24
 

Обзор прессы с Даниилом Новиковым

Мой прошлый обзор прессы получился – каюсь – не обзор, а коллекция рецензий на свежие выпуски полдюжины псковских еженедельников. Я честно приобрел в газетном киоске эти печатные издания и, увлекшись чтением, препарировал каждое из них. Хотя рассказать, вообще-то, хотел о другом – о так называемой «российской журналистике» и о том, какое влияние это вредное явление оказывает на псковские СМИ. Исправляюсь.

Обзор шести газет, которые я также приобрел в торговой точке у «Гидроимпульса» («Псковским новостям» снова не повезло – не оказалось в продаже), будет чуть ниже. А сперва – пара соображений, навеянных позавчерашним выступлением на «Слоне» замминистра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина.

Было невероятно приятно узнать, что человек на столь высокой и весьма конъюктурной должности не только исповедует прагматичный взгляд на действительность, но и напрочь лишен медийного ханжества, которое многие, обманывая себя и близких, называют профессиональной этикой. Предлагаю вам ознакомиться с кратким содержанием наиболее сочных реплик Волина, потому как без осведомленности о них отдельным псковичам с гипертрофированным чувством собственной важности сегодняшний обзор прессы может несправедливо показаться оскорбительным и даже унизительным.

Итак:

- Уровень журналистики в России – неудовлетворительный;

- Журналисты не должны быть мессиями, они должны лишь честно отрабатывать информацию;

- Российскую журналистику исправит большое количество безработных журналистов;

- Все права, которые есть у журналиста, существуют за пределами использования бюджета его работодателя;

- Не нравится редакционная политика – иди в пень, и создавай свое СМИ и на свои деньги.

Иными словами, журналисты – это обслуга, не более того. Но обслуга зарвавшаяся, возомнившая о своей особой роли, и незаслуженно считающая себя элитой. Таков циничный взгляд господина Волина. И я готов полностью согласиться с ним, но с небольшим уточнением – никаких журналистов и никакой журналистики нет.

Вот так. А вы думали – павлины полетят?

Собственно, новой российской журналистики никогда, пожалуй, и не было. Была та – старорежимная, времен Григоровича и его погружений в жизнь крестьян и бездомных. Потом была эпоха советской журналистики, когда каждый видел границы формы, и четко понимал, каким содержанием она должна быть заполнена. В финале советской эры появился медийный рынок, а с ним – полнейшее размытие любых ориентиров: нравственных, профессиональных, гражданских.

В 90-е те, кто работал в СМИ, действительно чувствовали свою исключительность и имели право величать себя «четвертой властью». Недолго, но могли. И легенды, правда, имеющие профессиональные корни еще из СССР, тоже были. А новое поколение профессионалов, должное вот-вот зародиться, в ту пору лишь панически нащупывало под ногами фундамент кодекса цеховой этики, желая остановить царящую вокруг вакханалию чернухи, сливов, сектанства и «джинсы». Не успели. В 2000-е наступила путинская НЭП, а затем пришел интернет.

Что произошло за каких-то 10 лет? Настоящая медиа-революция. Во-первых, ставший, наконец, цивилизованным, рынок самоочистился, изгнав из себя всю постперестроечную эзотерику, нерентабельный глянец, и прочие проекты, которые сырьевые олигархи и бандиты держали прикола ради. Во-вторых, на рынке открылись новые ниши, появились новые профильные издания, телеканалы и радиостанции. В-третьих, и это самое главное – рынок труда в СМИ очень быстро перегрелся. Авторов, редакторов, операторов, дизайнеров, промоутеров и еще черт-ногу-сломит-каких специалистов в масс-медиа стало не хватать. Брали всех. Брали с улицы, из курилки, из детства и из подъезда. И хотя по-прежнему хантили лучших, количество этих лучших фантомно возросло. Хуже всего было то, что даже посредственным платили нецелесообразно много. Кризис 2008 года расставил все на свои места: на смену безумным зарплатам пришел жуткий демпинг – профильные «звезды» теперь сами искали работодателя.

Наконец, уверенно заняли свое место под солнцем блоги. Оказалось, что бложий дар – это возможность зарабатывать, и для того, чтобы быть средством массовой информации, тебе не нужна вся 29-я статья Конституции, достаточно лишь ее первых четырех пунктов и смартфона с 3G. «Госрегистрация? Какая регистрация? Я тут котиков пощу». Так едва начавшаяся зарождаться «журналистика» умерла. Кому нужен цеховой этический кодекс, если мир наполнен миллионами разгильядев, дармоедов и лоботрясов, которые никогда не возжелают ему подчиняться? Игры в дворянство закончились. «Искра»? «Сезам»? Нет, не слышали.

Смириться с утратой оказалось под силу не всем. Чем дальше от скоплений серверных станций находилась редакция, тем сложнее было поверить, что все – теперь ты в армии. Ты – часть легиона специально обученных обезьянок с печатными машинками. Ты – официант на чужом корпоративе, и даже если ты психанешь, и уйдешь, то корпоратив не сорвется. Найдут другую мартышку, а ты – найдешь другую редакцию. Может быть, там будут платить меньше, но при должном трудолюбии ты вполне можешь прокормиться на эпизодических подножных сюжетах. А если есть желание сделать карьеру, и обещаешь больше не психовать – можно податься в менеджеры, и рулить персоналом вверенного чужого корпоратива.

Такова недавняя история, а суровая реальность вокруг – вот, пожалуйста: никакие законодательно закрепленные СМИ больше не нужны, и тем, кто рвет на себе тельняшку, обнажая наколку «29-я статья Конституции, п.5» будет в ближайшие время тяжелее всего. Еще тяжелее будет тем, кто «финишд» журфак, потому что хуже российского высшего образования только вымышленная профессия в дипломе. «Журналист» – это что за специальность? Чему там можно учиться 5 (!) лет? Университет нефти и газа имени Губкина – вот это, несомненно, хорошее высшее образование. И для СМИ, и для нефтянки.

Любой уважающий себя шеф-редактор будет игнорировать резюме с «журфаком» в анамнезе. Я сам так делал, и даже однажды из принципа проспал комиссию по творческому конкурсу в МГУ, от участия в заседании которой нельзя было отказаться. И наоборот: если «журналист» – с головой на плечах, то он может быть кем угодно. Например, хранителем музея Булгакова (как Петр Мансилья-Круз), или директором Парка Горького (как Ольга Захарова), или организатором детского лагеря (как Фил Бахтин).

Уверен, что для понимания того, что сейчас происходит в псковской прессе, без этих хрестоматийных знаний не обойтись, и они имеют самое непосредственное отношение к обзору прессы – тому, к которому мы, наконец, переходим. Очень рассчитываю, что не только периодические печатные издания, но и другие медиапродукты – сюжеты по ТВ, материалы в интернет-СМИ – в дальнейшем будут восприниматься потребителями именно как товар, удовлетворяющий их потребностям. Без тошнотворного ореола «журналистики», без этого восторженного придыхания, которое редакции нет-нет, да и выносят на полосы, экраны и интернет-страницы. Хочется быть «четвертой властью»? Идите в рекламные менеджеры, они тоже мнят себя «элитой».

Ладно, вот вам обзор – на этот раз в виде путеводителя по псковским газетам (и газетам с псковскими вкладками), с примерами из свежих выпусков. Для тех, кто – ну бывает же? – ни разу их не читал, но хочет получить представление не о редакционном коллективе, а о продукте, на который, допустим, хочет подписаться:

«КурьерЪ». Самый качественный макет, но псковских полос мало, в основном федеральная солянка с вкраплениями зарубежных дайджестов, материалов о ЗОЖ и потребительской чепухи. Типичный материал – «Следователи собирали тело по частям» (даже знать не хочу, о чем это, надежду на отсутствие описания «жмуриков» внушает только корова на фотографии). Материал с обложки – «Запаска спасла десантника» – как и всегда, самый блеклый в номере. Навигация удобна для всей семьи: через разворот после детской полосы – рубрика «Интим» с советами по дефлорации и анальному сексу для супругов.

«АиФ-Псков». Отвратительная верстка, не менявшаяся с 80-х – просто неуважение к читателю. Контент: социалка, коммуналка, культура и ЗОЖ. Чтиво номера – без иронии – материал про конфликт интересов кабанов, охотников и хозяев сельхозугодий. Остальное – всякая мелочь – региональные новости, обличенные в письма в редакцию и ответы на них.

«КП-Псков». Мастера передергиваний и натяжек в заголовках. Если не читать сами статьи, то легко поверить в то, что глава Пскова предлагает поставить памятник Оксане Федоровой и чем-то там меряется с губернатором. А также: эстонцы открыли охоту на псковичей, щенок спас хозяев при пожаре, студенты будут отмечать Татьянин день без денег. Весело, но скучно.

«Псковская правда - Вече». На обложке – те же бедолаги-десантники, что и у «КурьерЪа», но раскрыта тема номера чуть более подробно: больше попыток ответить на вопрос «Кто виноват?». В газете хватает «проходных» материалов, но выручает ее то, что: 1 - это самый объемный псковский еженедельник (26 местных полос), 2 – газета формата general interest, тут тебе и высокая кулинария, и про путешествия, и про красавиц-чудовищ. Все с местным колоритом.

«Псковская губерния». На любителя. Главная особенность газеты – надрыв. Благодаря этой «фишке» культурные материалы читать интересно, а политические – предсказуемо скучно. Рекомендую сразу читать последний абзац, чтобы узнать об убеждениях автора. Вот и в этот раз: Иван Цецерский – прикольный, а администрация области со своим МФЦ – растратчики бюджетных средств. Худрук Сенин – тот еще прощелыга, но, пожалуй, можно и присмотреться, вдруг выйдет толк.

«Псковская провинция». Добротный региональный продукт. Подводит макет, разработчики которого понятия не имеют, что такое сетка, и насколько важно ее блюсти. В результате читатель вынужден метаться взглядом по разворотам, пытаясь вычислить логику. Но если время на чтение есть, то «Провинцию» вполне может рекомендовать как отличную семейную газету. Тут тебе и флора, и фауна, и соседи, и гости, и отцы, и дети. Минимум политики, максимум – добра, любопытства и удивления всем позитивным вокруг. А по части местных полос издание даже конкурирует с «ПП» – 20 страниц ядреного регионального контента.

Совсем скоро, может быть даже чуть раньше, чем псковские собаководы будут учить своих питомцев тапать планшеты, выбирая корм, подписка на локальную прессу – я убежден – вновь станет популярной. Газеты будут с трепетом вынимать из почтовых ящиков не для того, чтобы узнать новости, а для того, чтобы насладиться чтением дома – так же, как сейчас, отвергнув ресторанную еду, граждане все чаще наслаждаются ее приготовлением дома. Газеты станут дороже, из них исчезнет телепрограмма и реклама, а рекламные менеджеры будут с позором изгнаны в Монголию, где станут странствующими акробатами.

Когда это все произойдет, я тоже буду, не торопясь, пролистывать местную прессу, расположившись в уютном кресле с чаем, и закутав ноги в плед. Наверное, я подпишусь на сразу два еженедельника – смогу себе позволить. Сейчас бы ими стали «Вече» и «Псковская провинция». Их и заберу сейчас домой – почитаю на выходных.

Даниил Новиков
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...