31
 

Шерри-бренды от Никаса Сафронова

…Начнём с того, что никакой он не Никас, а Николай. Фамилия, правда, - настоящая: Сафронов. Не человек, а бренд. Товарный знак "фабрики" по производству салонного искусства, поставленного на поток.

Целый месяц в галерее Псковского музея-заповедника экспонировалась передвижная выставка одного из самых раскрученных современных российских художников -  Никаса Софронова. Выставка изначально была объявлена коммерческой, именно поэтому никакого официального открытия, то бишь вернисажа, не планировалось. Зато в телеэфире присутствовала телереклама. Маркетинговый ход верный: зачем терять зрителей, которые заплатят деньги? Ведь на вернисажи принято приглашать бесплатно, а здесь сугубо рыночный продукт.

Билет на выставку Никаса Сафронова, между прочим, стоил 300 рублей, как на кинофильм в 3D. И после каникул музейщики подвели некоторые предварительные итоги: оказалось, что Никасом Сафроновым соблазнилось более 2 тысяч псковичей.  Нетрудно подсчитать: с учётом дополнительной недели с лишком доход от выставки, без учета налогов, по грубым подсчётам составил как минимум полмиллиона рублей. Вычтем затраты на перевозку, монтаж картин, телерекламу, также аренду зала - всё равно останется кругленькая сумма. А ещё говорят, что художники у нас живут бедно. Это смотря какие художники. Такие, как Сафронов, живут явно припеваючи.

 

Считается, что некрасиво считать деньги в чужом кармане, но казус Сафронова доказывает: раскрученный художник на одних только билетах может жить у нас более, чем кучеряво. Судите сами — месяц в Пскове, и пол-лимона как с куста. Это при том, что по слухам, выставки Сафронова, как некогда группа "Ласковый май", путешествуют по городам и весям в нескольких версиях. Главное — фамилия художника, бренд.

Все это - без учёта возможных продаж и заказов собственно самих картин, самая дешёвая из которых стоит у Никаса Сафронова, как говорят, минимум 10 тысяч евро. Уж не знаю, купил ли кто из богатых псковичей себе картинку от Никаса на память, а может заказал (причём не только по фотографии), но возможность такая у каждого смертного была, о чем и объявлялось в течение всей выставки. Хочешь портрет от Никаса Сафронова по фотографии — пожалуйста. Готов поехать на сеанс в Москву – милости просим!

Разумеется, одиозно-гламурный, сладкий и слащавый, словно бутылка шерри в руках кокотки, художник не мог и в Пскове избежать некоторой обструкции. И эта обструкция, надо признать, случилась, хотя в минимальных дозах: несколько местных художников, посетив коммерс-выставку, высказались в том духе, что вот, псковичей, мол, пичкают всяким глянцевым фуфлом, китчем и дурновкусием.

 

Сразу вспомнилась легендарная телепередача Александра Гордона на Первом канале - "Гордон Кихот", выпущенная в эфир несколько лет назад (видео доступно в интернете), где Никаса Сафронова обвиняли ровно в том же самом - в глянце, китче, и потакании низкопробным вкусам публики.

Ну так и что? Поклонников у Сафронова от наездов недоброжелателей меньше не становится. Скорее, наоборот: чем больше критикуют, тем громче скандал и шире PR. Поэтому, чем зря разводить антимонии, следовало бы разобраться, а в чём собственно заключается феномен Никаса Сафронова. Почему он столь успешен и популярен? Вот лично я посмотрел выставку Сафронова, и главный вывод от просмотра: если бы на входе не висело объявление о том, что это выставка именно Сафронова, я никогда не смог бы идентифицировать, что это именно Сафронов.

 

Дело в том, что таких салонных художников, как Сафронов, и даже талантливей,  много. Вот, к примеру, у нас в Уграде живёт художник Анатолий Деменчук, который тоже пишет портреты знаменитостей и этакий пригламуренный сюр. Когда-то он даже мечтал о собственной частной галерее. Так вот, полотна Деменчука по художественным качествам ещё и фору сделают любому Сафронову. По крайней мере, Деменчук не пользуется полиграфическими технологиями и услугами подмастерьев. Но где сейчас Деменчук, и где Сафронов? Вопрос риторический.

Сафронов — типично буржуазный художник, со своими сладкими фишечками, с этаким уютненьким глянцевым сюрреализмом, с постмодернизмом наконец, - куда ж без него? То есть с некой игрой в концепты, игрой с цитатами, с репликами прошлых эпох... Однако, опять же повторюсь, само его искусство не выделяется ни оригинальностью замыслов, ни, тем более, техническими приёмами. Более того, уровень работ очень разный, что "как бы намекает..."

Всё это некий усреднённый, насквозь буржуазный, вполне себе продажный и успешно продаваемый гламур. Что-то вроде постеров или обложек глянцевых журналов, только маслом по холсту и в роскошных рамах. Именно так — и исключительно так - представляет наш свежеиспечённый буржуа настоящее якобы искусство. Искусство, способное украсить богатый интерьер с претензиями на нечто большее, чем евроремонт от молдавских гастарбайтеров.

Люди-кошки в старинных костюмах, люди-собаки, люди-цветочные букеты, просто портреты знаменитостей, сделанные по фотографиям, вроде Джонни Деппа, будто оптом скупленные у художников, торчащих в ожидании клиента на Старом Арбате. То есть, опять же, вывод прост: важна и актуальна вовсе не выставка, а бренд. Всё дело в бренде, ребята! А уж какими способами Никас Сафронов достиг статуса бренда - вопрос другой. Вот только к подлинному искусству всё это имеет весьма слабое отношение.

Вот уверен на все сто - ровно такая же выставка, точь в точь, только без фамилии Сафронов, провалилась бы с треском. А любая другая, да хотя бы скупленная с того же Арбата, однако с биркой "Сафронов", облачённой в золочёную раму, имела бы коммерческий успех. И удивляться не стоит. Ведь мы и живём в великую эпоху брендов. Вещь — ничто, бренд — всё! И выставка Никаса Сафронова великолепно подтверждает эту простую маркетинговую формулу.

Саша ДОНЕЦКИЙ

Александр Донецкий
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...