом многое дошло до нас в первозданном виде, то есть таким, как было примерно 220 лет назад, поскольку храм не разграблялся. Церковь, как уверен батюшка, строилась как усыпальница семейства Коновницыных. При этом явно его посещали и крестьяне, поскольку в церкви есть икона Николая Чудотворца. Дарственная надпись на ней гласит: написана на средства крестьян.
Что касается внутреннего убранства, то не возможно пройти мимо ликов Лаврентия и Стефана. Стефан — первомученик, он был первым убиенным за Христа. Лаврентий тоже мученик. Как правило, их изображают на дьяконских вратах. В ликах Лаврентия и Стефана, которые есть в храме в Кярово, есть одна особенность — они нарисованы в рясах в …. цветочек... Оказывается, эти иконы были выполнены в Екатерининскую эпоху, которая оказалась бедной для церкви. Богатые дамы, надев платье один раз на какой-нибудь светский раут, отдавали его в церковь, чтобы батюшки могли пошить себе рясы. Вот поэтому-то и ходили священнослужители в "нарядах" в цветочек, а соответственно и на иконах святых в эту эпоху изображали в цветастых облачениях.
Ещё один лик, привлекающий внимание, - это икона Всех новомучеников российских. Её привезли из Лос Анджелеса и подарили храму. Икона чёрно-белая и совсем не похожая на привычные нам.
Вообще, некоторые иконы в храме были подарены самой Екатериной II из Аничкова дворца. Ещё говорят, что на иконах, составляющих алтарь, на обратной стороне есть подписи родственников Коновницына, то есть они оставляли на образах надписи, вступая в наследство.
И, конечно, же нельзя пройти мимо могилы Петра Петровича Коновницына и его супруги. Если другие надгробные плиты вмурованы в стены, то эти, выполненные из чёрного мрамора, лежат прямо на полу храма. А в Гдовском музее хранится серебряная лента с могилы Коновницына. Дело в том, что захоронение было разграблено, и ленту украли, а потом её нашли и лет 20 назад передали на хранение в музей. Рядом с могилой установлен портрет Петра Петровича и образ Николая Чудотворца, в некоторых источниках написано, что Коновницын всегда носил с собой иконку с изображением этого святого. Когда-то давно в храме была та самая икона, которая сопровождала графа на войне, но, как у нас это часто бывает, её украли.
Известным был не только Пётр Петрович, но и его дети. Так, Пётр Петрович-младший и Иван Петрович были декабристами. Пётр участвовал в восстании на Сенатской площади в Петербурге, за что был сослан на Кавказ, где скончался и похоронен. А Иван состоял в Северном Обществе, по некоторым данным, он похоронен тоже под сводами храма в Кярово.
А теперь расскажу продолжение истории с гибелью и захоронением белогвардейца Алексея Ивановича Коновницына. Оказывается, что там, где стоит крест в Гдовской крепости, на самом деле никто не погребён. В своих воспоминаниях сын Алексея Ивановича Николай, который тоже состоял в белой армии, написал, что приехал в Гдов, когда белые его снова заняли, узнал о смерти отца и о том, где его похоронили. Тогда он вместе с друзьями ночью раскопал могилу, достал тело отца, завернул его в тулуп и вывез в Кярово, где при большом скоплении крестьян перезахоронил его рядом с Петром Петровичем и Анной Иоанновной Коновницыными.
Есть этому и подтверждение. Отец Михаил, поставивший в Гдове храм, сначала служил в Кярово. Он стал ремонтировать пол в церкви, снял его и увидел рядом с надгробными плитами четы Коновницыных ещё одну плиту, но на ней не было ничего написано. И только потом, когда узнали о воспоминаниях Николая Ивановича Коновницына, стало понятно, что под той безымянной плитой покоится прах Алексея Ивановича.
Прогуляться вокруг храма тоже стоит, хотя бы для того, чтобы постоять рядом с дубом, которому уже целых 250 лет!!!! Также можно полюбоваться на протекающую у подножия церкви реку Черму. Когда-то она была полноводной, теперь, конечно, больше напоминает ручеёк. А ещё недалеко от храма есть святой источник, освящённый в честь Покрова Божией Матери. Говорят, что вода источника обладает целительными свойствами.
Не могу упустить и проблемы. Храму, который является памятником федерального значения, нужны средства на ремонт. Из-за того, что берег реки объезжает, церковь тоже "движется", и по стенам идут трещины. Настоятель своими силами как может заделывает их, но всё это, конечно, ненадолго.
Продолжение следует....
Лена Лешкина.