27
 

Магеллановы конюшни

Спорить об эстетике в архитектуре или, тем более, в градостроительной сфере, - дело неблагодарное, бесконечное и утомительное. Сфера эта большей частью эмоциональная, чувственная, а потому не подлежащая заключению ее в жесткие рамки каких-то эталонных мер и весов. Но ведь что-то заставляет нас говорить, что вот это красиво, величественно, гармонично, а вот это - пошло, безвкусно и бездарно?!

«Чувство красоты руководило постройкой даже и первобытной клети, а тем более городских стен и башен, от которых мы имеем право начинать историю своего зодчества», - говорил в свое время знаменитый русский историк Иван Забелин. И он был совершенно прав. В Псков, Изборск, Печоры многочисленные туристы приезжают полюбоваться нашими памятниками истории и архитектуры не только потому, что это седая древность и, так сказать, эксклюзивная ручная работа, но и потому что это фактически всегда – красиво. При этом, на вопрос, почему красиво, у каждого будет свой ответ, и каждое объяснение будет казаться абсолютно правильным.

Когда (по-моему, в нулевых годах) на месте стихийного рынка у «Универсама» на Рижском проспекте возвели временные модули для торговых помещений – народ моментально среагировал на это «чудо» местной архитектурной мысли и дал им соответствующее название: «коровник» или «конюшня». То есть для жителей Пскова, да и для гостей города, в ответ на «клеть» двадцать первого века подсознательно сработало чувство, этакий индикатор «хорошо-плохо», и результат, естественно, выдал «плохо». 

Понимали это и тогдашние власти Пскова, тем более, что речь, как-никак шла о своеобразных воротах в город со стороны Запада. Согласимся, жестяной «коровник» - не лучший вариант первых впечатлений от древнего города для рафинированных интуристов. Поэтому псковичам было заявлено, что данные модули носят временный характер. На тот момент это объяснялось двумя железобетонными доводами. Во-первых, типовой коровник все же лучше грязи стихийного рынка. Во-вторых, не можем же оставить без работы несколько десятков торговцев – этих «локомотивов» псковского малого бизнеса.

Так прошло более десяти лет (если не ошибаюсь). Могло бы и дальше все идти как по маслу. Обещание городских властей снести злополучный «коровник» подзабылось (ведь нет ничего более постоянного, чем временное), псковичи с ним свыклись, но на беду истек срок действия муниципальной схемы размещения нестационарных торговых объектов. Проще говоря, речь идет о многочисленных ларьках и киосках, которые расставлены по всему городу. Остроты придало и то, как к таким вопросам подошли в Москве и Петербурге. Там вдруг обнаружили, что за агрессивно-безобразными строениями лихих 90-х была скрыта подлинная красота архитектурного наследия обеих столиц.

Но для этого нужна была воля властей. Властей, опирающихся на авторитетное мнение экспертов и специалистов, а не на корыстные интересы дельцов и проходимцев. Властей, опирающихся  на общее стремление жителей видеть свои города краше и комфортнее. 

В Пскове с этим будет сложнее. Ошибки, а порой и совсем непростительные ошибки в градостроительной сфере Пскова, наверное, не всегда связаны с какими-то коррупционными схемами. Псков – город древний, а памятников архитектуры дошло до наших дней не так уж и много (о комплексной исторической застройке и говорить не приходится – ее просто нет, не сохранилась). Поэтому и требует наш древний город особого, я бы сказал врачебного отношения к застройке особенно в исторической части города. Но такое отношение властей возможно лишь, если в администрации в городской Думе работали бы люди, хотя бы понимающие свою ответственность за доставшееся нам историческое, архитектурное и историческое наследие.

К сожалению, сегодня нет и такого авторитетного человека, который смог бы помочь властям в этом вопросе находить правильные пути и решения. После ухода Ю. П. Спегальского, Б. С. Скобельцына, М. И. Семенова, В. П. Смирнова. С. В. Ямщикова – этих богатырей псковской реставрации, хранителей псковской старины – эта пустота в Пскове особо остро чувствуется.  Ну, а когда нет богатырей на авансцену истории, как правило, пробираются карлики и пигмеи.

О сносе «коровника» (в официальных кругах это строение именуют торговый комплекс «Магеллан») лишь обмолвились, как на его защиту тут же встали… чиновники. Громче всех заговорил до сего дня себя особо не проявлявший уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Аркадий Мурылев, который «не понимает, кому и чем этот торговый комплекс мог помешать». «По данным отдела потребительского рынка, в «Магеллане» работают 100 предпринимателей. Они платят аренду, налоги, в том числе, в городской бюджет. Вы хотите лишить их законного бизнеса, а 300 работников выгнать на улицу?!», - подчеркнул уполномоченный.

Как всегда, вот таким образом, путем сваливания разных проблем в одну,  у нас принято морочить людям головы. На самом деле, проблема номер один – это неприглядная «конюшня» на одной из центральных улиц Пскова, за снос которой, уверен, проголосуют большинство псковичей. Проблема номер два – «законный бизнес», говоря словами уполномоченного. Хочется обратить внимание, что это не производство, не фабрика, не сельхозугодья. Демонтажа дорогостоящего оборудования здесь не потребуется. Это торговля китайским ширпотребом, который с легкостью  можно загрузить в баулы и перенести в другое место. В какое? А вот для этого и существует городская администрация, пусть работают, находят общий язык с «предпринимателями». Кстати, как показывает жизнь, торговцы быстро находят свои ниши и своего потребителя. 

Но жизнь говорит и другое: у города, который прирастает «бизнесом», построенном на подобных «конюшнях» и «коровниках» нет будущего! 

Источник: http://iuriistepanov.livejournal.com/20741.html

Юрий Степанов
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...