3
 

Что ты делаешь сегодня вечером?

Половина псковичей не помнят, когда в последний раз покупали книги. Зато 74% горожан признаются в том, что ежедневно смотрят телевизор. Эти и другие любопытные цифры прозвучали в ходе очередного экспертного семинара «Института регионального развития», который проходил в среду в медиахолле псковского театра. 

Предыстория семинара такова. Весной по заказу Пушкинского драмтеатра социологи активно изучали особенности культурного потребления горожан. Интересовало все: куда ходят псковичи, что смотрят, о чем читают, чем интересуются. Конечно, учитывая заказчика, исследование, в основном, крутилось вокруг театра, но от этого менее любопытным не стали ни его результаты, ни их обсуждение, которое получилось долгим и многополярным.

В минувший четверг на семинаре обсуждали первую часть исследования «Культурное потребление псковичей», которая касалась культуры зрительской. Общая раскладка зрительских предпочтений псковичей вполне традиционна. Псковичи – домоседы. И если и развлекаются, то развлекаются скромно, украдкой. Для жителей небольшого и небогатого городка главными зрелищами являются зрелища недорогие (читай,  общедоступные) и массовые. Причем массовые как в смысле количества зрителей, так и в смысле интеллектуального наполнения. Это, в основном, телевизор и городские праздники. Кстати, нелишним будет вспомнить, что среди горожан по-прежнему очень широко используется термин «гуляния», когда речь идет о любых массовых мероприятиях. При этом любители телевизора (а их в Пскове 75%) предпочитают новостные и развлекательные программы, а сериалы смотрят около четверти из них.

Про сериалы, кстати, получилась отдельная дискуссия. В результатах исследования сериалы заняли небольшое место – известно, что 38% псковичей прямо сейчас (то есть, прямо тогда) смотрят какой-то сериал, при этом по телевизору их смотрят 32%, еще 6% качают сериалы с торрентов и только 0,7% покупают диски.  Из чего можно косвенно сделать подтвердить теорию о том, что основная аудитория сериалов – более возрастная, молодежи в этой структуре значительно меньше. И хотя социологи не изучали отдельно вопрос, что это за сериалы, бьюсь об заклад, что по телевизору смотрят бразильское мыло и отечественные шедевры, а с торрентов, конечно, качают современные «трендовые» ленты вроде «Доктора Хауса» или «Игр престолов».

Что касается книг, то их у нас особо не читают. Примерно половина псковичей, как я уже говорила выше, не помнят, когда в последний раз их покупали. У 36% горожан, по их собственным признаниям, нет домашней библиотеки, а у 20%, что интересно, есть книги, однако люди не считают их количество достаточным для того, чтобы называть библиотекой. Неожиданно довольно большой процент набрал вариант ответ «была библиотека, но мы ее раздали», что в рядах слушателей семинара вызвало недоуменный гул.

Василий Сенин, комментируя эту часть исследования, отметил, что в современном мире технологий, однако, жить можно и без книг в традиционном их обличии, но это, конечно, не означает, что можно жить без чтения. В качестве аргумента худрук привел писателя Пелевина, в чьей крошечной комнате не было ни одной книги, зато был компьютер.

От чтения постепенно перешли к активному отдыху вне дома. С января по апрель примерно половина горожан побывала на городских праздниках, около 30% - в кинотеатрах Пскова. Спортзалы, бассейны и Ледовый дворец набрали по 22-23% «голосов». Еще по 15% псковичей ходили в музеи и ночные клубы.  Далее начинается местная «печалька»: 9% горожан ходили на концерт популярных исполнителей в БКЗ, туда же – на концерты классической музыки – 6,3%, в театр – 8,6%, в кукольный театр – 6%. Что говорит нам о том, что практики культурного досуга в Пскове развиты еще неактивно, и деятелям культуры нужно как следует постараться, чтобы из клубов и кинотеатров перетащить людей в храмы и часовенки искусства. Особое внимание в этом контексте, конечно, надо уделять молодежи.

Тема привлечения молодежи в культурные учреждения города стала лейтмотивом обсуждения. О том, как заставить молодежь предпочесть театры, музеи, и другие культурные площадки пивным барам и пабам, говорил Василий Сенин, социолог Сергей Кулдин, и другие участники дискуссии. Ломали голову над технологиями и обсуждали, возможно ли это  в принципе. Говорили о том, что городу нужно создать единое поле билетов в культурные учреждения, что культурные учреждения должны предоставлять дифференцированный контент, который будет интересно. Василий Сенин при этом настаивал на том, что театр потакать зрителю не может, иначе он потеряет свою главную, по мнению нынешнего худрука, функцию – просвещать и образовывать.

Обсуждение о том, как именно нужно стараться, длилось довольно долго – как это часто бывает на семинарах «ИРР». Говорили отчасти по делу, а отчасти и для того, чтобы поговорить. Любопытным показалось вот что. Семинары «ИРР» в узких кругах пренебрежительно зовут «посиделками», потому что, как правило, ценные идеи, возникающие в ходе дискуссий, за пределы семинарских комнат выходят очень редко, а еще реже  - воплощаются в жизнь. Однако этот семинар закончился для некоторых его участников переговорами о конкретном сотрудничестве.

Уже под конец дискуссии слово досталась преподавателям ПОИПКРО. Они напомнили о том, что в Псковском театре раньше существовала практика демонстрации спектаклей учителям  с тем, чтобы потом они приводили на них учеников в качестве альтернативы урокам литературы. Подспудно, таким образом, театр выполнял и образовательную функцию, и привлекал в свои ряды активную молодежь. Василий Сенин этой идеей загорелся, и после семинара пригласил педагогов обсудить конкретные шаги по возрождению старой доброй, но незаслуженно забытой традиции.

Конечно, Псков на звание культурной столицы Северо-Запада пока не претендует, однако все предпосылки для того, чтобы горожане научились качественно развлекаться, похоже, есть. С одной стороны, есть развивающаяся и интерактивная культурная инфраструктура, с другой стороны – зритель, готовый потреблять городское пространство, правда, пока – лишь в том виде, в котором его преподнесут. Если две этих данности свести в одну точку, то мы имеем все шансы создать в городе уникальное сообщество людей, которое при всех своих социальных разностях, будет развиваться само и развивать пространство вокруг себя. И в какой-то момент мы  удивлением обнаружим, что люди в автобусах обсуждают не только подорожание молока, но и последние спектакли театра, а областная библиотека стала вдруг местом, куда студенты идут не только корпеть над курсовиками, но и смотреть артхаус. Почему бы и нет?

Алина Чернова
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...