6


  • Коротко
 

Путешествие двенадцатое: музей на базе карцера и идол, раздающий детей

В предыдущей  части я уже заикнулась про то, что в Себеже совершенно замечательный  музей. Кстати, директор у него - Алексей Станиславович Петренко – не менее замечательный.  

 На фото: Алексей Петренко

Помните, я рассказывала про музей в Невеле, который располагается в бывшей почтовой станции? Так вот, в Себеже музей также поселили в дом с историей, только она менее приятная, чем в соседнем Невеле. Здание тут тоже старинное – построено оно было ещё в первой четверти XIX века. Тогда в нём размещалась тюрьма. В годы Великой Отечественной войны немцы использовали этот дом тоже по его профилю, например, в подвале сохранился карцер. Место, надо сказать, жуткое (я имею в виду, конечно же, карцер). Это небольшая комната с бетонным полом и тяжёлой дверью. Там нет электричества, нет окон, только маленькое – сантиметров пять в диаметре -  отверстие, ведущее на улицу, поэтому нам пришлось  довольствоваться светом от мобильных телефонов, но этого было достаточно, чтобы рассмотреть на стенах выцарапанные заключёнными надписи.

 На фото: здание музея - бывшая тюрьма

Это, кстати, именно из этого подвала по легенде есть вход в подземный тоннель под городом, где спрятаны купеческие сокровища.  Алексей Станиславович рассказал нам расширенную версию этой тёмной истории. Якобы подземелье имело несколько веток: одна связывала Замковую гору с островом, ещё одна - шла до нынешнего здания администрации, третья - вела к польскому кладбищу, а ещё одна – самая длинная – заканчивалась в Угоринке – это такая деревня километрах в 10-и от города.  Хоть мы и бродили по подвалу музея, но входа в этот подземный город так и не видели.

 На фото: прекрасные флоксы

Вообще-то у себежского музея не одно здание, а сразу два. Стоят они рядом и образуют очень уютный дворик, в котором, когда мы приезжали, цвели флоксы самых разных сортов и расцветок. И я дольно много времени провела в восхищении этой разноцветной поляной.

 На фото: один из экспонатов

У музея очень много залов. Начало экспозиции представляет природу Себежского района. Тут очень много чучел самых разных животных, заспиртованные змеи, засушенные бабочки и разные жучки, гербарии. В общем, в этой части музея можно посмотреть всё, что растёт, бегает, прыгает, ползает, летает по территории Себежского района. Алексей Станиславович пояснил: наличие такой большой коллекции связано с тем, что изначально создавался музей природы, а уже потом он переквалифицировался в краеведческий. По его словам, коллекцию создавали доктора наук, а гербарий вообще делал лучший на Северо-Западе России специалист по сосудистым растениям.

 На фото: те самые заспиртованные змеи и себежская черепашка

Директор музея обратил наше внимание на чучело белой цапли. Оказывается, создавая музей, его сюда поместили, только вот белой цапли в Себежском районе никогда не было. Но спустя 25 лет эти птицы стали тут селиться.  Меня в этой части экспозиции заинтересовал один камушек. Оказывает, он тоже некоторое время вводил посетителей в заблуждение. В музее он оказался, как фрагмент метеорита. Но однажды пришли на экскурсию геологи. Они посмотрели камушек, покрутили и рассказали, что происхождение у него вполне себе земное – это фрагмент застывшей лавы с вкраплениями граната. Из этого следует, что когда-то на территории нынешнего Себежского района случилось извержение вулкана!

На фото: рассматриваем кусок застывшей лавы от себежского вулкана

 Ещё одно удивление – на одном из озёр под Себежем водятся черепахи, собственно, они тоже представлены в музее. Как говорит Алексей Станиславович, биологи не могут понять, как в нашем климате могли завестись черепахи, но предполагают, что они откуда-то сбежали, адаптировались к окружающей действительности, ну и, собственно, поселились на озере и размножились.

 На фото: галерея картин Константина Громова

В переходе между залами музея устроена картинная галерея, в которой представлены работы художника, мастера наивного искусства, а по совместительству бывшего директора музея Константина Громова. Алексей Станиславович говорит, что у себежского музея самая большая коллекция работ этого художника.

 На фото: части мамонта, найденные археологами в Себежском районе

Особая гордость директора – зал археологии. Он говорит, что коллекция находок тут одна из самых больших в области. Да и в самом районе огромное количество памятников археологии, некоторые из них особо охраняемые и поэтому закрыты для туристов. Есть в музее предметы, которые относятся к эпохе неолита. Это означает, что  люди в этих краях появились ещё около 4 тысяч лет назад. А по некоторым орудиям, как говорит директор музея, можно судить, что заселён Себежский район был гораздо раньше – 7-8 тысяч лет назад, когда ещё "про Египет, про Вавилон и Китай никто не слышал".

 На фото: некоторые археологические находки

Самые же загадочные экспонаты  музея – это каменные идолы. Я такого ни в одном музее в Псковской области не видела! Оказывается, они стали объектами паломничества. Поклониться им приезжают из США, Канады, Голландии, Прибалтики. Считается, что больший из камней – пестун, некоторые видят на нём женскую грудь – символ плодородия, а другие уверяют, что на камне имеется образ матери-прародительницы. Говорят, что он избавляет от бездетности, собственно, за этим сюда и едут. Есть только одно условие: надо камню принести какой-то дар. Судя по всему, чаще всего идолу приносят монеты, их россыпи лежат на полу, но кто-то приносит и что-нибудь съестное, мы, например, "застали" банку мёда. По словам Алексея Станиславовича, она стоит у камня с прошлогоднего Спаса, но мёд так и не засахарился. Приносили люди камню творог, яйца, правда, их со временем убирают, потому как продукты быстро портятся со всеми вытекающими из этого "ароматами".

На фото: пестун

Рассказывают ещё историю о мужчине, который очень хотел найти свою дочь, связь с которой потерял после развода с женой. Он приезжал в себежский музей несколько раз, оставлял камню дар и просил его о помощи. И, о чудо!  Спустя какое время дочь сама его нашла.

 На фото: ещё один идол

Идол поменьше тоже дохристианского периода.  У этого камня есть лицо. Вроде бы этот  идол  не единственный в своём роде в Псковской области, находили и другие похожие, но в других районах.

 

Ещё один хранящийся в музее камень расписан петроглифами. Его откопал в своём огороде местный житель. В Себеж приезжали специалисты и частично расшифровали надписи. Рисунки на камне рассказывают о каком-то сражении, ещё там имеется что-то наподобие карт. В общем, работа по расшифровке этих петроглифов ещё продолжается.

 На фото: камень с петроглифами

А теперь немного мистики и фантастики. Как рассказывает Алексей Станиславович, камни эти обладают некой энергетикой: всякие спецприборы рядом с ними зашкаливают, а если приложить руку, то можно почувствовать тепло. Более того, камни не любят, чтобы их фотографировали: вспышки у фотоаппаратов  не срабатывают, а раньше в плёночных фотоаппаратах обязательно что-то с плёнкой происходило, а в итоге фотографий не получалось.   Наверное, наш фотограф Александр Сидоренко камням понравился, потому что с фотоаппаратом ничего не произошло и снимки получились.

 На фото: картина, изображающая крепость на Замковой горе в Себеже

Конечно же, в музее есть отдельный зал, который рассказывает об истории города, коллекция предметов быта, экспозиции о войне и периоде оккупации. Всё это вам обязательно покажут, когда вы оправитесь в Себеж. Есть ещё одна экспозиция, о которой я тут даже не упомянула. Она очень-очень интересная и в других музеях области ничего подобного нет,  но я обещала, что о ней ничего писать не буду. Фотографий в этом зале, кстати, мы тоже не делали.  В общем, я вам ничего не говорила, а если будете в музее, то в этот зал вас точно отведут.

 На фото: таблички с названиями населённых пунктов, которые установили немцы, заняв территорию Себежского района

Ну и, наконец, немножко справочной информации. Входной билет в музей стоит всего 40 рублей.  Ещё в прейскуранте цен есть такой пункт, как "Прослушивание патефона – 5 рублей".  Сейчас патефон не включают, но за пять рублей можно послушать музыкальную шкатулку XIX века.

 

Продолжение следует…

 

Лена ЛЕШКИНА 

Елена Лешкина
Версия для печати


Идет загрузка...